ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 811
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БЛОК 2
БЫТИЕ И ПОЗНАНИЕ
2.1. Онтология (теория бытия)
(с\р – 6 часов; семинары № 3)
-
Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010 (https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about) -
История философии: Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – Москва: Академический проект, 2005 (http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf) -
Пивоваров Д. В. Категории онтологии в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для вузов / Д. В. Пивоваров. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06295-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454794
2.1.1. Ключевые понятия *
Найдите в учебнике (см. литература к 2.1. – п.3) определения ключевых понятий философской онтологии, раскройте происхождение слов, обозначающих эти понятия в русском и в древних языках, заполните таблицу.
Понятия:
Чистое бытие. Абсолют. Единое. Существование. Субстанция. Сущность. Вещь. Время. Реальность. Имманентное. Трансцендентное. Объективный закон. Детерминизм. Форма. Материя. Целое. Ничто.
Понятие | Определение |
Чистое бытие | самая абстрактная философская категория, обозначающая исход и универсальную основу всякого конкретного существования |
Абсолют | философское понятие, обозначающее всеобщую основу мира, полноту бытия и совершенство |
Единое | мера тождественности единиц множества; многое единство различенных и причастных единому единиц; единство - связь различенных единиц многого |
Существование | а) внешнее бытие вещи; б) индивидное бытие в составе мирового порядка, космоса; в) бытие компонентов сознания (различных чувств, мыслей, волевых актов) |
Субстанция | онтологическая категория, обычно обозначающая абсолютное основание всего сущего, безусловный субъект всех мировых изменений; в более широком смысле - это самобытность, то есть то, что основано на самом себе |
Сущность | Сущность есть насыщенность бытием. Она виртуально коренится в глубине явления, представляя собой совокупность всех отношений и возможностей. |
Вещь | единица бытия (в-есть), отдельное одно, индивид |
Время | а) длительность, продолжительность бытия; б) смена порядка сосуществования вещей и процессов; в) отношение между до и после; г) переход от прошлого через преходящее настоящее к будущему; д) поток объективных или субъективных состояний |
Реальность | в своем первоначальном значении есть мера сопряжения экзистенции с бытием, степень приближения ограниченного бытия к полноте бытия |
Имманентное | философская категория, обозначающая неотъемлемость, внутреннюю связь в противоположность внешней |
Трансцендентное | термин, возникший в схоластической философии и характеризующий всё то, что выходит за пределы чувств. опыта, эмпирического познания мира; предмет религ. и метафизического познания |
Объективный закон | это правила, или принципы, которые выражают через себя природу реальности; они не выражают причуды и предубеждения определенного человека или группы людей, или же целой культуры |
Детерминизм | учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов, доктрина о всеобщей причинности. |
Форма | Форма есть граница целого (материального или духовного предмета), удерживающая его части и организующая их связь. Формировать нечто - значит придавать материи форму, образовывать содержание |
Материя | недифференцированный первичный элемент; она не есть вещь, но вещь из нее происходит. |
Целое | способ существования и кооперации частей, сложное единство простых, качественная определенность взаимоувязанных слагаемых |
Ничто | ступень предсуществования мира или какой-либо его части; б) отсутствие бытия, прошлого или будущего; отрицание бытия; в) в отношении отдельного предмета небытие понимают как те границы, за которыми данный предмет еще не существует или уже не существует; г) то, что выходит за горизонт познания; д) хаос. В одних философских учениях |
2.1.2. Ключевые концепции
Заполните таблицы (стремитесь к максимальной краткости без потери смысла)
2.1.2.1.Проблема первоначальности субстанций**
Концепция | Сущность | Один из представителей и краткая сущность его идей |
Материализм | утверждает существование в сфере бытия единственной «абсолютной» субстанции бытия – материи; все сущности образованы материей | Демокрит, Фейербах, Ломоносов, Герцен, Чернышевский, Циолковкий, Вернадский |
Объективный идеализм | Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений | Платон, Сократ, Фома Аквинский, Владимир Соловьёв |
Субъективный идеализм | Внешний мир существует только благодаря нашему субъективному сознанию и является продуктом его деятельности, иллюзией. | Д. Юм, Дж. Беркли, Э. Мах, Р. Авенариус |
2.1.2.2. Проблема количества субстанций
Концепция | Сущность | Один из представителей и краткая сущность его идей |
Материалистический монизм | разнообразие объектов в конечном счёте сводится к единому началу или субстанции. | Маркс, Энгельс, Чернышевский, Ленин |
Идеалистический монизм | В качестве субстанции бытия выступает нечто нематериальное | Гегель, Платон, Аристотель, Фома Аквинский |
Дуализм | неразрывно сосуществуют два начала (силы, принципа, природы), несводимые друг к другу или даже противоположные | Декарт, Лейбниц |
Пантеизм | Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или Бога-Творца | Бруно, Казанский |
Плюрализм | существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения. | Демокрит, Эпикур, Платон |
2.1.3. Парменид и проблема бытия **
Сравните тезисы Парменида и Р. Декарта
«мыслить и быть – одно и то же» (Парменид) «мыслю, следовательно, существую» (Декарт) |
У Парменида понятия бытие и мышление – синонимы. У Декарта понятия мыслить и быть являются нераздельными. Мыслить может только то, что существует. |
2.1.4. Платон и проблема бытия **
Прочитайте фрагмент из диалога Платона «Софист». Ответьте на вопросы после текста.
