Файл: Вопросы отдельно.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОПРОСЫ отдельно


  1. Фальсификация истории: политические и идеологические факторы. Способы и приемы их использования. Обоснуйте свой ответ конкретными историческими примерами.

  2. Фальсификация истории: причины, цели, источники и участники процесса. Дать характеристику понятий. Привести конкретные примеры.

  3. Фальсификация истории: главный объект и предмет деятельности, центральные задачи, главные ожидаемые последствия. Обоснуйте свой ответ на конкретных примерах из отечественной истории Нового и Новейшего времени.

  4. Фальсификация истории: основные направления в российской и мировой истории в период Нового и Новейшего времени, в наши дни. Содержание процесса, его политические и идеологические мотивации, способы и приемы. Обоснуйте свой ответ конкретными историческими фактами.

  5. Какие существуют примеры фальсификации исторического развития различных обществ в разные периоды? Подкрепите свой ответ конкретными историческими примерами.

  6. Деятельность археолога и коллекционера А.И. Сулакадзева: пример историко-культурной фальсификации. Дайте характеристику и проведите критический научный анализ данного направления.

  7. «Завещание Петра I»: пример политической фальсификации преследующей геополитические цели. Дайте характеристику истории и обстоятельствам ее возникновения, проведите критический научный анализ документа.

  8. «Новая хронология» А.Т. Фоменко: пример современной псевдо-научной работы и процесса фальсификации истории. Дайте характеристику истории и обстоятельств ее возникновения, проведите критический анализ. (20 баллов максимум).




  1. СССР: общее и особенное собственного исторического пути в рамках общеисторического процесса. В чём заключается его формационная и цивилизационная особенность. Обоснуйте свой ответ на примере исторических фактов.

  2. «Призвание варягов»: соотношение исторического знания и историко-политической трактовки. Дискуссия и история развития данной темы. Приведите конкретные примеры из историографической традиции и политической практики последних двух веков развитии России.

  3. «Холодная война» как фактор истории России: форма и степень ее влияния на судьбу страны, советского и постсоветского общества. Обоснуйте свой ответ конкретными историческими примерами.

  4. Глобальные события рубежа XVI–XVII вв. как точка бифуркации в истории России: оказанное влияние на дальнейшее развитие страны. Обоснуйте свой ответ конкретными историческими примерами.

  5. Древняя Русь: общее и особенное собственного исторического пути в рамках общеисторического процесса западноевропейской истории. В чём заключается формационная и цивилизационная особенность Древней Руси? Обоснуйте свой ответ конкретными историческими фактами.

  6. Глобальные события рубежа X–XI вв. как точка бифуркации в истории России: оказанное влияние на дальнейшее развитие страны. Обоснуйте свой ответ конкретными историческими примерами.

  7. Распад СССР как поворотный этап в истории России: цивилизационные, исторические, политические и социально-экономические причины и их последствия?

  8. События начала XX в. как точка бифуркации в истории России и мира: оказанное влияние на дальнейшее развитие Росси и мировой системы. Обоснуйте свой ответ конкретными историческими примерами.

  9. Возникновение СССР и принятие курса на строительства коммунистического общества как точка бифуркации в истории России: оказанное влияние на дальнейшее развитие страны и общества. Обоснуйте свой ответ конкретными историческими примерами.

  10. Политика и эпоха «Перестройки» М.С. Горбачева: цивилизационные, исторические, политические и социально-экономические причины и их последствия.

  11. Векторные, циклические и волновые теорий траекторий исторического развития: основные позиции и категории, сильные и слабые стороны, возможность применения.

  12. Великие реформы Александра II: цивилизационные, исторические, политические и социально-экономические причины и их последствия.





  1. Исторический источник: содержание понятия и классификация. Природа противоречия возникновения, содержания и оценки. Продемонстрируйте сказанное на конкретных историографических примерах.

  2. Исторический источник: процесс научной критики и ее составные части. Продемонстрируйте сказанное на конкретных примерах.

  3. Научно-исторические методы изучения прошлого: источники и пути формирования, классификация, сущность, область применения. Подтвердите свой ответ конкретными примерами.

