Файл: Профессиональный имидж воспитателя детского сада.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2. Имидж работника
дошкольного учреждения. Культура внешнего вида ребенка


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому воспитатели детского сада являются определяющей ступенью в дальнейшем развитии ребенка. К. Гельвеций сказал: «Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».

Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек.

Итак, что значит быть воспитателем детского сада? Это:

В - внимание

О - ответственность

С - справедливость

П - правдивость

И - искренность

Т - толерантность

А - артистизм

Т - трудолюбие

Е - еще доброжелательность

Л – любовь

Ь - мягкость.

Одна из важных задач современного педагога — формирование собственного имиджа. От того, как педагог будет создавать и продумывать свой профессиональный имидж, будет зависеть его профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех, профессиональная компетентность.

Имиджелогия и имидж – что это? Наука или искусство?

Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука и носков. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов, ведь заботясь о красоте педагога, нужно начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет

Имидж — это рассказ о себе, символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент и вкус. Имидж включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение.

Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния - считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми.

Кто же создает имидж?

Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе предоставить. Создание собственного имиджа – это очень важная часть работы педагога, являющего собой образец для подражания детей.


Во-вторых, имиджмейкеры — профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц.

В-третьих, средства массовой информации: печать, радио, телевидение.

В-четвертых, окружающие люди — друзья, родные, сотрудники.

Грамотно созданный имидж вызывает уважение у воспитанников и их родителей и повышает авторитет педагога.

Основные составляющие имиджа воспитателя.

1.Визульная привлекательность - внешний вид - костюм, прическа, аксессуары.

2.Вербальное поведение – словесный – что мы говорим и пишем;

3 Невербальное поведение - жесты, мимика, телодвижение;

4.Манеры.

5.Этикет.

6.Обаяние.

Имидж – это всегда единство внешнего и внутреннего. 

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу  голоса, одежду, манеры, походку.

 Внутренняя составляющая  - это внутренний мир человека, представление о его нравственных и психологических качествах, обо всём, что относится к душе и разуму.

Внутренняя составляющая имиджа современного педагога. Исследования показывают, что имидж «хорошего» педагога  в восприятии детей  и родителей связан с такими качествами как интерес и любовь к воспитанникам, справедливость, общительность, уравновешенность, требовательности, организаторские способности, эрудиция. Манера держаться, разговаривать является мощным средством выстраивания отношений с людьми и приобщения детей к правилам поведения. Педагогу необходимо помнить: его доброжелательность, искренность, естественность, открытость, тактичность, уверенность, чувство юмора будет принято как образец правильного общения с окружающими. Кроме того, от тона  педагога зависит работоспособность, внутреннее состояние и поведение воспитанников.

Обаяние формирует позитивное отношение, делает общение лёгким и приятным. Дети интуитивно понимают личностные особенности каждого педагога, его желание умение работать с ними. А вот неумение или нежелание скрыть своё необъективное отношение к ребёнку мешает установлению с ним добрых и благоприятных отношений.

 Не менее важным составляющим имиджа педагога является его профессиональная компетентность, выражающаяся в единстве его  теоретической подготовленности и практической деятельности.

Самообразование – немаловажная составляющая имиджа педагога. Уча других, учишься сам. Заинтересованность педагога, его положительное отношение, все это должно захватить детей, заставить их с нетерпением ждать завтрашний день, чтобы вновь вернуться в детский сад.



Внешняя составляющая имиджа педагога. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя. Педагог своим внешним видом должен располагать к себе и детей, и взрослых.

Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимых педагогов правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Успех в решении педагогических задач во многом зависит от умения понравиться ребенку и его родителю. Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».

Педагог создает культуру последующих поколений, воспитывает и учит детей и родителей своим поведением, отношением к людям, внешним видом.

Часто происходят  такие ситуации, когда дети  говорят, что воспитатель красиво одет  или что у него сегодня красивая причёска. А бывает, наоборот, в случайно услышанных разговорах, можно услышать  неприязнь родителей или детей к воспитателю, иногда объясняют неаккуратным внешним видом педагога. Это означает, что требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж, а значит – добиться профессионально успеха.

Общие принципы создания привлекательного внешнего вида:

1. Аккуратность и опрятность:

  • одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной;

  • обувь должна быть чистой, ухоженной, начищенной в течение всего рабочего дня;

  • внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали;

  • сотрудники должны внимательно относиться к соблюдению правил личной гигиены (волосы, лицо и руки должны быть  чистыми и ухоженными, используемые дезодорирующие средств должны иметь легкий нейтральный запах).

