ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Феномен и сущность культуры
Задание 1. К каким культурологическим подходам, рассмотренным в лекции, относятся следующие определения культуры?
Культура – совокупность высказываний (например, произведений), символических рядов, служащих целям коммуникации (например, ритуалов), и средств коммуникации (языков, знаков).
Знаково-символический подход
Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, созданные и приобретенные человеком как членом общества.
Антропологический подход
Культура – это мир ценностей как трансцендентных сущностей и их воплощений в сфере человеческого творчества.
Аксиологический подход
Культура – это система регулятивов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом.
Деятельностный подход
Задание 2. О каких функциях культуры (из рассмотренных в лекции) идет речь в следующих высказываниях (объясните свой ответ):
«Мы подобны карликам, усевшимся на плечах великанов; мы видим больше и дальше, чем они, не потому, что обладаем лучшим зрением, и не потому, что выше их, но потому, что они нас подняли и увеличили наш рост собственным величием» (Бернар Шартрский).
Коммуникативная функция – культура выступает основным средством общения между людьми, так как воплощает в себе объективное содержание эпохи, а также личностные переживания, взгляды и позиции отдельных субъектов. Культура и существует именно как акт коммуникации, диалога, где проявляются не только ее потенциальные смыслы, но и формируются новые, изначально не предполагаемые.
«Культура с течением времени приспосабливается к географической среде, что было убедительно показано антропогеографами; вместе с тем влияние среды уже не воспринимается как движущая сила культурного развития… И наконец, культура имеет тенденцию приспосабливаться к биологическим и психологическим потребностям человеческого организма» (Дж.П. Мёрдок).
Познавательная (гносеологическая) функция – культура формирует средства и модели человеческого познания. Мышление человека осуществляется в языковой форме, постижение окружающего мира происходит в рамках культурно обусловленных моделей и технологий деятельности (хозяйственной, научной, технической).
«Если молодой человек приносит цветы девушке на свидание, он предполагает, что она будет рада. Культура дает нам символические образы того, как порадовать, огорчить или обидеть человека, как сгладить конфликт и т.д., модели жестов, поступков, реакций на них и чувств по их поводу» (А. Зорин).
Аксиологическая (ценностная) функция: под ценностью понимается свойство предмета или явления удовлетворять потребности, желания, интересы индивидов или общества в целом, порождающее воображаемую, идеальную модель этого предмета или явления (справедливость, благо, красота, успех и т.д.).