Файл: Практикум (семинарский) Тема Теория и методология исторической науки (3 ч.) План занятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 429
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Теория и методология исторической науки (3 ч.)
Тема 2. Учебно-исследовательский проект «Семейная история» (3 ч.)
Тема 4. Русские земли в XII - XIV вв. (3 ч.)
Тема 5. Образование и развитие единого Российского государства (3 ч.)
Тема 6. Российское государство в XVI – XVII вв. (3 ч.)
Тема 7. Россия в XVIII веке: попытки модернизации государственного устройства (4 ч.)
Тема 8. Самодержавие и реформы в России в XIX веке (4 ч.)
Тема 9. Российская империя на рубеже XIX–XX вв. (4 ч.)
Тема 10. Великая российская революция 1917 гг. и Гражданская война
Тема 11. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1920-1930-е гг. (3 ч.)
Тема 13. Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта
«История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» /
«История моего населенного пункта в годы Великой Отечественной войны» (2 ч.)
Тема 15. Перестройка в СССР и становление новой российской государственности (3 ч.)
Тема 16. Россия в начале XXI века (2 ч.)
План занятия:
-
Глобальные проблемы современности и стратегия их преодоления Россией и ведущими мировыми державами. -
Россия в настоящее время: основные тенденции развития (по материалам интернет ресурсов). -
История Белгородского государственного национального исследовательского университета и его роль в развитии региона и сохранении исторического наследия.
Список практических заданий:
1. При рассмотрении данного вопроса семинарского занятия студенту необходимо понимать, что современный мир представляет сложную, многополярную, но целостную систему, что обуславливает появление глобальных проблем, стоящих перед всеми странами мира. Студенту необходимо вспомнить – что такое глобализация и каковы ее основные проявления. Для формирования целостного представления о глобальных проблемах современности и путях их решения, вырабатываемых основными участниками мирового процесса, студенту предлагается заполнить следующую таблицу:
Основные глобальные проблемы современности | Россия | США | Евросоюз | Китай |
Проблема международного терроризма | | | | |
Обострение национально-этнических и религиозных конфликтов | | | | |
Опасность ядерной энергетики | | | | |
Продовольственный кризис | | | | |
Проблема разоружения | | | | |
Борьба с распространением неизлечимых болезней | | | | |
Сырьевой и энергетический кризис | | | | |
Демографические проблемы | | | | |
Проблема экологии | | | | |
Кризис морально-нравственных ценностей | | | | |
Геополитические противоречия | | | | |
Мировые экономические кризисы | | | | |
В результате заполнения данной таблицы студент должен оценить степень эффективности решения глобальных проблем современности ведущими странами мира и Россией, выявить факторы, затрудняющие их решение Российской Федерацией, на основе анализа материала, занесенного в таблицу, попытаться сформулировать приоритетные направления развития нашего государства, способствующие успешному решению перечисленных глобальных проблем.
2. При подготовке к данному вопросу студенту следует учитывать, что в связи с интенсивным развитием информационных технологий возрастает роль интернет ресурсов как источников информации. В рамках семинарского занятия для формирования представления об основных тенденциях развития современной России студенту предлагается использовать в качестве исторического источника информацию, представленную в сети интернет: электронные документы – аналоги традиционных письменных источников (электронные версии печатных изданий, оцифрованные источники и другие отдельные документы); web-сайты, специализированные на размещении исторических материалов.
Студенту необходимо вспомнить основные этапы работы с историческим источником, правила его критики (внешней и внутренней), выделить для анализа материала с трех интернет-сайтов различной политической ориентации (официальные правительственные сайты, левооппозиционные и правооппозиционные) и сопоставить содержащуюся в их статьях информацию по ключевым направлениям развития России, актуальным в канун проведения семинарского занятия (преподавателю следует заранее предложить ключевые темы для обсуждения).
Для овладения навыком ведения дискуссии учебную группу предполагается разделить на три подгруппы, которые в ходе занятия будут представлять позиции различных политических «лагерей» на актуальные проблемы. Результаты анализа информации с заранее обозначенных преподавателем интернет ресурсов следует представлять по следующим направлениям:
- чем обоснована правительственная точка зрения на данную проблему;
- есть ли принципиальные различия во взглядах на определенный факт (событие, явление, процесс) и в чем они заключаются;
- какие официальные правительственные позиции подвергаются критике оппозицией и почему;
- предлагаются ли в оппозиционных источниках альтернативные пути решения данной проблемы;
- каков «градус» противоречий между оппозиционными и правительственной позициями;
- можно ли проследить степень согласования интересов правящей партии с интересами, представленными оппозицией.
В итоге семинарского занятия студенты должны оценить на материале интернет ресурсов, насколько правящая партия учитывает интересы большинства населения; взаимодействует ли (и в каком объеме) с оппозицией; насколько продуктивно это взаимодействие; какие особенности политической жизни в России доминируют на сегодняшний день – восточные или западные?