2.  Сдержанность:

  • одно из главных правил делового человека при выборе одежды, обуви, при использовании парфюмерных и косметических средств - сдержанность и умеренность;

  • основной стандарт одежды для всех сотрудников - профессиональный деловой стиль;

  • использование простых неброских украшений, выдержанных  в деловом стиле;

  • для маникюра и дневного макияжа уместны неяркие, спокойные тона.        

3. Сотрудникам ДОУ не желательно использовать для ношения в рабочее время следующие варианты одежды:        


  • спортивная (кроме инструктора по физической культуре);

  • для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой);

  • пляжная;

  • прозрачные платья, юбки и блузки, в том числе одежда с прозрачными вставками;

  • декольтированные платья и блузки (заметно нижнее белье)

  • вечерние туалеты;

  • платья, майки и блузки без рукавов;

  • мини-юбки(выше3 см от колена);

  • слишком короткие блузки, открывающие часть живота или спины

4.Сотрудникам ДОУ не желательно использовать для ношения в рабочее  время следующие варианты обуви:

  • спортивная (кроме инструктора по физической культуре)

  • пляжная ( шлепанцы и тапочки)

  • массивная на толстой платформе

  • вечерние туфли (с бантами, стразами, из блестящей ткани)

  • высокие сапоги-ботфорты

5. Волосы запрещено:

  • окрашивание волос в яркие, неестественные оттенки (красный, синий)

6. Маникюр и макияж, запрещено:

  • маникюр ярких тонов (синий, черный, зеленый)

  • с дизайном в ярких тонах (рисунки, стразы, клипсы)

Внешний вид должен быть безупречен во всем. ДОУ - не место демонстраций дизайнерских изысков и экстравагантных идей.

Внимание! Неопрятная одежда, неаккуратная прическа, небрежный или вызывающий макияж и маникюр, неприятные запахи создают негативное впечатление лично о вас, и о нашем учреждении.

Стандарты внешнего вида педагога:      

1. Одежда:                

  • деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем)  классического покроя спокойных тонов, брюки стандартной длины);

  • допускается ношение строгой блузки с юбкой или брюками без пиджака или

  • жакета;

  • платье или юбка предпочтительно средней длины классического покроя;

  • аккуратное сочетание брюк, юбок с трикотажными джемперами или кофтами без ярких элементов;

  • допускается ношение футболок без символики;

  • колготы телесного или черного цвета ровной фактуры, без орнамента в течение всего года.

2. Обувь:

  • классические модели с закрытым мысом и пяткой неярких тонов, гармонирующих с одеждой;

  • высота каблуков туфель должна быть удобной для работы, но не выше 10 см.

3. Волосы:

  • стрижка аккуратная (не экстравагантная);

  • длинные волосы (ниже плеч) должны быть заколоты.

4.Украшения:

  • допускается использовать украшения (кольца, серьги, браслеты, цепочки и т.п.), выдержанные в деловом стиле без крупных драгоценных камней, ярких и массивных подвесок;        

  • кольца - не более трех

  • цепочка - не более двух;        

  • часы среднего размера;

  • серьги среднего размера;

  • пирсинг и татуировки допускаются в том случае, если они скрыты


5.Руки:

  • длина ногтей должна быть удобной для работы;

  • лак для ногтей спокойных тонов без ярких элементов.

6. Макияж:

  • макияж должен быть модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме.

Не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение формирует имидж педагога. Поэтому владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая педагога. Для восприятия педагога детьми не меньшее значение имеет культура речи – произношение, манера говорить, дикция, грамотность, наличие междометий и слов-паразитов («это», «ну», «значит»). Для педагога важна эмоциональная речь. Монотонный равнодушный голос, будет действовать на воспитанников усыпляющее или вызывать скуку.

Существуют правила речевой культуры педагога:

  • Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать.

  • Педагог должен говорить внятно, пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических пауз речь – бесцветна.

  • Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова.

Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя».

  • Первая установка – высокая самооценка.

  • Вторая установка – позитивное отношение к жизни.

  • Третья установка – вера в добро.

  • Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.




  • Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.

  • Позиция – «Я – хороший, ты – хороший» – позиция «победителя».

В создании имиджа педагога большую роль играет педагогический этикет. Он включает в себя правила культуры поведения, которые регулируют взаимоотношения между педагогами и воспитанниками, педагогом и родителями, педагогом и педагогом. К ним относятся: уважение к ребенку, его родителю, коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения, доставляющие радость общения. Этикет проявляется различных сторон жизни и деятельности педагога – в профессиональном имидже, речевой манере, в реальном поведении. Любящий свою работу педагог сознательно выбирает те модели поведения