Файл: Наиболее отчетливо особенности психического развития проявляются у детей с глухотой или тяжелой степенью тугоухости.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Курманова З.Ю ЗСЛГС 12-22
Наиболее отчетливо особенности психического развития проявляются у детей с глухотой или тяжелой степенью тугоухости.
Психическое развитие детей с нарушением слуха свидетельствует о том, насколько большое значение имеет слух в развитии речи, в формировании всех познавательных процессов, в развитии эмоционально-чувственной сферы и личностных характеристик ребенка. Наиболее отчетливо особенности психического развития проявляются у детей с глухотой или тяжелой степенью тугоухости.
Сурдопсихология - раздел специальной психологии
Сурдопсихология занимается изучением особенностей психофизического развития детей с нарушенным слухом. Основной задачей этой отрасли психологии является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых можно преодолеть недостатки слуха, получить достаточное образование и обеспечить участие в трудовой деятельности.
Сурдопсихологи отмечают следующие особенности развития детей с нарушением слуха:
-
отставание в психофизическом развитии от слышащих сверстников, в среднем, на 1-3 года; -
низкая двигательная активность; -
замедлены скорости выполнения отдельных движений и темп двигательной деятельности в целом; -
нарушена координация движений и ориентация в пространстве; -
трудности в переключении внимания; -
запоминание базируется на зрительных образах; -
процесс усвоения информации замедлен; -
трудности в общении со сверстниками и окружающими людьми.
Затруднения в налаживании контактов и своеобразные взаимоотношения с обычными детьми могут привести к формированию таких негативных черт, как замкнутость и агрессивность.
Особенности психического развития детей с нарушением слуха заключаются еще и в том, что полная или частичная глухота лишает таких детей важного источника информации и тем самым ограничивает процесс интеллектуального развития. Поскольку личностные и поведенческие особенности детей с нарушенным слухом не обусловлены биологически, то при своевременном оказании
коррекционной помощи и создании надлежащих условий, любые отклонения в развитии личности могут быть преодолены.
Коррекционная помощь детям с нарушением слуха.
Наиболее широко распространенной формой оказания коррекционной помощи при нарушении слуха у детей, является обучение их в специальных детских садах и школах, а также в специальных классах или группах при общеобразовательных учреждениях. В них проводится целенаправленная работа по обучению и воспитанию детей со слуховыми нарушениями, начиная с 1,5-2 лет. Психолого-педагогическое воздействие направлено как на общее развитие ребенка, его двигательную, интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы, так и на развитие речи и мышления.
Сегодня практически все дети с нарушением слуха имеют возможность выбора - учиться в специализированных коррекционно-образовательных учреждениях или получить инклюзивное образование и интегрироваться в среде со слышащими сверстниками. В любом случае, общение слабослышащего ребенка происходит в процессе коллективной учебной и практической деятельности, при умелом руководстве со стороны взрослых, предоставляющими малышу возможность становиться все более самостоятельным.
Общение, совместная деятельность для ребенка с нарушенным слухом являются важными условиями для нормального психического развития, приобщения к нормам жизни в обществе, расширения кругозора и познания отношений между людьми.
Рис.1. Работа с ребенком
Табл1 Лабораторная работа№2X№ | Ф.И.О студета | Баллы по видам занятий | Сумма баллов | Результат | |||
Лекций | Практики | Лаб.работы | Тест | ||||
1 | Анипова. П.Р | 11 | 12 | 13 | 13 | 49 | Незачет |
2 | Гайсина. М.Р | 16 | 16 | 20 | 24 | 76 | Зачёт |
3 | Дымков.Ш.В | 10 | 19 | 19 | 15 | 63 | Зачёт |
4 | Кашапов.В.В | 17 | 18 | 18 | 15 | 68 | Зачёт |
5 | Кисилев. Ф.С | 12 | 17 | 16 | 20 | 65 | Зачёт |
6 | Куликов. К.А | 16 | 14 | 20 | 23 | 73 | Зачёт |
7 | Латыпова.Р.Ф | 11 | 18 | 15 | 24 | 68 | Зачёт |
8 | Накаракина. В. Л | 17 | 13 | 15 | 18 | 63 | Зачёт |
9 | Никитина. М.Р | 14 | 10 | 13 | 12 | 49 | Незачет |
10 | Пономарев. Г. К | 18 | 17 | 14 | 15 | 64 | Зачёт |
11 | Ракипова.Е.В | 15 | 17 | 18 | 25 | 75 | Зачёт |
12 | Савальев. В.Р | 13 | 20 | 19 | 22 | 74 | Зачёт |
13 | Усманова. Р. Р | 18 | 15 | 17 | 24 | 74 | Зачёт |
14 | Хайдарова. Р.Р | 12 | 16 | 19 | 21 | 68 | Зачёт |
15 | Шакирова. Д. Ю | 9 | 9 | 10 | 16 | 44 | Незачет |