Файл: 2 слайд Состав Южной Азии как международнополитического региона.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2 СЛАЙД:
Состав Южной Азии как международно-политического региона:
Южная Азия - это регион, который включает в себя Индию, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланку, Бутан и Мальдивские острова.
3 СЛАЙД:
Индия – геополитический центр региона, региональная держава и претендент на центр силы глобального мира:
Она имеет огромный экономический потенциал, а также является ядерной державой и обладает сильной армией. Индия также претендует на статус центра силы глобального мира и активно стремится к укреплению своего влияния в регионе и за его пределами.
Одним из основных факторов доминирующего положения Индии в Южной Азии является ее географическое положение. Индия занимает центральное место в регионе и граничит с большинством стран Южной Азии. Это позволяет Индии играть важную роль в экономическом и политическом сотрудничестве в регионе. На долю Индии приходится 73,4% территории Южной Азии, 76,5% населения региона и около 80% валового национального продукта, производимого здесь.
Доминирование Индии в регионе вызывает у соседей недоверие к ней, порождает ощущение угрозы их безопасности. Это приводит к активизации их попыток укрепить свое положение на региональной и международной арене путем опоры на великие державы, к стремлению выносить нерешенные вопросы в отношениях с Индией на суд международной общественности. Шри-Ланка пыталась даже добиться права считаться страной Юго-Восточной Азии и обращалась с просьбой принять ее в АСЕАН.
Индийское правительство, ставя цель обеспечения долговременных интересов своей страны в Южной Азии стремится стабилизировать обстановку в регионе, выступает за нормализацию внутриполитического положения в странах Южной Азии. Индия обычно выступает на стороне демократических движений в Южной Азии. В Пакистане она традиционно поддерживала Движение за восстановление демократии. Тесные связи существовали у различных политических сил Индии с реформистскими партиями: в Бангладеш - с «Авами лиг», в Шри-Ланке - с Партией свободы, в Непале - с Непальским конгрессом.
Наличие различных политических систем в Индии и в странах региона затрудняло поступательное развитие двусторонних отношений. Но на рубеже 80-х и 90-х годов в некоторых странах Южной Азии началось постепенное отступление авторитарных режимов (в результате всеобщих выборов 1988 г. в
Пакистане к власти пришло гражданское правительство; в Непале в 1990 г. была установлена многопартийная система; в Бангладеш в 1991 г. после отстранения военного режима были проведены всеобщие выборы).
4 СЛАЙД:
Основные факторы доминирующего положения Индии в Юго-Восточной Азии:
Индия имеет тесные исторические связи с Юго-Восточной Азией. Некоторые страны АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Филиппины, Мьянма, Сингапур, Таиланд) еще в 1960-х годах рассматривали Индию как стратегического партнера и потенциального гаранта безопасности.
5 СЛАЙД:
После распада СССР и пересмотра индийского политического курса в 1990-х гг. началась активизация двусторонних отношений, в частности, в рамках внешнеполитических курсов «Взгляд на Восток» и «Движение на Восток», призванных расширить экономические, политические связи и отношения в области безопасности с регионом ЮВА.
В целом подход Индии к АСЕАН мотивирован не только чисто экономическими интересами, но и внешней политикой. В отношении со странами АСЕАН Индия намерена стать доминирующей силой в северо-восточной части Индийского океана в частности, Бенгальском заливе и Андаманском море и играть важную стратегическую роль в регионе Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Республика имеет хорошие отношения в области обороны только с Сингапуром и Вьетнамом, в то время как сотрудничество с другими государствами, такими как Индонезия, Малайзия и Таиланд, остается на относительно базовом уровне.
В 1995 году Индия стала полноправным партнером по диалогу с АСЕАН, а с 2002 года проводится ежегодный саммит Индия-АСЕАН. Индия также поддержала создание новых субрегиональных организаций в северо-восточной части Индийского океана, включая группировку БИМСТЭК с целью оказания содействия техническому и экономическому сотрудничеству между странами Бенгальского залива (включая Малайзию, Таиланд и Мьянму) и группу по сотрудничеству Меконг-Ганг для расширения транспортных связей между Южной Азией и Индокитаем.
Доминирующее стратегическое положение Индии в северо-восточной части Индийского океана подкреплено ее владением Андаманскими и Никобарскими островами, которые простираются с севера на юг через Андаманское море около западного конца Малаккского пролива.
6 СЛАЙД:
Сотрудничество стран подсистемы – достижения, ограничители и перспективы:
Наиболее значительными факторами, влияющими на систему взаимоотношений в странах Южной Азии, являются различные национальные интересы, культурно-идеологическая несовместимость и схожесть, а также внешние связи.
Культурно-идеологические расхождения между Индией и ее соседями носят долговременный характер. Для таких малых стран, как Мальдивы (с мусульманским населением) и Бутан (с буддийским населением), намного важнее то, что Индия может способствовать обеспечению безопасности (Мальдивы) или экономическому развитию (Бутан). Фактически такую же позицию занимает и Шри-Ланка, заинтересованная в укреплении связей с Индией в данных областях.
В частности, благодаря культурно-идеологической близости Индии и Непала поддерживаются исключительно тесные связи между ними.
Национально-этническая близость населения Бангладеш и населения индийского штата Западная Бенгалия противоречит религиозному разнообразию. Но национально-этническая близость определяет заинтересованность Бангладеш в укреплении культурных связей с Индией.
