ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Имидж работника
дошкольного учреждения. Культура внешнего вида ребенка
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА
Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому воспитатели детского сада являются определяющей ступенью в дальнейшем развитии ребенка. К. Гельвеций сказал: «Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».
Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек.
Итак, что значит быть воспитателем детского сада? Это:
В - внимание
О - ответственность
С - справедливость
П - правдивость
И - искренность
Т - толерантность
А - артистизм
Т - трудолюбие
Е - еще доброжелательность
Л – любовь
Ь - мягкость.
Одна из важных задач современного педагога — формирование собственного имиджа. От того, как педагог будет создавать и продумывать свой профессиональный имидж, будет зависеть его профессиональная востребованность, профессиональная пригодность, профессиональная удовлетворенность, профессиональный успех, профессиональная компетентность.
Имиджелогия и имидж – что это? Наука или искусство?
Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука и носков. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов, ведь заботясь о красоте педагога, нужно начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет
Имидж — это рассказ о себе, символ, который без слов говорит окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы вы стоите, к какому кругу профессий принадлежите, каков ваш характер, темперамент и вкус. Имидж включает то, как вы выглядите, говорите, одеваетесь, действуете; ваши умения, вашу осанку, позу и язык тела; ваши аксессуары, ваше окружение.
Имиджелогия - наука о технологии личного обаяния - считает, что своим имиджем необходимо заниматься всем, чья профессиональная деятельность связана с людьми.
Кто же создает имидж?
Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе предоставить. Создание собственного имиджа – это очень важная часть работы педагога, являющего собой образец для подражания детей.
Во-вторых, имиджмейкеры — профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц.
В-третьих, средства массовой информации: печать, радио, телевидение.
В-четвертых, окружающие люди — друзья, родные, сотрудники.
Грамотно созданный имидж вызывает уважение у воспитанников и их родителей и повышает авторитет педагога.
Основные составляющие имиджа воспитателя.
1.Визульная привлекательность - внешний вид - костюм, прическа, аксессуары.
2.Вербальное поведение – словесный – что мы говорим и пишем;
3 Невербальное поведение - жесты, мимика, телодвижение;
4.Манеры.
5.Этикет.
6.Обаяние.
Имидж – это всегда единство внешнего и внутреннего.
Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, одежду, манеры, походку.
Внутренняя составляющая - это внутренний мир человека, представление о его нравственных и психологических качествах, обо всём, что относится к душе и разуму.
Внутренняя составляющая имиджа современного педагога. Исследования показывают, что имидж «хорошего» педагога в восприятии детей и родителей связан с такими качествами как интерес и любовь к воспитанникам, справедливость, общительность, уравновешенность, требовательности, организаторские способности, эрудиция. Манера держаться, разговаривать является мощным средством выстраивания отношений с людьми и приобщения детей к правилам поведения. Педагогу необходимо помнить: его доброжелательность, искренность, естественность, открытость, тактичность, уверенность, чувство юмора будет принято как образец правильного общения с окружающими. Кроме того, от тона педагога зависит работоспособность, внутреннее состояние и поведение воспитанников.
Обаяние формирует позитивное отношение, делает общение лёгким и приятным. Дети интуитивно понимают личностные особенности каждого педагога, его желание умение работать с ними. А вот неумение или нежелание скрыть своё необъективное отношение к ребёнку мешает установлению с ним добрых и благоприятных отношений.
Не менее важным составляющим имиджа педагога является его профессиональная компетентность, выражающаяся в единстве его теоретической подготовленности и практической деятельности.
Самообразование – немаловажная составляющая имиджа педагога. Уча других, учишься сам. Заинтересованность педагога, его положительное отношение, все это должно захватить детей, заставить их с нетерпением ждать завтрашний день, чтобы вновь вернуться в детский сад.
Внешняя составляющая имиджа педагога. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя. Педагог своим внешним видом должен располагать к себе и детей, и взрослых.
Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимых педагогов правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Успех в решении педагогических задач во многом зависит от умения понравиться ребенку и его родителю. Древнегреческий философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».
Педагог создает культуру последующих поколений, воспитывает и учит детей и родителей своим поведением, отношением к людям, внешним видом.
Часто происходят такие ситуации, когда дети говорят, что воспитатель красиво одет или что у него сегодня красивая причёска. А бывает, наоборот, в случайно услышанных разговорах, можно услышать неприязнь родителей или детей к воспитателю, иногда объясняют неаккуратным внешним видом педагога. Это означает, что требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж, а значит – добиться профессионально успеха.
Общие принципы создания привлекательного внешнего вида:
1. Аккуратность и опрятность:
-
одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной; -
обувь должна быть чистой, ухоженной, начищенной в течение всего рабочего дня; -
внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали; -
сотрудники должны внимательно относиться к соблюдению правил личной гигиены (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые дезодорирующие средств должны иметь легкий нейтральный запах).