  4. Назовите и охарактеризуйте современные методы исторических исследований. Дайте оценку их научного потенциала на конкретных примерах из истории России.

  5. Историография: сущность, объект и предмет научного направления, ее цели и задачи. Приведите конкретные примеры из научно-исторической практики.

  6. Источниковедение: сущность, объект и предмет научного направления, ее цели и задачи. Приведите конкретные примеры из научно-исторической практики.

  7. Вспомогательные и специальные исторические дисциплины: сущность, объект и предмет научных направлений, их цели и задачи. Приведите конкретные примеры из научно-исторической практики.

  8. Гайдаровские реформы как поворотный этап в истории России: цивилизационные, исторические, политические и социально-экономические причины и их последствия?

  9. Геополитический (историко-геополитический) фактор и его роль в процессе исторического развития России и мира. Основные формы влияния и тенденции последующего развития. Обоснуйте свой ответ конкретными историческими примерами.

  10. Идеалистический подход понимания истории: главные постулаты и формы развития. Продемонстрируйте сказанное на конкретных примерах. (20 баллов максимум).

  11. Историческая память как основа государства и общества. Для чего необходимо сохранение исторической информации, и какую роль она играет в жизни нации? Подтвердите свой ответ конкретными историческими примерами.

  12. Исторические личности, сыгравшие исключительную, поворотную роль в истории России: перечислите и обоснуйте свой выбор. Определите степень их участия на судьбу страны.

  13. Исторические периоды, сыгравшие роль кардинальной трансформации вектора цивилизационного развития человечества (западной цивилизации): перечислите, дайте характеристику причинам, форме и степени влияния, обозначьте факт смены векторы и итогов последующего развитиям. Обоснуйте свой ответ конкретными историческими примерами.

  14. Историческое познание: формы, особенности и принципы. Дать характеристику понятий. Привести конкретные примеры.

  15. Историческое сознание и историческое мышление в обыденной повседневной жизни. Основные формы и пути складывания. История наука и история общественное сознание: проблема соотношения и взаимопроникновения.

  16. История: сущность, объект и предмет научного направления, ее цели и задачи. Приведите конкретные примеры из научно-исторической практики.

  17. История как способ сохранения знаний и информация о прошлом: формы получения информации, ее анализа и оценки, сохранения и передачи. Значение данного процесса. Подкрепите свой ответ на конкретных примерах, связанных с сегодняшним днем.

  18. История как наука и как дисциплина: принципиальное различие и сходство. Подтвердите свой ответ конкретными примерами из научной и обыденной практики.

  19. Какое место история занимает в системе социально-гуманитарных наук. Продемонстрируйте конкретными примерами связи между историей и другими гуманитарными дисциплинами.

  20. Место России в мировой истории на разных ее этапах: основные факторы влияния, формы существования, цели и противоречия. Обоснуйте свой ответ конкретными историческими примерами.

  21. Мир-системная и глобально-стадиальная историософские концепции: основное содержание и категории, сходство и различие, сильные и слабые стороны, степень и место применения. Обоснуйте свой ответ на конкретных примерах. (20 баллов максимум).

  22. Формационный подход и его трактовка при периодизации истории: сильные и слабые стороны. Обоснуйте свой ответ конкретными примерами.

  23. Цивилизационный подход и его трактовка периодизации истории: сильные и слабые стороны. Обоснуйте свой ответ конкретными примерами.





  1. Демографический фактор и его роль в процессе исторического развития России и мира. Основные формы влияния и тенденции последующего развития. Обоснуйте свой ответ на конкретных исторических примерах.

  2. Религиозный фактор и его роль в процессе исторического развития России и мира. Основные формы влияния и тенденции последующего развития. Обоснуйте свой ответ конкретными историческими примерами.

  3. Природно-климатический фактор и его роль в процессе исторического развития России и мира. Основные формы влияния и тенденции последующего развития. Обоснуйте свой ответ конкретными историческими примерами.

