ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выполнила студентка 113 группы:
Абдуллина Алия.
Сущность экологических рисков
Экологический риск характеризуется как отклонение от общепризнанных принципов и норм отношений человека, хозяйствующих субъектов, общества и государства к окружающей природной среде, а также от норм социальных отношений возникающих между ними.
Оценка экологических рисков – выявление и оценка вероятности наступления событий, имеющих неблагоприятные последствия для состояния окружающей среды, здоровья населения, деятельности предприятия и вызванного загрязнением окружающей среды, нарушением экологических требований, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Оценка экологических рисков
Оценка экологических рисков – это выявление и оценка вероятности наступления событий, имеющих неблагоприятные последствия для состояния окружающей среды, здоровья населения, деятельности предприятия и вызванного загрязнением окружающей среды, нарушением экологических требований, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Почему же оценка экологических рисков так важна сегодня? Она помогает:
выявлять потенциально возможные экологические риски, устранять или минимизировать их;
прогнозировать наступление неблагоприятных последствий, предупреждать или минимизировать вероятность их наступления;
получать количественные и качественные показатели неблагоприятных последствий;
предупреждать аварии, причинение вреда здоровью населения, компонентам окружающей среды, нанесение ущерба репутации субъекту, реализующему проект.
Этапы проведения оценки экологических рисков
Установление, какие аварийные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды, могут возникнуть вследствие проекта.
Оценка стоимости работ по полному устранению экологически значимых последствий, вызванных аварийной ситуацией каждого вида.
Определение вероятностей аварийных ситуаций каждого вида.
Оценка экологических рисков может быть различной в зависимости от того, с позиций чьих интересов производится анализ проекта. Как правило, анализ проекта должен отражать интересы юридического лица, которое его осуществляет. В этом случае в числе затрат, направленных на ликвидацию экологических последствий аварии учитываются лишь те затраты, которые несёт непосредственно лишь данное юридическое лицо. Если проект претендует на поддержку со стороны федеральных или местных органов управления, наряду с расчетами традиционных показателей эффективности проекта, анализируют его значение для народного хозяйства, экономики субъекта или страны в целом.
Этапы проведения оценки величины экологического ущерба
Определение уровня загрязнения окружающей среды (например, на основании фактических замеров концентрации вредных веществ или путем расчетов).
Сбор данных, характеризующих воздействие окружающей среды на реципиентов и определение зависимости между уровнем загрязнения и состояние реципиентов. Такая зависимость выявляется с помощью статистических и экономических методов. Таким образом, определяется натуральный ущерб от негативного влияния загрязненной окружающей среды.
Осуществление денежной оценки влияния окружающей среды на реципиентов.
Анализ факторов, которые не подлежат денежной оценке.
Проблемы оценки экономического ущерба
Однако, несмотря на постоянное совершенствование методических основ количественного исчисления экономического ущерба, существующие на данный момент методы имеют много недостатков. Поскольку понятие экономического ущерба является единой мерой оценки техногенного влияния на различные сферы жизни общества, его расчет требует множества исходных данных, многие из которых либо практически не фиксируются, либо просто не поддаются формализации. Часть социального, морального, эстетического и прочих ущербов, имеющих некий экономический эквивалент, теоретически может быть выражен при помощи стоимостной оценки. Однако это лежит пока вне пределов возможностей экономического аппарата, поэтому расчетный экономический ущерб всегда является заниженным по отношению к реально существующему.
Управление риском
В соответствии с концепцией безопасности населения и окружающей среды практическая деятельность управления риском должна быть построена таким образом, чтобы общество в целом получало наиболее доступную сумму благ, и эти блага распределялись равномерно среди его членов.
В принципах управления риском заложены стратегические и тактические цели. В стратегических целях выражено стремление к достижению максимально возможного уровня благосостояния общества в целом, а в тактических – стремление к увеличению безопасности населения, продолжительности жизни. В них оговариваются как интересы групп населения, так и каждой личности в защите от чрезмерного риска.
Управление риском – анализ рисковой ситуации, разработка и обоснование управленческого решения нередко в форме правового акта, направленного на минимизацию риска.
Модель управления риском
Модель управления риском состоит также из четырех частей и этапов.
Первый этап связан с характеристикой риска. На начальном этапе приводится сравнительная характеристика рисков с целью установления приоритетов. На завершающей фазе оценки риска устанавливается степень опасности (вредности).
Второй этап – определение приемлемости риска. Риск сопоставляется с рядом социально-экономических факторов:
- выгоды от того или иного вида хозяйственной деятельности;
потери, обусловленные использованием вида деятельности;
наличие и возможности регулирующих мер с целью уменьшения негативного влияния на среду и здоровье человека.
Третий этап – определение пропорций контроля – заключается в выборе одной из “типовых” мер, способствующей уменьшению (в первом и во втором случае) ил – и устранению (в третьем случае) риска.
Четвертый этап – принятие регулирующего решения – определение нормативных актов (законов, постановлений, инструкций) и их положений, соответствующих реализации той “типовой” меры, которая была установлена на предшествующей стадии.
Правовое регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС обеспечивается созданием необходимой законодательной правовой базы.
Нормативно-методическое регулирование обеспечивает создание необходимой и достаточной нормативно-технической и нормативно-методической базы, составляющей единую информационную и методическую основу решения задач. Основными задачами регулирования по регулирования снижению рисков и смягчению последствий ЧС являются:
- регулирование прогнозирования ЧС;
регулирование профилактики;
возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий;
регулирование организации действий в ЧС и деятельности по их смягчению;
регулирование послеаварийных ситуаций; регулирование ответственности и возмещение ущерба;
регулирование информационного обеспечения в ЧС и др.