Чужеземец. Одни всё совлекают с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая руками дубы и скалы. Ухватившись за все подобное, они утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же, всех же тех, кто говорит, будто существует нечто бестелесное, они обливают презрением, более ничего не желая слышать.
Теэтет. Ты назвал ужасных людей; ведь со многими из них случалось встречаться и мне.
Чужеземец. Поэтому-то те, кто с ними вступает в спор, предусмотрительно защищаются как бы сверху, откуда-то из невидимого, решительно настаивая на том, что истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи; тела же, о которых говорят первые, и то, что они называют истиной, они, разлагая в своих рассуждениях на мелкие части, называют не бытием, а чем-то подвижным, становлением. Относительно этого между обеими сторонами, Теэтет, всегда происходит сильнейшая борьба.
Теэтет. Правильно.
Чужеземец. Значит, нам надо потребовать от обеих сторон порознь объяснения, что они считают бытием.
Теэтет. Как же мы его будем требовать?
Чужеземец. От тех, кто полагает бытие в идеях, легче его получить, так как они более кротки, от тех же, кто насильственно все сводит к телу, труднее, да, может быть, и почти невозможно. Однако, мне кажется, с ними следует поступать так...
Теэтет. Как?
Чужеземец. Всего бы лучше исправить их делом, если бы только это было возможно; если же так не удастся, то мы сделаем это при помощи рассуждения…
1. | Сформулируйте смысл общего содержания отрывка. | В отрывке поднимается проблема противостояния идеалистов материалистам |
2. | Как понимают бытие те, кто «насильственно всё сводят к телу»? Каковы могут быть их аргументы в свою пользу? | Они принимают за существующее только то, что сами видят и могут потрогать. В их пользу можно сказать, что трудно доказать существование того, что нельзя увидеть, осязать |
3. | Каковы могут быть аргументы тех, кто полагает бытие как умопостигаемые идеи? | Существующее это то, что мы чувствуем, ощущаем, а внешний мир лишь иллюзия. Так как внешний мир складывается из ощущений, нельзя точно описать определенную вещь, потому что для каждого возникают разные мысли на ее счет. |
4. | Почему Теэтет называет сторонников «телесного» бытия ужасными людьми? | Он называет таких людей ужасными, потому что он считает, что такие люди не смогут принять другую точку зрения и будут жить с этим. |
2.1.5. Трубка? Бытие и небытие вещи**
Изучите картину бельгийского художника Рене Магритта (René Magritte, 1898–1967) «Это не яблоко» (1964). Напишите мини-эссе о том, как идея картины связана с проблемами философии бытия?
У каждого человека образ «яблока» будет свой, исходя из его жизненного опыта. Кто-то увидит на картине проколотый иголкой мячик, кто-то другой увидит заходящее солнце с облаками. Изображённое автором на картине будет тем, что он себе сам представил и сказать, что это яблоко – будет ошибочно. |
БЛОК 2
БЫТИЕ И ПОЗНАНИЕ
2.2. Философия сознания и познания
(с\р – 3 часа; семинар № 4)
Литература:
-
Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010 (https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about) -
История философии: Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – Москва: Академический проект, 2005 (http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf)
2.2.1. Психофизическая проблема*
Проясните суть психофизической проблемы на материале схемы мысленного эксперимента Хилари Патнэма (1926–2016).
См.: https://en.wikipedia.org/wiki/Brain_in_a_vat
На схеме мы можем увидеть эксперимент, затрагивающий проблему взаимодействия разума и психики с телом. Мозг, выступает в роли некоторого катализатора всех процессов. Находясь в колбе с раствором, будучи подключенным к компьютеру, он генерирует действие в виртуальном пространстве, перенося его в реальность, т.е., если мозг думает о том, что идет, компьютер генерирует полностью идентичное действие. Исходя из изображенного «эксперимента», можно сделать вывод о том, что человеческий мозг, может мыслить себя существующим, не зная, что находится «вне тела». Человеческий разум и психика могут не контактировать с телом, существуя отдельно, что позволяет создать, «лже-реальность», которую человек может принять за настоящую. |
2.2.2. Ключевые понятия *
Найдите в энциклопедии (см. литература к
2.2. – п.1) определения ключевых понятий философской гносеологии, заполните таблицу.
Познание. Знание. Восприятие. Представление. Предмет. Феномен. Объект. Субъект. Мышление. Понятие. Рассудок. Разум. Истина. Факт. Смысл.
Понятие | Определение |
Познание | философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково-символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта. |
Знание | форма социальной и индивидуальной памяти, свернутая схема деятельности и общения, результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания. |
Восприятие | чувственное познание (субъективно представляющееся непосредственным) предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий). |
Представление | наглядный чувственный образ предметов и ситуаций действительности, данный сознанию, и, в отличие от восприятия, сопровождающийся чувством отсутствия того, что представляется. |
Предмет | категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. |
Феномен | явление, предмет, данный в чувственном созерцании. В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения предмета опытного знания |
Объект | то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта |
Субъект | носитель деятельности, сознания и познания. |
Мышление | процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата |
Понятие | мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак |
Рассудок | тип мыслительной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения мышлением предмета. |
Разум | философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, противопоставляемый рассудку. |
Истина | категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования). |
Факт | особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе. |
Смысл | внеположенная сущность феномена, оправдывающая его существование, связывая его с более широким пластом реальности |