Файл: И. П. Серикова Шебекинского района Белгородской области Карта урока для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий Учитель Евдокимова Т. В. Учебный предмет литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МБОУ «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.П. Серикова Шебекинского района Белгородской области»

Карта урока

для организации обучения с применением

дистанционных образовательных технологий
Учитель: Евдокимова Т.В.

Учебный предмет: литература

Класс: 7 «В»

Дата проведения урока: 3 апреля 2023 года

День недели: понедельник

Время проведения урока: 900– 930

Тема урока: «Внеклассное чтение. На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н. С. Тихонова. Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики »

Цель урока: расширить представления учащихся о поэзии и публицистике, написанных в годы Великой Отечественной войны познакомиться со стихотворениями поэтов-фронтовиков, публицистикой военных лет.

Задание:

1. Основная часть

-работа по учебнику

- письменный ответ на вопрос

2. Дополнительный материал

Интернет-ресурсы: x-office-presentation.png

3. Работа по теме урока

Ход урок

I. Орг. момент Организационный момент. Поэтическая пятиминутка. Чтение стихотворений Б.Л. Пастернака

II. Вступительное слово учителя:

Военные годы это самое страшное время для народа. Гонение, холод, голод, потери родных и близких людей. И хочется сказать, разве в такое время людям было до стихов и песен? Но история говорит о том, что именно поэзия, творчество помогало выжить. Военная публицистика, стихотворения и песни, шагали нога в ногу, рядом с солдатом во время Великой Отечественной Войны и становились для него опорой в тяжелый момент, когда казалось, что все, нет сил, бороться дальше. Произведения о Родине, о родных, которые верят и ждут, не позволяли солдату сдаться, и он продолжал нелегкий бой. Они стали победителями и литература вместе с ними. У каждого стихотворения, у каждой песни, у каждой газетной статьи того времени,  как и у человеческой жизни, есть своя судьба и история. Вот об этом мы сегодня с вами и будем говорить.

III. «Военные корреспонденты»


 1. Рассказ учителя

 В первый день войны на писательском митинге в Москвебыла  принята  резолюция:  «Каждый  советский писатель готов все свои силы, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу  священной  народной  войны  против врагов нашей Родины!»

     Ни одна страна, оказавшаяся  во  Вторую  мировую  войну на пути  гитлеровских  полчищ, не получила от своей  литературы  такой  единодушной  и самоотверженной  поддержки,  как  наша, такого заряда боевой энергии, непримиримости, ненависти к фашизму. В Великой Отечественной войне в качестве военных журналистов, командиров, политработников,  «народных  мстителей»  участвовало свыше  тысячи  советских писателей.

     Каждый  третий из них погиб, каждый пятый прошел сквозь  горнило Сталинградской  битвы. Восемнадцать литераторов стали Героями Советского  Союза. Приравняв  перо  к штыку,  война  открывала  путь  на фронт  и  старейшинам писательского  цеха,  и  его  новобранцам, мастерам и подмастерьям. Многие из будущих писателей начинали с журналистской деятельности  в  газетах фронтов,  армий, дивизий  и  более  мелких  подразделений..

IV. «На дорогах войны»

1. Прослушивание аудиозаписи песни «Эх, дороги»

2. Учитель: Поэзия времен Великой Отечественной войны представляет собой целую поэтическую вселенную, состоящую из множества поэтических миров – ярких, индивидуальных, вместе с тем составляющих идейно-художественное единство. Она как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, впервые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными, в них в чеканной форме выразилось народное самосознание, народная точка зрения на события. Первым, наиболее значимым произведение ВОВ стала песня «Священная война»

3. «История песни «Священная война»

1) Сообщение учащегося

«Свяще́нная война́» — патриотическая песня периода Великой Отечественной войны, ставшая своеобразным гимном защиты Отечества. Известна также по первой строчке: «Вставай, страна огромная!»



24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Еще день был отведён на репетицию. И уже 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР  впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд.

Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.

Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях. За время войны песня дважды записывалась на грампластинки: в 1941 и 1942 г.
4. Стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом»

Учитель: Одно из самых известных стихотворений о Великой Отечественной войне, стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом». Ржев – это небольшой старинный город в Тверской области, который стал центром боевых действий после того, как нацистская армия была в декабре отброшена   от Москвы. В стихотворении Твардовского речь идёт о наступлении на Ржев, которое продолжалось с 30 июля по 27 сентября 1942 года. Ценой огромных потерь советские войска взяли город, но тут же были выбиты из него частями нацисткой армии. Ржев был освобождён только 3 марта 1943 года. Часть наступательной операции июля-сентября Твардовский видел своими глазами, т.к. находился в расположении 5-й ударной армии как фронтовой корреспондент.

1) Выразительное чтение отрывка стихотворения подготовленным учеником.

2) Сообщение подготовленного учащегося «История создания стихотворения».
Стихотворение было написано в конце 1945-го и начале 1946 года. Первоначально называлось «Завещание воина».
Стихотворение приобрело огромную известность, и было положено на музыку Родионом Щедриным. В 1969 году Твардовский написал небольшую заметку «О стихотворении «Я убит подо Ржевом», в которой объяснял, что первым импульсом к созданию стихотворения стала сцена в московском трамвае, свидетелем которой он стал сразу после возвращения из своей фронтовой командировки. Лейтенант, «парень с измученным, нервным загорелым лицом», поссорился со своим соседом по трамвайной толчее, одетым в штатское, допрашивая, почему тот не на фронте, - и в ответ на обидное слово уже был готов то ли выстрелить, то ли начать драку. Твардовский начал урезонивать его – и в ответ слышал:

- Никогда, никогда не приеду я в эту Москву… Товарищ подполковник, - обратился он к Твардовскому, - я из-подо Ржева. Я приехал на сутки – хоронить жену. Я завтра должен быть в двенадцать ноль-ноль в батальоне. Извините меня…

Твардовский увидел перед собой человека, который в отчаянии заранее прощался с будущим и всё же был готов сражаться до последнего.

В стихотворении «Я убит подо Ржевом» Твардовский дал эстетический ответ на такое мироощущение и показал, что выжившие обязаны помнить об этих чувствах, определявших внутреннюю жизнь многих людей во время войны. Оно написано, чтобы напомнить выжившим о безмолвии убитых и в то же время - чтобы словно бы компенсировать это безмолвие, высказаться от лица павших. Миллионы ушедших солдат и офицеров оказались в стихотворении «сфокусированы» в фигуре безымянного бойца, погибшего в самый психологически тяжёлый период войны.
3) Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом»


Вопросы для анализа

Ответ

  1. Кто является лирическим героем данного стихотворения?

Стихотворение «Я убит подо Ржевом...» написано от лица убитого солдата. Твардовский как бы дал голос погибшему воину, выполнившему свой долг на поле боя, но оказалось, что солдат «думает» не о мертвых, а о живых. Он «помнит» о себе как о живом, который лежал в безымянном болоте и погиб во время жестокого налета. Он «знает», что от него, как и от многих его друзей, не осталось ничего, нет даже могилы, куда бы могла прийти попрощаться его мать. Его речь сохраняет все черты речи живого человека, она насыщенна пословицами, поговорками с непременным военным просторечием («И ни дна, ни покрышки», «Ни петлички, ни лычки»).

  1. Какую проблему автор поднимает в произведении?

Обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе.

  1. Что объединяет лирического героя с живыми людьми?

Убитый «чувствует» себя частичкой мира в котором был, участником труда живых. Но главная его забота сейчас, как воюют его сограждане, каковы их успехи в ратном деле. Он, убитый, не знает, «Наш ли Ржев наконец?», но поэт дает ему предчувствие, сначала тревожное («Неужели до осени/Был за ним уже Дон,/И хотя бы колесами/К Волге вырвался он?»), однако в это он не хочет и не может верить («Нет, неправда. Задачи/Той не выиграл враг!/Нет же, нет! А иначе/Даже мертвому — как?»), затем все более растет уверенность в конечной победе...

  1. Что до нас доносит поэт через мысли и чувства убитого?

