Файл: Понятие содержания образования и принципы его формирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обычно в учебной программе выделяют три части.

1. Объяснительная записка: в ней излагаются цели и задачи изучения предмета.

2. Содержательная часть: здесь изложены тематический план, перечень тем, основных понятий и законов, а также список тех знаний, умений и навыков, которые должны приобрести ученики. Сюда же входят рекомендуемые методы обучения и формы учебных занятий.

3. Методические указания: критерии оценки знаний, умений и навыков; перечень средств наглядности и технических средств обучения, а также рекомендуемая литература.

8. Учебники

Содержание образования фиксируется в учебной литературе. К ней принято относить учебники, учебные пособия, задачники, хрестоматии, справочники, словари, атласы, карты и т. д. А в последнее время в качестве учебных материалов используются видеокассеты, компакт–диски, дискеты и т. д. Но, несмотря на все эти нововведения, основным источником знаний по–прежнему является учебник, поэтому от его качества напрямую зависит эффективность обучения.

Учебник должен не только нести полезную информацию, но и быть интересным, познавательным. В настоящее время существует огромное количество различной учебной литературы, но, к сожалению, не вся она отвечает требованиям современного качественного обучения. Словом, проблемы создания хороших учебников для школы очень актуальны, поэтому обсуждаются даже на научных конференциях.

Учебник только тогда считается хорошим, когда он, во–первых, обеспечивает школьников необходимой информацией. Помимо информации, содержащей обязательные знания по предмету, в нем должны быть помещены вспомогательный, справочный и прочие материалы. Во–вторых, задача учебника – побуждать учащихся к самостоятельному дополнительному изучению предмета и формировать его познавательные интересы. В–третьих, в учебнике необходимо найти место для заданий по проверке и самопроверке того, как усвоен учебный материал.

Обычно любой стандартный учебник состоит из учебного текста, иллюстраций, контрольных вопросов, заданий, упражнений, задач, особых шрифтов и выделений, подписей, памяток, а также оглавления, примечаний, предметного и авторского указателей и т. д. Помимо того, что учебник призван нести достоверную и познавательную информацию, он должен быть и экологически чистым. В связи с этим в последнее время все большее значение приобретает качество бумаги, шрифта, иллюстраций и т. д. Ведь все это оказывает воздействие не только на утомляемость школьников, но и на их здоровье.


Учебники для традиционной системы обучения уже довольно долгое время не меняются, но в последнее время создаются альтернативные пособия. В них учебный материал излагается по–разному. Предлагаются также новые методы обучения. Таким образом, у учителей есть возможность выбрать для себя оптимальный вариант.