Файл: Г. Т. Хоментаускас считает нужным анализировать рисунок семьи по трем уровням.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Бланк регистрации результатов оценки КРС
Фамилия, имя ребенкаДата рожденияДата эксперимента
№ | Вопросы, вербальные не вербальные реакции | Папа | Мама | Автор | Сиблинги | Прародители |
1 | Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи? | | | | | |
2 | Где работают или учатся члены семьи? | | | | | |
3 | как в семье распределяются домашние обязанности? | | | | | |
4 | Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи | | | | | |
5 | Спонтанные высказывания ребёнка | | | | | |
6 | Мимика, жесты, интонации | | | | | |
Таблица симптомокомплексы КРС
Ф, имя ребёнкадата эксперимента
Симптомокомплекс | Симптом | Балл |
1. Благоприятная семейная ситуация | 1. Общая деятельность всех членов семьи | |
2. Преобладание людей на рисунке | | |
3. Изображение всех членов семьи | | |
4. Отсутствие изолированных членов семьи | | |
5. Отсутствие штриховки | | |
6. Хорошее качество линии | | |
7. Отсутствие показателей враждебности | | |
8. Адекватное распределение людей на листе | | |
9. Подчеркивание отдельных деталей | | |
Сумма баллов | | |
2. Тревожность | 1. Штриховка | |
2. Линия основания - пол | | |
3. Линия над рисунком | | |
4. Линия с сильным нажимом | | |
5. Стирание | | |
6. Преувеличенное внимание к деталям | | |
7. Преобладание вещей | | |
8. Двойные или прерывистые линии | | |
9. Подчеркивание отдельных деталей | | |
10. Другие возможные признаки | | |
Сумма баллов | | |
3. Конфликтность в семье | 1. Барьеры между фигурами | |
2. Стирание отдельных фигур | | |
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур | | |
4. Выделение отдельных фигур | | |
5. Изоляция отдельных фигур | |
| 6. Неадекватная величина отдельных фигур | |
7. Несоответствие вербального описания и рисунка | | |
8. Преобладание вещей | | |
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи | | |
10. Член семьи, стоящий за спиной | | |
11. Другие возможные признаки | | |
Сумма баллов | | |
4. Чувство неполноценности в семейной ситуации | 1. Автор рисунка непропорционально маленький | |
2. Расположение фигур на нижней части листа | | |
3. Линия слабая, прерывистая | | |
4. Изоляция автора от других | | |
5. Маленькие фигуры | | |
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора | | |
7. Отсутствие автора | | |
8. Автор стоит спиной | | |
9. Другие возможные признаки | | |
Сумма баллов | | |
5. Враждебность в семейной ситуации | 1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа | |
2. Агрессивная позиция фигуры | | |
3. Зачеркнутая фигура | | |
4. Деформированная фигура | | |
5. Обратный профиль | | |
6. Руки раскинуты в стороны | | |
7. Пальцы длинные, подчеркнутые | | |
8. Другие возможные признаки | | |
Сумма баллов | |
Интерпретация результатов теста.
-
Отсутствие или присутствие на рисунке автора или члена семьи.
Неполный состав семьи на рисунке наблюдается в тех случаях, когда автор недоволен семейной ситуацией. Пропускаются те члены семьи, которые наименее эмоционально привлекательны, или те, с которыми существуют конфликтные отношения. На вопрос об их отсутствии ребенок может ответить «не хватило места», «боюсь, что плохо получится».
Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне трудно найти свое место».
Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли. В этом случае можно говорить о соперничестве.
-
Присутствие на рисунке только автора или члена семьи.
Иногда в ответ на просьбу психолога нарисовать свою семью ребенок рисует только какого-нибудь члена семьи. Так автор подчеркивает его важность в своей жизни. Если фигура маленькая, нарисована в серых и черных тонах, то можно говорить о конкурентных негативных отношениях детей. Если же фигура большая, тщательно прорисованная, с большим количеством мелких деталей и дополнений, то это самый важный и самый любимый для автора человек, который понимает его и занимается с ним.
Если ребенок рисует только себя, в фантастических нарядах, с цветами, большого размера, то это может свидетельствовать о наличии эгоцентричное™. Автор, подчеркивая свою индивидуальность, забывает об окружающих. Такие рисунки наблюдаются у детей, воспитанных по типу «кумир семьи».
Одиночная фигура автора на рисунке может быть маленькой, негативно окрашенной, на темном фоне. Так автор подчеркивает свою отверженность, покинутость. Так бывает с появлением в семье
младшего ребенка, когда родители уделяют внимание только новорожденному, забывая о старшем ребенке.
-
Размер фигуры автора или членов семьи.
Если автором нарисованы все члены семьи, то при анализе рисунка сопоставляются размеры нарисованных фигур. Они могут быть правильно распределены по росту, но могут быть и искажения. Если дети и взрослые примерно одного размера или фигура автора выше остальных, то это можно интерпретировать как признак соревнования за родительскую любовь с другим родителем или братом, сестрой. Большой рост автора с тщательно прорисованными деталями подчеркивает его значимое положение в семье.
Если же фигура автора меньше остальных, что не соответствует реальности, то ребенок, скорее всего, страдает от своей незначительности для родителей.
Маленькая фигура автора рядом с большой, хорошо прорисованной фигурой члена семьи может свидетельствовать о привилегированном положении этого члена семьи по сравнению с автором.
Член семьи может быть нарисован выше всех или только выше автора, тогда неадекватный размер фигур детей говорит о наличии конкуренции между ними.
-
Расположение фигур на листе.
На плоскости листа члены семьи редко располагаются на одной линии. Чаще всего кто-то оказывается выше, а кто-то ниже остальных. Таким образом дети выражают свое мнение о власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура. Это правило не зависит от предыдущего, так как маленькая по размеру фигура может быть на рисунке выше всех (например, по мнению ребенка, новорожденный управляет всей семьей). Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрослых, но конкуренция все равно существует, если КТО-ТО ИЗ детей располагается значительно ниже другого.
В случаях линейного расположения самый значимый персонаж располагается самым первым (слева). Чаще всего дети рисуют на первом месте отца, на втором
- мать, на третьем - себя (слева направо).
Присутствие на рисунке всех членов семьи, занятых общей деятельностью, или выполняющих свои дела рядом друг с другом (на близком расстоянии), или стоящих