Твардовский дает возможность через мысли и чувства убитого солдата узнать о поражениях и военных успехах. Читатель мысленно восстанавливает, вспоминает ход Великой Отечественной войны. При этом поэт использует местоимения «наш», «ваш», которые становятся важными образными обозначениями. Получается так, что чувства и мысли убитого воина как бы «перетекают» в живых, становятся их мыслями и чувствами, а живые сохраняют верность тем движениям души, которые звали на битву погибшего героя. Так возникает в стихотворении святое слово «братья», объединяющее всех — и живых, и мертвых, без различий. Убитый и его товарищи, павшие в боях, передают знамя в руки живых, а живые принимают его, чтобы, в свою очередь, передать другим и чтобы целью этой вечной жизни было счастье «родимой отчизны» и счастье каждого.

  1. Какая используется поэтическая лексика? Каковы особенности поэтического языка?

Язык стихотворения насыщен оборотами, выражениями, словами народной устной, разговорной речи с множеством неумирающих пословиц и поговорок («Там, куда на поминки/Даже мать не придет», «Есть отрада одна:/Мы за родину пали,/Но она — спасена», «Было все на кону»). Иногда эта устная речь наполнена характерными, часто встречающимися канцеляризмами, языковыми штампами с оттенком военного жаргона («Нет, неправда. Задачи/Той не выиграл враг!»), а военные термины приобретают «общее» значение: «На земле на поверке/Выкликают не нас». Однако рядом с речью народной, устной, разговорной постепенно возникает в стихотворении другая языковая часть — высокая, с обилием архаизмов, славянизмов, устаревших слов («Наши очи померкли,/Пламень сердца погас...», «Эта кара страшна», «Да исполнится/слово клятвы святой!..»).

  1. Как изменяется речь и настроение лирического героя от первой строфы к последней?

Размеренная, неспешная, негромкая речь постепенно переходит в напевную и сказовую, а слог вдруг становится торжественным и величественным. Погибший воин исполнен высоким сознанием долга и с высоты своей миссии получил право завещать прежние ценности новым поколениям живущих на этой земле людей.



5.  Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня» 

1) Учитель: Да, каждое произведение имеет свою историю. Не менее интересна и судьба стихотворения К.М. Симонова «Жди меня». С 1941 по 1945 гг. – Симонов был военным корреспондентом газеты “Красная звезда”. В январе 1942 года он предложил это стихотворение для публикации редактору газеты 44-й армии И.М. Кокареву, тот ответил отказом. По воспоминаниям Симонова о разговоре с редактором «стал что-то бормотать, что в газету нужно героическое, а не интимно-лирическое». Но в итоге стихотворение всё же было напечатано. Оно стало настоящим девизом для всех жён и матерей, проводивших своих родных на страшную битву. В одном из писем-откликов на стихотворение было написано: «Оно вселяло надежду и в тех, кто верил, что их ждут, и в тех, кто ждал. Я ежедневно многократно заглядывала в почтовый ящик и шептала, как молитву» «Жди меня, и я вернусь всем смертям назло…» - и добавляла: «Да, родной, я буду ждать, я умею».

2) Выразительное чтение стихотворения «Жди меня»

6. Стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество»

1) Учитель: 8 марта 1942 г. в газете “Правда” было напечатано стихотворение Анны Ахматовой “Мужество”. Сегодня – это наша отечественная классика. Что оно вмещает в себя? Трагический опыт первого полугода войны и первых месяцев блокады Ленинграда, раздумья о судьбах Родины и национальном достоинстве, призыв к мужеству и непоколебимую уверенность в том, что народ выстоит.

7. Реализация индивидуального задания.

Чтение 2-3 стихотворений о ВОВ наизусть.

V. Работа с репродукциями.

Учитель: Тема войны широко представлена не только в литературе, но и в живописи. Многие известные и талантливые художники изобразили её на своих полотнах. Ребята, посмотрите на них и подумайте, какие репродукции могут стать иллюстрациями к прозвучавшим сегодня стихотворениям и песням?

VI. Итоги урока.

Учитель: По мнению К.М. Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чём-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом – значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».