Файл: Роль классного руководителя в формировании познавательного интереса школьников.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КГКП «КОСТАНАЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Роль классного руководителя в формировании познавательного интереса школьников

Выполнила: Ларионова Е.В.

студентка специальности 0105000

«Начальное образование» группы У-32

Руководитель: Солодова С.В.

Костанай, 2023 год

Актуальность исследования:

В основе развития познавательного интереса лежат развитие внимания, мышления, памяти.

Для классного руководителя в воспитании познавательного интереса очень важна развивающая функция педагогического процесса, которая заключается в развитии психических процессов школьника, развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность, в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка.

Цель исследования
  • заключается в изучении роли классного руководителя в формировании познавательного интереса школьников.

Объект исследования
    • процесс формирования познавательного интереса в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования
    • способы формирования познавательного интереса младших школьников в процессе взаимодействия с классным руководителем.

Задачи исследования:

1


  • рассмотреть сущность познавательного интереса в психолого-педагогической литературе

2
  • выделить основы деятельности классного руководителя начальных классов

3
  • определить пути и средства формирования познавательного интереса младших школьников в воспитательной работе классного руководителя

4
  • провести экспериментальное исследование влияния классного руководителя на формирование познавательного интереса младших школьников

5
  • проанализировать эффективность проделанной опытно-экспериментальной работы

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования познавательного интереса в деятельности классного руководителя


1.1 Сущность познавательного интереса в психолого-педагогической литературе

1.2 Основы деятельности классного руководителя начальных классов

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование влияния классного руководителя на формирование познавательного интереса младших школьников

2.1. Диагностика развития познавательного интереса младших школьников на констатирующем этапе исследования

2.2. Разработка рекомендаций по формированию познавательного интереса младших школьников в классного руководителя, с помощью которого он">процессе деятельности классного руководителя

2.3. Анализ эффективности проделанной опытно-эксериментальной работы

1.3 Пути и средства формирования познавательного интереса младших

школьников в воспитательной работе классного руководителя

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования познавательного интереса в деятельности классного руководителя

1.1 Сущность познавательного интереса в психолого-педагогической литературе

1.2 Основы деятельности классного руководителя начальных классов

1.3 Пути и средства формирования познавательного интереса младших школьников в воспитательной работе классного руководителя

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление.

Познавательный интерес, связанный с сильными переживаниями, интеллектуальными радостями, обогащает другие мотивы.

Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.



Классный руководитель для достижения стоящих перед ним целей и задач (образовательных, воспитательных, развивающих) должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. Одной из специфических задач и содержания деятельности классного руководителя является: развитие познавательного интереса (она заключается в развитии психических процессов школьника, развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность, в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка)/

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование влияния классного руководителя на формирование познавательного интереса младших школьников

2.1 Диагностика развития познавательного интереса младших школьников на констатирующем этапе исследования

2.2 Разработка рекомендаций по формированию познавательного интереса младших школьников в процессе деятельности классного руководителя

2.3 Анализ эффективности проделанной опытно-эксериментальной работы

Цель наблюдения: практически апробировать условия повышения эффективности в формировании познавательного интереса школьников , а именно:

- во-первых, в формировании познавательных интересов им помогают не только классный руководитель, но и родители учащихся;

- во-вторых, формированию познавательного интереса будет уделяться должное внимание;

- в-третьих, применяться различные приёмы и методы, способствующие формированию познавательного интереса младших школьников.

Для оценки выдвинутой нами в начале исследования гипотезы была организована опытно-экспериментальная работа.

База экспериментальной работы: 4-й класс КГУ «"Школа-гимназия №24 отдела образования города Костаная" Управления образования акимата Костанайской области

Опытно-поисковая работа была проведена в 3 этапа:

1 этап – констатирующий этап - первичная диагностика уровня познавательного интереса младших школьников.

2 этап – формирующий этап – разработка и внедрение рекомендаций по формированию познавательного интереса младших школьников в процессе деятельности классного руководителя.

3 этап – контрольный этап - повторная диагностика уровня познавательного интереса младших школьников; проведен анализ полученных результатов.


Г.И. Щукина выделяет 3 уровня познавательного интереса ученика:
  • низший – элементарный – выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям-описаниям, действиям по образцу;
  • средний характеризует интерес к зависимостям, к выявлению причинно-следственных связей;
  • высший уровень указывает на проявление интереса к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний.

  • Диагностический инструментарий:

    1. Наблюдение

    2. Методика «Познавательная активность младшего школьника», автор А.А. Горчинская.

Рисунок 1 – Уровень развития познавательного интереса учащихся 4 класса на этапе констатирующего эксперимента

Рисунок 2 – Уровень развития познавательного интереса учащихся 4 класса на этапе констатирующего и контрольного эксперимента

Опытная работа показала, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.е. очень важна роль классного руководителя в формировании познавательных интересов учащихся. После проведенных мероприятий у детей повысился интерес к знаниям, повысились уровни познавательных интересов (устойчивость, глубина познавательного интереса, уровень активности и самостоятельности детей по добыванию знаний), расширился кругозор учащихся. Действительно, если будет постоянно проводиться совместная работа родителей, классного руководителя, если будут применяться различные приёмы и методы, способствующие формированию познавательного интереса, то повышение его эффективности возможно.

Систематическое проведение внеклассных мероприятий способствует повышению познавательного интереса, оказывает неоценимую помощь в воспитании младших школьников, и расширяет кругозор учащихся за счет ознакомления с дополнительной литературой, развивает наблюдательность, способность анализировать и делать выводы.

Спасибо за внимание!