Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы настоящей работы обусловлена тем фактом, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего и основного общего образования становится формирование обще-учебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Цель исследования: теоретически обосновать особенности технологии проектирования уроков русского языка на системно-деятельностной основе.
В соответствии с целью исследования нами сформулированы следующие задачи:
- изучение теоретического обоснования проблемы проектирования современных уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода;
- разработка уроков по русскому языку на основе системно-деятельного подхода;
- обобщение результатов работы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Реферат состоит из 21 страницы, включая введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников, включая 10 наименований.
Во введении раскрыты актуальность, сформулированы цель и задачи работы. Первая глава работы «Теоретические основы технологии проектирования уроков русского языка на системно-деятельностной основе» посвящена теоретическим основам технологии проектирования уроков русского языка на системно-деятельностной основе.
Так что же на самом деле такое системно-деятельностный подход?
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней
, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности обучающегося. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, О.Н Романова.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Эта технология позволяет планировать достижение результатов с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Во второй главе «Педагогический опыт учителей начальных классов по проектированию уроков русского языка на системно-деятельностной основе» дается характеристика применяемых методов исследования, на опыте учителей приводится обоснование целесообразности их применения для решения поставленных задач, описывается организация исследования.
В третьей главе «Анализ и обобщение собственного практического опыта по проектированию уроков русского языка на системно-деятельностной основе» представлены результаты собственного практического опыта по проектированию уроков русского языка на системно-деятельностной основе. Кроме того в ней представлены данные по обоснованию структуры и содержания технологии для повышения формирования компетентной личности младших школьников на уроках в школе.
В итоге мною были сделаны следующие выводы: обновление содержания школьного образования, связанное с введением ФГОС, требуют интенсивного поиска новых путей и технологий, способных обеспечить не только результативность обучения, но и желание школьников учиться, развитие потребности в освоении нового. Достичь определённых результатов в изучении русского языка возможно лишь при системном включении обучающихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Именно деятельностный метод обеспечивает непрерывность саморазвития личности в процессе обучения. Очевидно, что реализовать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт целеполагания
, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, опыт коммуникативного взаимодействия.
Подводя итоги всему вышесказанному, можно отметить, что использование технологий СДП позволяет решать следующие задачи:
- образовательной мотивации (повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала),
- развития культуры письменной речи (формирование навыков написания текстов различных жанров);
- информационной грамотности (развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности);
- социальной компетентности (формирование коммуникативных навыков и ответственности за знания).
Успеваемость по предметам – 100%.
Младшие школьники успешно проходят аттестацию по русскому языку. Наблюдается творческая активность учащихся.
Таким образом, своим опытом работы я делюсь с коллегами на педагогических советах, заседаниях МО учителей-предметников, есть публикация в предметном журнале издательства «Основа» и на мини-сайтах «Мультиурок», «Инфоурок», «Наша сеть», где созданы электронное портфолио, с моими учебными материалами и наработками. Я занимаюсь самообразованием, сейчас работаю над развитием навыков дистанционных технологий обучения.
Есть в моей практике и трудности:
- для успешной реализации урока необходимо постоянное обновление знаний: курсы, семинары, уроки коллег;
- подготовка к уроку требует много времени и работы с большим объемом информации.
И все же данный метод позволяет работать более профессионально, делает процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.
Учащиеся научились преодолевать в себе некоторые комплексы в общении, отстаивать своё мнение. Наблюдается рост желания вступить в диалог, поделиться информацией, высказать своё мнение и выслушать мнение других.