Файл: Занятие Функциональная грамотность Тема занятия Находчивый колобок Тип занятия деловая игра Цели и задачи занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  Внеурочное занятие: «Функциональная грамотность»

Тема занятия: «Находчивый колобок»

Тип занятия: деловая игра

Цели и задачи занятия: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Предмет изучения: деньги, цена, услуги, товар.

Формируемые умения:

  • наблюдать над понятиями: товар, услуга;

  • определять необходимые продукты и их цены;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • работать в группе.

Планируемые результаты:

личностные:

  • осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;

  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в сфере финансов;

  • уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях;

метапредметные:

познавательные

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

  • перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

регулятивные

  • проявлять познавательную и творческую инициативу; принимать и сохранять учебную цель и задачу;

  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • оценивать правильность выполнения действий.

коммуникативные

  • адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в содержании с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условие деятельности в речи;

  • доносить свою мысль до других; слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах работы в группе.


предметные:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • проведение элементарных финансовых расчётов.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный и демонстрационный материал, изображение колобка.

Структура занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Нас сегодня ждёт дорога

И узнать нам надо много!

В путешествие пойдём.
В одну сказку попадём.


Тихо девочки за парту сели.

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.


Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм

2. Подготовка к основному этапу занятия.

Загадка:

Кто сбежал от бабы с дедом, 

Кто стал для лисы обедом?

От неё уйти не смог

сытный, вкусный … (КОЛОБОК)

(Учитель демонстрирует колобка)


- Так в какую сказку мы с вами сегодня отправимся?

- Итак, открываем наши тетрадки на с. 50 и погружаемся в сказку.



Отгадывают загадку.

- Мы сегодня отправимся в сказку «Колобок»

3. Активизация опорных знаний.

- Пошла бабушка – старушка в магазин, а там на полках – разные товары, и для каждого товара указана цена.

- Но бабушка старенькая, подзабыла она, что такое товар и цена. Напомним ей?

1. Всё что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа, и самовар

Называются … (ТОВАР)

2. На товаре быть должна

Обязательно… (ЦЕНА)

- Уточните, что такое ЦЕНА?


Хором называют слова – отгадки.

- Это то, сколько стоит ТОВАР.

4. Основной этап занятия

Задание 1.

- Давайте внимательно рассмотрим полку магазина и прочитаем, какой товар там есть.

- Поможем бабушке купить нужные продукты? Возьмите в руки простой карандаш и обведите только те продукты, которые необходимы, чтобы испечь колобок.

- Для каждого товара указана цена. Подчеркните цену выбранных продуктов.

(На доске вывешивается картинка с продуктами и их ценой)

- Сколько кантиков всего должна будет отдать бабушка за выбранные продукты? Как вы это узнали? Запишите в тетради.

- Сколько денег останется у бабушки? Как вы это узнали? Запишите.

- А как вы думаете, что такое кантики? У вас в тетради написано 2 варианта ответа, прочитайте внимательно и обсудите с соседом по парте, какой ответ, по вашему мнению, правильный.

- А что же такое, по-вашему, деньги? (На доске вывешиваю слово ДЕНЬГИ) (Выслушиваю ответы детей)

- Ну, а теперь давайте прочитаем правильный ответ. ( с.50)

Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги.

Задание 2.



- А мы с вами отправимся вместе с колобком и поможем ему подсчитать, сколько же кантиков он сможет заработать. Работать будем по парам.



- Каким образом колобок решил заработать?

- А что такое УСЛУГА? (На доске вывешиваю слово УСЛУГА) (Выслушиваю ответы детей)

- Ну, а теперь давайте прочитаем правильный ответ. (с.51)

Услуга – действие, приносящее пользу или помощь другому.

- Получит ли колобок за свою услугу плату?

- Как назвать услугу, за которую получают плату?



- Прочитайте, какова цена одной морковки?

(На доске вывешивается картинка с морковкой и её ценой)

- Сколько морковок дал заяц колобку?

- Как узнать, сколько всего кантиков заработал колобок?

- Возьмите конверт и достаньте 4 кантика.

Задание 3.



- Колобок решил спеть песенку волку, это платная услуга?

- Прочитайте, сколько стоит вскопать огород?

- Достаём из конверта ещё 5 кантиков и добавляем к уже имеющимся. Сколько сейчас всего кантиков на счету у колобка?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Задание 4.



- Спеть песенку медведю – это платная услуга?

- Прочитайте, сколько стоит 1 гриб?