Необходимо отметить географическое положение, размеры территории, валового национального продукта и численность населения. Экономических и военных возможностей Индии на данном этапе достаточно лишь для обеспечения потребностей малых стран. Географическая отдаленность Мальдивских островов обеспечивает наличие меньших противоречий с Индией.
Основную роль в системе международных отношений в Южной Азии играют индииско-пакистанские отношения из-за наибольшего политического, экономического и военного веса двух стран, и из-за их практически постоянного противостояния. В них в сконцентрированном виде проявляется влияние практически всех негативных факторов. Наличие разных национальных интересов, политических систем и политических культур, религиозное различие дополняются геостратегическим фактором. Пакистан находится на стыке с мусульманским регионом, благодаря связям с которым может получать дополнительные экономические и военные возможности усиления своих позиций в противостоянии с Индией.
Территориальные споры Индии и Пакистана по поводу Кашмира.
Кашмирский конфликт:
Повод: В 1947 года в княжестве Джамму и Кашмир правил махараджа Хари Сингх, индуист, однако 77 % его подданных были мусульманами и началось восстание. Потом было провозглашено создание суверенного образования Азад Кашмир («Свободный Кашмир») и вхождение всего княжества в состав Пакистана. В ответ на это Хари Сингх заявил о присоединении Кашмира к Индии и обратился к индийскому правительству за военной помощью.
Первая индо-пакистанская война: состоялись переговоры между Индией и Пакистаном по проблеме принадлежности Кашмира. На этих переговорах стороны в принципе признали необходимость свободного волеизъявления населения Кашмира. Однако военные действия не были приостановлены, в них вскоре оказались задействованы регулярные воинские части Пакистана.
Вторая индо-пакистанская война: началась из-за секретной операции Пакистана, пытавшегося вызвать восстание в контролируемой Индией части Кашмира, боевые действия велись как в Кашмире, так и за его пределами. Они не выявили победителя и война завершилась вничью после вмешательства ООН.
Третья индо-пакистанская война: Она окончилась капитуляцией пакистанских войск в Восточном Пакистане, отторжением от Пакистана этой провинции и провозглашением там независимого государства Бангладеш. Главным требованием Индии является прекращение «трансграничного терроризма» — прямой поддержки Пакистаном мусульманских боевиков в индийском штате Джамму и Кашмир.
В конце 1980-х годов обстановка в Джамму и Кашмире сильно обострилась из-за социально-экономического кризиса. Там резко активизировалась деятельность сразу нескольких террористических организаций, требовавших «свободы оккупированного Индией Кашмира» под исламскими лозунгами. Пакистанские власти стали снабжать боевиков оружием и предоставили им на своей территории лагеря для подготовки.
С 1987 по 2001 годы в Кашмире практически не было дня без обстрела погранзастав той или иной стороны, нередко с применением артиллерии, или без нападения боевиков. В 1990 году в Джамму и Кашмире в связи с резкой эскалацией деятельности боевиков было введено прямое президентское правление и в штат были введены индийские войска численностью до 20 дивизий.
Начиная с 2015 года, пропакистанские вооружённые формирования в Кашмире всё больше участвуют в высокопрофессиональных атаках смертников против индийских сил безопасности.
Эскалация конфликта в феврале 2019 года
14 февраля 2019 года в округе Пулвама на шоссе террорист-смертник на автомобиле со взрывчаткой, погибли 40 индийских полицейских.
Позже начались авиаудары ВВС Пакистана и Индии.
Положения об образовании союзной территории Джамму и Кашмир содержались в Законе о реорганизации Джамму и Кашмира 2019 года, который был принят обеими палатами парламента Индии в августе 2019 года. Закон преобразовал бывший штат Джамму и Кашмир в две союзные территории, одна из которых - Джамму и Кашмир, а другая - Ладакх, с 31 октября 2019 года.
7 СЛАЙД:
В рамках региональных организаций, таких как Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (ЮАРС), страны региона работают над укреплением экономических связей и сотрудничеством в области безопасности. Перспективы сотрудничества между странами Южной Азии остаются обнадеживающими. Регион имеет огромный потенциал для развития торговых и экономических связей, а также для обмена культурой и научными достижениями. Однако, для того чтобы реализовать этот потенциал, странам региона нужно продолжать работать над устранением своих проблем и конфликтов, а также укреплять свою экономическую и политическую стабильность.
Индия и Мальдивы: С 1966 года Индия и Мальдивы наладили тесные стратегические, военные, экономические и культурные отношения. Индия оказывает поддержку соседнему государству, а для Мальдив Индия является противовесом влиянию Шри-Ланки, которая находится в непосредственной близости от островного государства и является их крупнейшим торговым партнёром.
Индия и Бутан: Индия была и остаётся основным партнёром Бутана, в экономике, политике, культурном обмене. На Индию приходится подавляющая доля внешнеторговых операций. Жители Индии могут почти без ограничений посещать Бутан, что значительно сложнее для жителей других стран. Бутанцы часто посещают Индию — для учёбы, лечения, паломничества, бизнеса. Многие бутанцы закончили индийские университеты. Индия поддерживает Бутан в военном отношении.
Индия и Шри-Ланка: Индия является единственным соседом Шри-Ланки, разделённым с ней Полкским проливом; обе страны занимают стратегическое положение в Южной Азии и стремятся построить общую систему безопасности в Индийском океане. Эти страны схожи исторически и культурно, 70 % населения Шри-Ланки исповедуют буддизм Тхеравады.