3. При подготовке к данному вопросу студент должен понимать, что история Белгородского государственного университета тесно связана с историей развития педагогического образования в России её реформированием в 60-х годах XIX века. Студенту необходимо вспомнить, какие процессы в историческом развитии Российской империи обусловили потребность в увеличении количества образовательных учреждений.
Необходимо проанализировать, какие этапы можно выделить в историческом развитии университета от основания в Белгороде учительского института 26 сентября 1876 года до настоящего времени. Важную роль играет анализ процесса установления правопреемственности Белгородского государственного университета с Белгородским учительским институтом. При подготовке к занятию следует ответить на вопросы: В каких зданиях располагалось учебное заведение в разные исторические периоды? Когда был введён в эксплуатацию Главный корпус нового комплекса Белгородского государственного университета? Кто возглавлял учебное заведение на разных этапах? Какой вклад был привнесен руководителями образовательного учреждения в его развитие?
В ходе семинарского занятия студентам предлагается рассмотреть процесс изменения статуса и названия образовательного учреждения. Внимание уделяется вопросу присвоения БелГУ категории «национальный исследовательский университет». Какое значение имеет этот факт в развитии вуза и региона?
Важное внимание уделяется современному этапу существования вуза. Кто является учредителем НИУ «БелГУ»? Какие нормативные документы регулируют жизнедеятельность вуза? Что символизируют элементы флага и герба НИУ «БелГУ», какова история их создания? Какую структуру имеет университет в настоящее время? Какие перспективы и задачи развития ставит перед собой университет и какую роль реализация этих задач играет в жизни общества?
Отдельно следует обратить внимание на то, какую роль играет университет в изучении и сохранении историко-культурного наследия. Для этого нужно внимательно изучить информацию, представленную на сайте НИУ «БелГУ», сайте Музея истории НИУ «БелГУ», на странице Центра гражданско-патриотического воспитания обучающихся НИУ «БелГУ», разделах сайтов институтов и факультетов. На основе полученной информации составить представление об основных направлениях работы вуза в сохранении исторического наследия.
По результатам проделанной на занятии работы студентам предлагается сделать выводы об основных этапах исторического развития Белгородского государственного национального исследовательского университета, а также о его роли в социально-экономическом и культурном развитии региона и страны.
Список дополнительной литературы:
-
История России — федеральный портал История.РФ. URL: https://histrf.ru/ -
Кондаков И.В. Россия мира: российский глобалитет в потоке мировой истории. Статья 1// Общественные науки и современность. – 2011. – № 1- 2. – С. 160-176 // URL: http://ecsocman.hse.ru/ons/msg/33652710.html ( -
Ольштынский Л.И., Белелюбский Ф.Б., Кучкина В.А., Бирин А.П., Земцов Б.Н., Корнеев В.В., Чурмасов А.С.,ред. Ольштынский Л.И. Курс отечественной истории IX-начала XXI веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе: учебник. ИТРК, 2012. — URL: http://iprbookshop.ru/27932.html -
Согрин, В.В. Политическая история современной России.1985-2001: От Горбачева до Путина: Учеб. пособие / В.В. Согрин - М.: Весь Мир, 2001. -
Сайт Белгородского государственного национального исследовательского университета. — URL: https://bsuedu.ru/bsu/ -
Сайт Музея истории НИУ «БелГУ». — URL: http://history.bsu.edu.ru/history/
Тема 17. Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта «Мой герб» / «Региональная символика в сохранении исторической памяти» / «Муниципальная символика в сохранении исторической памяти» (3 ч.)
План занятия:
Защита учебно-исследовательского проекта в форме выступления с докладами (презентациями) (до 5 мин) с последующим обсуждением и ответами на вопросы.
Список практических заданий:
Практическое задание предполагает подготовку студентами учебно-исследовательских проектов по одному из обозначенных в теме занятия направлений (на выбор студента):
«Мой герб» - общая тема для исследования, предполагающая ознакомление студента с научной литературой в области специальной исторической дисциплины – геральдики. В учебно-исследовательском проекте рекомендуемым требованием является подробный анализ понятия герб, детальное описание элементов герба с точки зрения геральдики, особенности их назначения, типов и специфики исторического бытования. Неотъемлемым элементом выполнения проекта в данной области является подробный разбор одного (более подробно) или нескольких (более обще, по одним компаративным основаниям) гербов дворянских родов, внесённых в «Общий гербовник Российской империи». Также рекомендуется в одном из параграфов учебно-исследовательского проекта оформить авторское предложение для создания собственного герба с подробным описанием его элементов с точки зрения геральдики и визуализацией. На основе выполненной работы следует сделать вывод о роли символов в сохранении исторической памяти.