Файл: Первое впечатление в деловом общении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад на тему: «Первое впечатление в деловом общении»

В повседневной жизни, в рабочей и нерабочей обстановке каждый человек встречает новых для себя людей. Во многих случаях на основе одного только кратковременного восприятия мы оцениваем этих людей и выбираем кажущийся нам наиболее разумным способ поведения и действия по отношению к каждому из них. Во всех подобных случаях мы имеем дело с так называемым первым впечатлением и с актами поведения на его основе.

Процесс восприятия человека человеком является важным этапом в построении межличностной коммуникации. Этой проблеме посвящено много теоретических и прикладных исследований, проведенных как у нас, так и за рубежом. Особое внимание в этих работах уделяется феномену формирования первого впечатления, который достаточно длительное время играет роль своеобразной психологической установки на личность.

Первое впечатление – это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него всегда входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом познания. Первое впечатление содержит также более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. Наконец, в нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался предметом восприятия и оценки. Исследования разных ученых говорят о том, что для формирования первого впечатления человеку достаточно от нескольких секунд(40сек) до нескольких минут(2-4мин). Хотя зачастую первое впечатление бывает обманчивым, мы часто судим по нему других людей.

На формирование первого впечатления часть влияют несколько факторов:

- Характеристика внешнего облика человека. Оформление внешности (в том числе стиль одежды, прическа).

- Экспрессия человека (переживаемые или транслируемые эмоциональные состояния).

- Предполагаемые качества личности.

- Некоторые психологические личностные особенности воспринимающего человека.

- Сложившиеся стереотипы и эталоны относительно идеалов внешности и поведения;

Особенности личности воспринимающего человека


Интересно определить, какие же именно факторы в личности субъекта определяют ход и результаты формирования у него впечатления о других людях.

Эталоны

Стереотипы

Полнота делает человека в глазах окружающих более зрелым, худоба – более молодым.

Большую роль играют выражение лица, взгляд. Так, если человек смотрит прямым, долгим и открытым взглядом, ему приписывают уверенность в себе, склонность к лидерству. При этом, если таким взглядом наделена женщина, ее склонны считать внимательной к другим людям.

Если же человек смотрит на других мельком, искоса, быстро переводя взгляд, воспринимающие его оценивают как стеснительного, неуверенного в себе человека.

Безусловно, при оценке человека исследуются и его пантомимика, различные характеристики голоса, запахи

Проецирование

В исследовании Фешбака и Сингера испытуемых студентов подвергали несильным электроударам, которые вызывали неприятные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студентам, составившим контрольную группу, демонстрировался кинофильм, в котором фигурировал определенный человек. От всех испытуемых требовалось, чтобы они дали оценки качествам личности этого человека, по возможности оценили его состояние. В результате оказалось, что подвергавшиеся электровоздействию группы испытуемых оценивали человека на экране как более боязливого, испуганного, чем это делали испытуемые, входившие в контрольную группу.

Уверенность в себе

Полнота и характер оценки другого человека зависят также и от такого качества оценивающего, как степень его уверенности в себе.

Боссом и Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, не уверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других людей, как не тяготеющих к холодности и не расположенных к ним.

Если вы хотите лучше понять собеседника, нельзя не учитывать то, как он старается преподнести себя. Одежда, поведение достаточно красноречиво говорят об этом. В любом случае, как бы это не проявлялась, самоподача передает внутренний настрой того или иного человека. При формировании мнения о человеке на основе первого впечатления важно помнить, что первое познание не дает точного представления о человеке и никто не застрахован от ошибок. Не следует слишком категорично судить о людях по первому впечатлению.



Существующее положение дел

на первое впечатление

Желаемое положение дел

1. Внешние данные накладывают отпечаток на первое впечатление и способствуют неблагоприятному впечатлению

1. Нельзя судить о человеке по внешним данным. На первый взгляд, может показаться, что красивым людям легче достичь привлекательного имиджа, а с ним и успеха. Практика доказывает, что у преуспевающих людей могут быть недостатки во внешности: кривые, короткие ноги, лысая голова, черные, прокуренные зубы, длинный или слишком короткий нос, -- но все это не мешает им быть счастливыми и уникальными на производстве и в семье.

2. Молчаливость и замкнутость создают впечатление того, что человек имеет скудную духовную основу.

2. Внешние проявления внутренней сущности не всегда отражают действительное положение. Внутренний аспект имеет особое значение, потому что составляет духовную основу личности, т.е. все, что представляет сущность человека, его предназначение в мире.

3. Стереотип воздействия среды обитания.

3. Независимо от среды обитания, то есть места, где проживает человек (престижный или непрестижный район) нельзя судить о качествах самого человека.

4. Внешний облик человека может создать неблагоприятное впечатление, так как стиль одежды может не совпасть с представлениями оценивающего

на первое впечатление

4. Стереотипы восприятия различных стилей одежды не могут влиять на формирование впечатления. Хотя одежда должна в подсознании окружающих ассоциироваться с той социальной группой, к которой общество относится позитивно, и, наоборот, не ассоциироваться с той группой, к которой имеется негативное отношение.

5. Суждение о деловых качествах человека без проверки.

5. О человеке можно судить по тем вещам, предметам, которые он создал сам. У менеджеров предприятия -- это деловые бумаги. Важно учитывать и форму, и содержание. Известно, что большинство выдающихся деловых людей, которые внесли значительный вклад в историю, в реальной обстановке бывали строги, организованны, иногда и педантичны.

6. Стереотипы, возникающие от впечатления вербального общения

6. Сдержанность человека в вербальных проявлениях при первой встрече не говорит о том, что он не сможет плодотворно общаться в дальнейшем.

7. Невербальное общение совпало с представлениями оценивающего о том, что собеседник не готов или не желает общаться.


на первое впечатление

8. Чрезмерное жестикулирование в России может быть выражением неуверенности, волнения.

8. Собеседник может иметь другое воспитание, другую культуру, что сказывается на его жестикуляции, поэтому нельзя судить о его внутреннем состоянии.

Английский ученый Майкл Арчил во время своего путешествия вокруг света установил, что на протяжении часового разговора финн использует жестикуляцию 1 раз, итальянец -- 80, француз -- 120, а мексиканец -- 180 раз.

9. Приветствие (жесты приветствия) влияют на формирование первого впечатления.

9. Необходимо учитывать культуру народа, с которым происходит беседа. Не всегда приветствие может рассказать о том, что чувствует в данный момент человек. Поэтому, кроме того, что жесты имеют свои значения для конкретной страны (например, России), не следует забывать, что в других странах эти же жесты могут означать совершенно противоположное.

10. Слухи, влияющие на оценку до встречи.