2. Сдержанность:
-
одно из главных правил делового человека при выборе одежды, обуви, при использовании парфюмерных и косметических средств - сдержанность и умеренность; -
основной стандарт одежды для всех сотрудников - профессиональный деловой стиль; -
использование простых неброских украшений, выдержанных в деловом стиле; -
для маникюра и дневного макияжа уместны неяркие, спокойные тона.
3. Сотрудникам ДОУ не желательно использовать для ношения в рабочее время следующие варианты одежды:
-
спортивная (кроме инструктора по физической культуре); -
для активного отдыха (шорты, толстовки, майки и футболки с символикой); -
пляжная; -
прозрачные платья, юбки и блузки, в том числе одежда с прозрачными вставками; -
декольтированные платья и блузки (заметно нижнее белье) -
вечерние туалеты; -
платья, майки и блузки без рукавов; -
мини-юбки(выше3 см от колена); -
слишком короткие блузки, открывающие часть живота или спины
4.Сотрудникам ДОУ не желательно использовать для ношения в рабочее время следующие варианты обуви:
-
спортивная (кроме инструктора по физической культуре) -
пляжная ( шлепанцы и тапочки) -
массивная на толстой платформе -
вечерние туфли (с бантами, стразами, из блестящей ткани) -
высокие сапоги-ботфорты
5. Волосы запрещено:
-
окрашивание волос в яркие, неестественные оттенки (красный, синий)
6. Маникюр и макияж, запрещено:
-
маникюр ярких тонов (синий, черный, зеленый) -
с дизайном в ярких тонах (рисунки, стразы, клипсы)
Внешний вид должен быть безупречен во всем. ДОУ - не место демонстраций дизайнерских изысков и экстравагантных идей.
Внимание! Неопрятная одежда, неаккуратная прическа, небрежный или вызывающий макияж и маникюр, неприятные запахи создают негативное впечатление лично о вас, и о нашем учреждении.
Стандарты внешнего вида педагога:
1. Одежда:
-
деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем) классического покроя спокойных тонов, брюки стандартной длины); -
допускается ношение строгой блузки с юбкой или брюками без пиджака или -
жакета; -
платье или юбка предпочтительно средней длины классического покроя; -
аккуратное сочетание брюк, юбок с трикотажными джемперами или кофтами без ярких элементов; -
допускается ношение футболок без символики; -
колготы телесного или черного цвета ровной фактуры, без орнамента в течение всего года.
2. Обувь:
-
классические модели с закрытым мысом и пяткой неярких тонов, гармонирующих с одеждой; -
высота каблуков туфель должна быть удобной для работы, но не выше 10 см.
3. Волосы:
-
стрижка аккуратная (не экстравагантная); -
длинные волосы (ниже плеч) должны быть заколоты.
4.Украшения:
-
допускается использовать украшения (кольца, серьги, браслеты, цепочки и т.п.), выдержанные в деловом стиле без крупных драгоценных камней, ярких и массивных подвесок; -
кольца - не более трех -
цепочка - не более двух; -
часы среднего размера; -
серьги среднего размера; -
пирсинг и татуировки допускаются в том случае, если они скрыты
5.Руки:
-
длина ногтей должна быть удобной для работы; -
лак для ногтей спокойных тонов без ярких элементов.
6. Макияж:
-
макияж должен быть модным, но не броским, в мягкой цветовой гамме.
Не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение формирует имидж педагога. Поэтому владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая педагога. Для восприятия педагога детьми не меньшее значение имеет культура речи – произношение, манера говорить, дикция, грамотность, наличие междометий и слов-паразитов («это», «ну», «значит»). Для педагога важна эмоциональная речь. Монотонный равнодушный голос, будет действовать на воспитанников усыпляющее или вызывать скуку.
Существуют правила речевой культуры педагога:
-
Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать. -
Педагог должен говорить внятно, пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических пауз речь – бесцветна. -
Педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова.
Ядро имиджа составляют позиции, установки и легенда. Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии «победителя».
-
Первая установка – высокая самооценка. -
Вторая установка – позитивное отношение к жизни. -
Третья установка – вера в добро. -
Четвертая установка – умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему.
-
Пятая установка – умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия. -
Позиция – «Я – хороший, ты – хороший» – позиция «победителя».
В создании имиджа педагога большую роль играет педагогический этикет. Он включает в себя правила культуры поведения, которые регулируют взаимоотношения между педагогами и воспитанниками, педагогом и родителями, педагогом и педагогом. К ним относятся: уважение к ребенку, его родителю, коллеге, стремление установить доброжелательные, творческие отношения, доставляющие радость общения. Этикет проявляется различных сторон жизни и деятельности педагога – в профессиональном имидже, речевой манере, в реальном поведении. Любящий свою работу педагог сознательно выбирает те модели поведения