Файл: Курсовая работа по дисциплине Психология социальноправовой деятельности на тему этика социальной работы с пожилыми и с категорией людей с ограниченными возможностями.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- формирует и корректирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов в случаях, требующих применения специальных методов обследования, а также контролирует их реализацию;

- формирует банк данных субъекта Российской Федерации о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществляет государственное статистическое наблюдение за демографическим составом инвалидов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, и представляет соответствующие сведения в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации;

- оказывает консультативную помощь врачам-экспертам и другим специалистам бюро.

Медико-социальная экспертиза проводится по письменному заявлению больного с приложением направления из учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения, подтверждающего нарушение его здоровья. Направление из учреждения здравоохранения должно быть составлено врачами врачебно-консультативной комиссии федерального или муниципального лечебно-профилактического учреждения (ВКК ЛПУ) по месту постоянного проживания пациента. При отказе гражданину в выдаче направления на медико-социальную экспертизу учреждением здравоохранения или социальной защиты населения он может самостоятельно обратиться в бюро МСЭ и получить направление на медицинское обследование, необходимое для прохождения экспертизы. Лицу, признанному инвалидом той или иной группы, оформляются соответствующие юридические документы - пенсионное удостоверение.

Медико-социальная экспертиза должна включать комплексное медицинское, психологическое, педагогическое и социальное обследование.

В заключении медико-социальной экспертизы на основе анализа клинико-функциональных, психологических, профессионально-трудовых и социально-бытовых данных каждого пациента должны быть отражены следующие сведения:

- категория и степень ограничения жизнедеятельности;

- данные о наличии группы и причины инвалидности;

- сроки переосвидетельствования;

- потребность в мерах социальной помощи и защиты;

- реабилитационный прогноз;

- рекомендации по медико-социальной реабилитации.

Медицинские критерии оценки состояния здоровья и функциональных нарушений основываются на четко разработанных схемах обследования пациентов: рентгенологических, лабораторных, эндоскопических, электрофизиологических и др. При каждом конкретном заболевании и освидетельствовании должны быть строго выполнены все необходимые обследования и правильно оформлены документы, т.е. медицинское заключение. В случаях, требующих применения сложных видов реабилитационно-экспертной диагностики, инвалид может быть направлен для разработки или коррекции ИПР в вышестоящее учреждение государственной службы МСЭ.


Для того чтобы составить полную картину о состоянии здоровья обследуемого, необходимо изучить не только медицинские показатели, но и особенности характера и поведения человека. Болезнь и инвалидность - это реальные трудности, под влиянием которых изменяется отношение к миру, к себе, окружающим людям.

Большое значение имеют личностные свойства, способность противостоять стрессам, адекватно реагировать на свою болезнь. Личностные деформации, психические расстройства (восприятия, внимания, памяти, эмоций, психомоторики) в зависимости от степени тяжести сами по себе могут вызывать нарушения жизнедеятельности.

При анализе социально-бытовых факторов оцениваются деятельность инвалида в социуме, роль как гражданина, семейное положение и выполнение семейных обязанностей, жилищно-бытовые условия, материальное положение, наличие условий для социально-средовой адаптации и осуществления реабилитационных мероприятий, способность выполнения бытовой деятельности и ее зависимость от технических и вспомогательных средств, других лиц, способность к независимому проживанию. Наличие в семье других хронических больных или престарелых, также нуждающихся в уходе, лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркоманов, лиц с асоциальным поведением, особенно родителей, является свидетельством выраженной социальной недостаточности такой семьи.

Не менее важным является изучение психологического климата семьи инвалида, определение адекватности отношения к инвалиду со стороны близких людей, наличия возможностей обеспечения ухода.

Исходя из особенностей социальной недостаточности семьи человека с ограниченными возможностями, должны планироваться и осуществляться меры по социальной реабилитации, как самого инвалида, так и его семьи.

