Файл: Развитие логического мышления старших дошкольников в игровом взаимодействии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие логического мышления старших дошкольников в игровом взаимодействии
Кузнецова Карина

Понятия
1. Мышления
2. Старшие дошкольники
3. Игровое взаимодействия
4. Логическое мышления
5. Развитие
6. В
7. Игра
Развитие логического мышления старших дошкольников в игровом взаимодействии
Кузнецова Карина
2

Жан Вильям Фриц Пиаже швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития
“Я это знаю” — вот единственное доказательство, которым пользуется детская логика... Даже опыт не в состоянии вывести из заблуждения так настроенные детские умы; виноваты вещи, дети же — никогда
Пиаже считал, что мышление ребёнка выражается непосредственно в его речи.
Именно поэтому Пиаже в качестве доказательства своей концепции приводит наблюдения над детьми во время беседы
3
Развитие логического мышления старших дошкольников в игровом взаимодействии
Кузнецова Карина

Виды мышления
1) Наглядно-действенное мышление: Один из наиболее ранних видов мышления: данное мышление обязательно включает в себя действие с предметом, определенное преобразование предмета, что обеспечивает решение какой-либо задачи (развиваются способности воспринимать и познавать предметы реального мира)
2) Наглядно-образное мышление: На базе наглядно-действенной формы мышления зарождается наглядно-образная форма мышления, при которой решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами (развивается речь, развивается эгоцентризм – трудность принятия позиций других людей)
3) Словесно-логическое мышление: Формируется к концу дошкольного возраста. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений
(возможность давать логические объяснения своим действиям)
4
Развитие логического мышления старших дошкольников в игровом взаимодействии
Кузнецова Карина

Феномены развития мышления по Пиаже
• Эгоцентризм – неумение встать на чужую точку зрения
• Синкретизм – нерасчлененность детского мышления
• Трансдукция – переход от частного к частному, минуя общее
• Артифициализм – искусственность, созданность мира
• Анимизм – одушевленность
• Нечувствительность к противоречьям
5
Развитие логического мышления старших дошкольников в игровом взаимодействии
Кузнецова Карина


Пиаже выделил в развитии логического мышления две стадии:
• Конкретно-понятийная стадия. Все мыслительные операции, которые формируются на этой стадии, тесно связаны с конкретным наглядным материалом, что является предпосылкой формирования логического мышления. На этой стадии все рассуждения и умозаключения детей зависят и определяются конкретным содержанием материала, заключенного в посылках: чем оно ближе жизненному опыту ребенка, тем легче он справляется с построением умозаключений
• . Абстрактно-понятийная стадия.
Дети начинают мыслить абстрактными понятиями, общими понятиями, общими законами, усваивают систему понятий. У детей появляется способность рассуждать, обосновывать свои рассуждения, доказывать правильность своих выводов, осознавать и контролировать процесс рассуждения
6
Развитие логического мышления старших дошкольников в игровом взаимодействии
Кузнецова Карина

Понятие
Поддьяков Николай Николаевич- советский и российский психолог, исследователь в области педагогики и психологии дошкольного образования. Доктор психологических наук (1974), кандидат педагогических наук (1960), профессор (1981), действительный член Российской академии образования (действительный член Академии педагогических наук СССР с 1990 года).
Директор НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (1981—1992) https://psyinst.moscow/%20biblioteka/?part=article&id=1544
Мышление ребенка развивается в разных видах деятельности:
1 - В игре: обследовать предмет; планировать действия
2 - В деятельности: использовать символы, знаки
3 - В общении со взрослым: думать, рассуждать
Развитие логического мышления старших дошкольников в игровом взаимодействии
Кузнецова Карина
7

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея (Лев Семёнович Выготский — советский психолог)
Мышление – это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами
(Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ)
Логическое мышление - это мыслительный процесс, основными формами,
которого являются: понятия, суждения и умозаключения. С их помощью человек на основе имеющихся предпосылок получает обоснованные выводы (Божедонова
Анна Петровна- доцент, кандидат педагогических наук, кафедра дошкольного образования)
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-logicheskogo-myshleniya- starshih-doshkolnikov-posredstvom-robototehniki/viewer
Логическое мышление - представляет собой вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями (Жан
Вильям Фриц Пиаже — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития)
8
Развитие логического мышления старших дошкольников в игровом взаимодействии
Кузнецова Карина


Понятие
Развитие: развитие общих способностей, таких как познавательный интерес, умение думать, анализировать, делать выводы, умение взаимодействовать с окружающими, общаться, работать в команде, умение следовать правилам и нормам, ставить цели, строить и выполнять планы, регулировать поведение и настроение (Н.Е. Веракса — доктор психологических наук, Т.С. Комарова — доктор педагогических наук, профессор, Э.М.
Дорофеева)
Развитие: объективный процесс становления и обогащения физических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала его сущности и назначения, процесс изменения индивида в результате его социализации (Ширшов –
доктор педагогических наук)
Развитие: процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное (Ушаков
Дмитрий Николаевич - русский и советский лингвист, один из организаторов реформы русской орфографии, известен главным образом как редактор и соавтор одного из основных толковых словарей русского языка “Словарь Ушакова”)
9
Развитие логического мышления старших дошкольников в игровом взаимодействии
Кузнецова Карина

Понятие
Старший дошкольный возраст – эта этап психологического развития ребенка в возрастном диапазоне от 5 до 7 лет, деятельностью детей является игра, в которой происходит развитие всех психических процессов и сторон личности ребенка (Ширшов Владимир Дмитриевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности)
Старший дошкольный возраст – этап психич ес кого развития детей на возрастном отрезке от
5 до 7 лет (Мещерякова, Зинченко)
(Софья Юрьевна Мещерякова – опытный педагог. Занимает должность ведущего научного сотрудника в лаборатории психологии детей дошкольного возраста Психологического института Российской академии образования). (Зинченко Петр Иванович – советский психолог и педагог)
10
Развитие логического мышления старших дошкольников в игровом взаимодействии

Игра
Игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое (Даниил Борисович Эльконин — советский психолог и педагог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии. Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук)
Игра – главный вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре личность ребенка полностью вовлекается в данный процесс: его воля, чувства, эмоции, познавательные процессы, потребности, интересы. Игра – это индивидуальный вид деятельности, которому присущи все деятельности, и все они – особенные (Даниил Борисович Эльконин)
«игра - это дитя труда» немецкий психолог и философ (Вундт) https://dytpsyholog.files.wordpress.com/2015/01/elkonin-psihologiya- igry.pdf
Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Дмитрий Николаевич Узнадзе —
грузинский советский психолог и философ)
Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Лев Семенович Выготский –
советский психолог)
Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (Алексей Николаевич Леонтьев —
советский психолог, философ, педагог и организатор науки)
Игра – это самостоятельный вид развивающей деятельности; самая свободная и естественная форма проявления деятельности, в которой осознается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения; путь поиска ребенком в коллективах сотоварищей, в обществе, человечестве, во Вселенной; свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество; главная сфера общения детей (Сталь
Анатольевич Шмаков — советский учёный в области педагогики, доктор педагогических наук)
11
Развитие логического мышления старших дошкольников в игровом взаимодействии
Кузнецова Карина


Игровое взаимодействия
Светлана Николаевна Литвинова (кандидат педагогический наук,
доцент)- определяет игровое взаимодействие как определенный тип поведения ребенка в игре, раскрывающий новые социальные роли и способы воздействия на партнера по деятельности и отношением ребенка
12
Развитие логического мышления старших дошкольников в игровом взаимодействии
Кузнецова Карина

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!