(На доске вывешивается картинка с грибом и его ценой)

- Сколько грибочков дал медведь для бабушки с дедушкой, прочитайте.

- Сколько кантиков заработал колобок за эту услугу?

- Достаём из конверта ещё 3 кантика и добавляем к уже имеющимся. Сколько всего заработал колобок за три услуги, посчитайте?

Задание 5.



- Спеть песенку лисе – это платная услуга?

- Прочитайте, сколько стоят ягоды?

(На доске вывешивается картинка с 2 ягодами и их стоимостью)

- Сколько лиса собрала ягод для дедушки с бабушкой?

- Нарисуйте 10 ягод.

- Обведите по 2 ягодки и подумайте, сколько кантиков будет стоить земляника?

- Достаём из конверта ещё 5 кантиков и добавляем к уже имеющимся. Сколько всего заработал колобок, посчитайте?

Дополнительный вопрос.

- Давайте вспомним, сколько кантиков бабушка потратила на продукты для колобка.

- Уберите 8 кантиков.

- Посчитайте, сколько кантиков осталось.

- Так какую прибыль получил колобок, оказывая платные услуги?

Дополнительный вопрос.

Какие продукты могут купить дедушка с бабушкой на 9 кантиков, которые заработал колобок.

(На доске уже висят картинки с продуктами и ценами продуктов)

Дети исключают сахар и обводит в кружок рисунки с мукой, сметаной и маслом.

Дети подчёркивают цену выбранных товаров.

- Нужно сложить 3, 2, 3.

Дети записывают решение: 3 + 2 + 3 = 8

2 кантика. 10 – 8 = 2

После обсуждения в паре выбирается ответ «деньги в сказке»

Дети дают ответ

Дети читают подсказку.

- Он решил оказать зайцу услугу – спеть ему песенку.

Дети дают ответ

Дети читают подсказку.

- Да, ему заяц даст 2 морковки.

- Такую услугу называют платной.

- Цена морковки – 2 кантика.

- Заяц дал колобку 2 морковки.

- 2 + 2 = 4.

Ребята достают из конверта 4 кантика.

- Спеть песенку - платная услуга, так как взамен волк должен вскопать огород.

- Вскопать огород стоит 5 кантиков.

Ребята добавляют 5 кантиков к имеющимся 4 и выясняют, что их стало 9.

- Спеть песенку - платная услуга, так как взамен медведь должен дать для бабушки с дедушкой грибочков.

- 1 гриб стоит 1 кантик.

- Медведь дал колобку 3 грибочка.

- Колобок заработал 3 кантика.

Ребята добавляют 3 кантика и выясняют, что колобок заработал 12 кантиков.

- Спеть песенку - платная услуга, так как взамен лиса должна для дедушки с бабушкой нарвать земляники.

- 2 ягоды стоят 1 кантик.

- Лиса собрала 10 ягод.

Ребята рисуют 10 ягод.

Ребята обводят по 2 ягодки и выясняют, что земляника будет стоить 5 кантиков.

Ребята добавляют 5 кантиков и выясняют, что колобок заработал 17 кантиков.

- Бабушка потратила 8 кантиков.

Ребята убирают 8 кантиков.

- Осталось 9 кантиков.

- Прибыль – 9 кантиков.

Прибыль – это сумма, на которую доход превышает затраты.

Дети называют продукты.

5. Подведение итогов занятия

- И вот, несёт колобок бабушке с дедушкой кантики, а по дороге предложил нам вспомнить то, о чём мы сегодня узнали:

1. Бывают купюры, бывают монеты

Любого размера и разного цвета.

Мы с ними всегда идём в магазин,

Люди за них покупает бензин,

Удочку – дед, ну, а бабушка – серьги:

Всё это можем купить мы за …(ДЕНЬГИ)

2.Хочешь деньги заработать.

Должен ты, дружок работать.

Пользу приносить, иль помощь другу

И назовём это платной… (УСЛУГОЙ)

Хором называют слова – отгадки.


6. Рефлексия

- Прикатился колобок домой, отдал кантики бабушке с дедушкой и запрыгнул в свою любимую корзинку отдохнуть.

- А вот в какую корзинку запрыгнул бы ваш колобок, мы сейчас выясним.

(На доске корзинки красного, жёлтого и зелёного цвета.

К – мне многое на занятии было не понятно

Ж – на занятии всё было понятно

З – на занятии мне всё было понятно, но я хотел бы узнать больше)

Вот настало время, братцы,

Нам с занятием прощаться.

Сказке подошёл конец,

А кто слушал – … (МОЛОДЕЦ!)