Файл: Сессия вопросы Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабая позиции звуков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сессия вопросы
1. Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабая позиции звуков.
Звуками речи называются звуки, из которых состоят слова. Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением. Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.
Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой.
Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо. В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки. Они состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шума, а некоторые – из голоса и шума.
В русском языке 6 гласных звуков: [а'], [о'], [у'], [ы'], [и'], [э']. Гласные звуки бывают ударными (например, сок [о'], вар [а'], бур [у'], лес [э'], синь [и']) и безударными (например, вода [а], трава [а], судак [у], лесок [и], лиса [и], была [ы]). Звуки под ударением стоят в сильной позиции, а без ударения – в слабой. Звуки [у], [ы] всегда стоят в сильной позиции. Для проверки безударного гласного в корне надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить слово, чтобы этот звук оказался под ударением: удивительный - дивный, тяжелый – тяжесть, окно - окон.
Согласные звуки: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р] и др. Всего 36 согласных звуков. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Не образуют пар глухие [х], [ц], [ч], [щ].
Звуки [ж], [ш], [ч], [щ] называются шипящими.
Сильная позиция звонких и глухих согласных в положении перед гласными: д о р о г а, н а ч а л о, с о в е т ы; перед звонкими согласными [л], [м], [н], [р], [й]: с лово, с мола, с нова, п равда, в ьюга. Слабая позиция согласных звуков: оглушение на конце слова и перед глухими согласными: ду б[п], ро г[к], [ф] в се; озвончение перед звонкими согласными: молоть [д '] ба, с[з] бить. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными, надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук: дуб – дубы, низкий – низок, указка – указать, сказка – сказочка, молотьба – молотить, просьба – просить и др.
Звонкие и глухие согласные звуки делятся на твердые и мягкие. Не образуют пар твердые [ж], [ш], [ц]. Не образуют пар мягкие [ч], [щ], [й].
2. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению.
Основной значимой единицей языка является слово. Совокупность всех слов языка составляет его лексику. Раздел науки о языке, изучающий словарный запас языка, называется лексикологией. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Особенно обогащает речь чтение.
Слова в языке служат для обозначения конкретных предметов, признаков предметов, действий, признаков действий, количества. То, что обозначает конкретное самостоятельное слово, является его лексическим значением. Например, есть предмет «мост» и есть слово «мост», обозначающее этот предмет. Лексическое значение слова «мост» следующее: «сооружение для перехода, переезда через реку, овраг, железнодорожный путь».
По лексическому значению слова делятся на однозначные и многозначные, слова с прямым и переносным значением, омонимы, синонимы, антонимы. Рассмотрим подробнее каждую из этих групп.
Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением. Например, герб – отличительный знак государства или города, который изображается на флагах, монетах, печатях. Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений. У многозначного слова одно значение связано с другим по смыслу. Например, словом гребень обозначается и предмет для расчесывания волос, и вершина горы, и верх волны, и верх только что вспаханного пласта земли, и мясистый нарост на голове у петуха. При этом между данными предметами имеется сходство по форме. Многозначных слов в языке больше, чем однозначных. В толковых словарях отдельные значения многозначных слов выделяются цифрами в одной словарной статье.
Прямое значение слова – это его основное лексическое значение. Например, слово воет обозначает звуки, производимые волком: волк воет. Переносное значение слова – это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу: ветер воет. Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной.
Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. Обычно омонимы относятся к одной части речи, например, лук – огородное растение и лук – оружие, спортивный снаряд; ключ – предмет для отпирания и запирания замка и ключ – родник. Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны между собой. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, в разных словарных статьях.
Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. Например, слова метель, пурга, буран, метелица, вьюга имеют общее лексическое значение: падение снега в ветреную погоду. Синонимы составляют ряд слов, который называется синонимическим рядом. Один из синонимов является основным, главным, в словарях он помещается первым. Синонимы в речи используются:
1) для более точного выражения мысли (влажный и мокрый);
2) для выражения эмоциональной окраски (упал и брякнулся);
3) как средство преодоления неоправданного повторения одного и того же слова;
4) как способ связи предложений в тексте.
Антонимы – это слова одной части речи, противоположные по лексическому значению: правда – ложь, красивый – безобразный, начать – закончить, вверх – вниз и др. Употребление антонимов делает нашу речь ярче и выразительнее.
3. Фразеологизм: его лексическое значение, функции в предложении и тексте.
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом, например: бить баклуши – бездельничать; за тридевять земель – далеко.
Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы. Фразеологизмы-синонимы: два сапога пара, одного поля ягоды (один другого не лучше); на краю света, куда ворон костей не заносил, куда Макар телят не гонял (далеко). Фразеологизмы – антонимы: возносить до небес – втаптывать в грязь; засучив рукава – спустя рукава; заварить кашу – расхлебывать кашу; тяжел на подъем – легок на подъем. Фразеологизм кот наплакал имеет синоним мало и антоним много.
Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так, выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварешек», т.е. делать очень несложное, нетрудное дело.
Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Они часто встречаются в речи. Например: «Вот выдержишь экзамены и будешь вольный казак (свободен)». (А. И. Куприн). Егор хоть и спорщик, но мокрая курица (размазня). Тележного скрипу боится (трус).
Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека – его отношение к труду, например, золотые руки, бить баклуши, отношение к другим людям, например, закадычный друг, медвежья услуга, личные достоинства и недостатки, например, не теряет головы, водить за нос.
Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения: Отделкой, чистотой ларец
в глаза кидался (выделялся, отличался). (И. Крылов) Ребята работали засучив рукава (хорошо, прилежно).
Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок приобретают цитаты из литературных произведений: Счастливые часов не наблюдают (А. С. Грибоедов) Сейте разумное, доброе, вечное… (Н. А. Некрасов)
4. Группы морфем (значимых частей слова): корневые и служебные (суффикс, приставка, окончание). Словообразовательные и словоизменительные служебные морфемы.
Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Словообразование – это раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов и окончаний. Эти части называются общим словом – морфемы. Они образуют морфемный состав слова. Каждая морфема в слове имеет свое значение. Все морфемы делятся на две группы: корневые (корень) и служебные (суффикс, приставка, окончание). Служебные служат для образования и изменения слова. Словообразовательные – приставка и суффикс, словоизменительные – окончания.
Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица: дом – дома, красивый – красивые; красный – красное – красная; стол – стола – столу – столом –на столе; решаю – решаешь – решает. Окончание может быть нулевым. Оно не выражено звуком и на письме не обозначено буквой (лесÿ, мышьÿ, жилÿ).
Часть слова без окончания называется основой. Основа слова содержит его главное лексическое значение. Отделяя окончание, мы одновременно отделяем основу: песня, каменистый, сравниваем. Основа слова может быть равна корню: вода, лесÿ, синий. Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы. У неизменяемых слов основу составляет все слово: снова, везде. Неизменяемые слова не имеют окончаний.
Корень – это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными: мир, мирный, примирить, перемирие, миролюбивый. Родственные (однокоренные) слова составляют гнездо. Чтобы найти корень слова, надо подобрать однокоренные (родственные) слова. Так, в словах беда, бедный, бедность, обеднеть, бедненький корень -бед-; в словах искатель, искать, поиск, искание – корень –иск-. Найти корень слова – значит выделить в слове самое главное, понять его смысл, проверить и запомнить написание корней целой группы слов, составляющих гнездо. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению корни: гора – гористый – горный – корень гор-; угореть – загорать – перегорать – нагорать – корень –гор-, но это корни, разные по значению. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов. Приставки образуют слова с новым значением. Например: приставки в- и вы- в глаголах вбежать и выбежать, вползти – выползти, ввести – вывести указывают на направление движения. В слове могут быть не одна, а две и более приставки: выход – безвыходное (положение).
Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов. Например, суффиксы –чик (летчик, водопроводчик), -щик (фонарщик), -ик (академик, трагик), -ин (грузин, осетин), -ист (машинист), -ец (кавказец) образуют названия лиц мужского пола по профессии, роду занятий, по принадлежности к национальности, по месту жительства. Суффиксы могут служить для образования форм слов, например: знамя (Им.п.) – знамени (Р.п.), веселый – веселее (сравн.степень), почитать (сов.вид) – почитывать (несов.вид).
Суффиксы служат для образования некоторых глагольных форм слов: думать, видеть, слышать (в этих словах суффикс –ть образует неопределенную форму глагола), жил, считал, рассчитывал (в этих словах суффикс –л- служит для образования формы глагола прошедшего времени). Формообразовательные суффиксы в основу глагола не входят.
5. Основные способы образования слов в русском языке.
Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, которые для нового слова являются исходными. Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, сложением, переходом одной части речи в другую.
Приставочный способ. При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные (заголовок – подзаголовок, удача – неудача), прилагательные (важный – преважный, веселый – развеселый, полезный – бесполезный), местоимения (что – нечто, сколько – несколько, нисколько), наречия (ныне – доныне, всюду – повсюду, весело – невесело).
Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи. Этот способ является основным для образования существительных, прилагательных, наречий. Основа слова при образовании иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы (заготовить – заготовка), изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков (внук – внучок).