  4. Национальный (этнический) фактор и его роль в процессе исторического развития России и мира. Основные формы влияния и тенденции последующего развития. Обоснуйте свой ответ на конкретных исторических примерах.




  1. Синхронный и диахронный методы исторического анализа: основные позиции и категории, сильные и слабые стороны, возможность применения. Продемонстрируйте сказанное на конкретных примерах.




  1. Общественно-политическая жизнь российского общества и развитие национальной культуры как процесс поиска самоидентичности и формирование пути развития. Дать характеристику данного процесса в Новейшее время.. Подтвердите свой ответ конкретными историческими примерами.

  2. Определите объект и предмет науки истории. Подтвердите ваш ответ конкретными примерами.

  3. Определите цели, задачи, структуру и функции истории. Подтвердите ваш ответ конкретными примерами.

  4. Основы периодизации истории. Периодизации исторического пути стран Старого и Нового Света: общее и особенное. Продемонстрируйте сказанное на конкретных примерах.

  5. Перечислите факторы исторического процесса. Дайте их характеристику. Подтвердите свой ответ конкретными примерами из истории России и мира.

  6. Периодизация исторического процесса: основные теории и их использование в научной практике. Приведите конкретные примеры использования разных подходов на материалах одного масштабного исторического процесса.

  7. Повседневное мировоззрение как разновидность исторического знания: особенности, формы бытования. Продемонстрируйте сказанное на конкретных примерах.

  8. Принципы альтернативности и вариативности в истории в трактовке синергетической парадигмы? Продемонстрируйте сказанное на конкретных исторических примерах.




  1. Роль личности в истории, форма и степень оказываемого ей влияния: эволюция взгляда на проблему на протяжении всего исторического пути. Подкрепите свой ответ конкретными утверждениями философов-историософов.

  2. Роль личности в контексте процесса бифуркации. Обусловленность и индивидуальность формы влияния личности на исторический процесс. В какой исторической ситуации (в рамках какой политической традиции) личность может оказать заметное воздействие на ход исторического процесса?

  3. Роль личности в обществе как историко-философская проблема. Покажите зависимость явления от исторического времени и социально-политического типа общества.





  1. Российская и мировая история: проблема соотнесения и синхронизации данных процессов сквозь призму цивилизационного подхода? Продемонстрируйте сказанное на конкретных исторических примерах.

  2. Россия Запад или Восток? Какие особенности можно выделить в историческом развитии страны? Существует ли третья форма трактовки этого соотношения? Дайте оценку понятиям «русская цивилизация» и «русский мир».

  3. Тенденции и закономерности исторического процесса. Дайте определение понятий. Обоснуйте свой ответ конкретными историческими фактами.

  4. Технологический фактор и его роль в процессе исторического развития России и мира. Основные формы влияния и тенденции последующего развития. Обоснуйте свой ответ на конкретных исторических примерах.

  5. Уровни и формы исторического сознания: типология, особенности формирования и бытования. Основные носители и пользователи. Подкрепите свой ответ конкретными историческими примерами.

  6. Что такое уроки истории? Раскройте это понятие. Приведите конкретные примеры ее реализации (отказа от реализации) в современной истории России.



  1. Россия и ее место во всемирно-историческом процессе согласно цивилизационному подходу. Обоснуйте свой ответ конкретными историческими примерами.

  2. Цивилизация и цивилизационный выбор: трактовка понятий. Роль и значение культуры во всеобщей истории и истории России. Подтвердите свой ответ конкретными историческими примерами.

  3. Этапы историко-культурного процесса в отечественной истории: определение движущей силы, факторов развития и периодов. Культура России в контексте процесса модернизаций и трансформаций страны. Подтвердите свой ответ конкретными историческими примерами.

  4. Культура и художественная культура: трактовка понятий. Культура как продукт общественно-исторического развития. Подтвердите свой ответ конкретными историческими примерами.

  5. Общественно-политическая жизнь российского общества и развитие национальной культуры как процесс поиска самоидентичности и путей развития. Дать характеристику данного процесса в период Нового времени. Подтвердите свой ответ конкретными историческими примерами.