1.2 Порядок и условия признания лица инвалидом

Медико-социальная экспертиза осуществляется с использованием классификаций и критериев по признанию граждан инвалидами, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в Постановлении от 20 февраля 2006 г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» и Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. № 535 «Об утверждении классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Сам факт наличия какого-либо хронического заболевания, последствий травмы или физического дефекта еще не служит основанием для установления группы инвалидности. Она устанавливается лишь в тех случаях, когда последствия заболеваний или травм ведут к ограничению тех или иных сфер жизнедеятельности и обусловливают необходимость осуществления мер социальной защиты.



Основанием для установления группы инвалидности могут служить также следующие причины:

- частые и длительные больничные листы, т.е. необходимость длительного стационарного или амбулаторного лечения, обусловленного как остро возникшим, так и хронически текущим заболеванием;


- невозможность выполнять работу по своей профессии из-за нарастающих признаков хронически текущего заболевания;

- невозможность продолжать работу по своей специальности из-за острого эпизода болезни.

Таким образом, во всех случаях при решении вопроса об установлении группы инвалидности учитываются медицинские факторы (основное и сопутствующие заболевания, их характер и особенности), тип нарушения основных функций организма, профессия больного, его возраст, клинический и социальный прогноз, реальная возможность трудоустройства, а также целый ряд других факторов.

Согласно Классификации нарушений основных функций организма человека выделяют следующее:

- нарушение психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли);

- нарушение сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания);

- нарушение статодинамической функции;

- нарушение функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

Принадлежность к той или иной группе связана с характером льгот и привилегий.

На основе Международной номенклатуры нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности была разработана классификация основных семи категорий жизнедеятельности.

1. Способность к самообслуживанию - способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, осуществлять повседневную бытовую деятельность, соблюдать личную гигиену.

2. Способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности.

3. Способность к обучению - способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).

4. Способность к трудовой деятельности - способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.

5. Способность к ориентации - способность определяться во времени и в пространстве.

6. Способность к общению - способность к установлению контактов с людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.

7. Способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.


При выявлении ограничений жизнедеятельности больных с любой патологией необходимо опираться главным образом на оценку выраженности функциональных нарушений, обусловленных дынными заболеваниями. При любых заболеваниях различают несколько степеней нарушения функций органов и систем. Шкала оценки степени ограничения жизнедеятельности, рекомендуемая Международной классификацией, предлагает выделение шести степеней тяжести ограничения жизнедеятельности по любому из параметров:

0 - нет ограничения жизнедеятельности;

1 - легкое ограничение жизнедеятельности, вызывающее ряд трудностей и не требующее использования вспомогательных средств;

2 - умеренное ограничение жизнедеятельности, требующее использования вспомогательных средств;

3 - умеренное ограничение жизнедеятельности, требующее содействия окружающих наряду с использованием вспомогательных средств;

4 - значительное нарушение жизнедеятельности, вызывающее полную зависимость от окружающих;

5 - выраженное ограничение жизнедеятельности, вызывающее полную зависимость от окружающих и требующее использования окружающими вспомогательных средств;

6 - полная неспособность действовать даже при содействии окружающих лиц и вспомогательных средств.

Специалисты бюро МСЭ используют 4-балльную шкалу ограничений жизнедеятельности по степени выраженности.

Следствием легких или умеренных ограничений жизнедеятельности может быть социальная недостаточность в виде периодической неспособности или сниженной способности заниматься обычной деятельностью, качественного ограничения работы, уменьшения экономического благополучия, сдержанного участия в жизни общества или ограниченного участия в некоторых формах жизни общества.

Социальная недостаточность у лиц с более выраженными расстройствами функций организма будет включать возможность лишь приспособленного занятия в обычной деятельности, работы лишь в специально созданных условиях, частичную экономическую зависимость, ограниченное участие в некоторых формах или во всех формах жизни общества, т.е. неполную интеграцию.

Тяжелые нарушения жизнедеятельности могут обусловить возможность лишь зависимой социально-бытовой деятельности вследствие ограничения способности адекватного поведения, общения или способности владеть телом и зависимость от других лиц при уходе за собой.