Файл: Занятие Время на выполнение 6ч Цель Закрепить полученные знания о языке uml на практических заданиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 9.

Время на выполнение:

Цель: Закрепить полученные знания о языке UML на практических заданиях.

Задания:

  1. Ознакомится с краткими теоретическими сведениями.

  2. Пользуясь лекционным материалом, в программе StarUML построить диаграммы «Деятельности», «Состояний», «Классов», «компонентов» и «потоков данных».

Варианты информационных систем.

Вариант

Наименование ИС

В1

ИС «Аптека»

В2

ИС «Ветклиника»

В3

ИС «Личный журнал преподавателя»

В4

ИС «Магазин косметики»

В5

ИС «Поликлиника»

В6

ИС «Библиотека»

В7

ИС «Книжный магазин»

В8

ИС «Автосалон»

В9

ИС «Сервис по ремонту бытовой техники»

В10

ИС «ЗОО-магазин»

В11

ИС «Детский сад»

В12

ИС «Автосервис»

В13

ИС «Больница»

В14

ИС «Склад химических реактивов»

В15

ИС «Справочник абитуриента»

В16

ИС «Пекарня»

Краткие теоретические сведения

Диаграмма активностей (видов деятельности)- отражает динамические аспекты поведения системы. По существу, эта диаграмма представляет собой блок-схему, которая наглядно показывает, как поток управления переходит от одной деятельности к другой.




Активности на диаграмме «разбросаны» по беговым дорожкам, каждая из которых соответствует поведению одного из объектов (например, клиента, менеджера, веб-сервера, сервера БД и т.п.). Благодаря этому легко определить, каким из объектов выполняется каждая из активностей. Дорожка - часть области диаграммы деятельности, на которой отображаются только те активности, за которые отвечает конкретный объект. Предназначены дорожки для разбиения диаграммы в соответствии с распределением ответственности за действия. Имя дорожки может означать роль или объект, которому она соответствует.

На диаграмме активностей можно отобразить следующие элементы нотации UML, доступные в панели элементов:

Элемент/Нотация

Предназначение



Принятие решения (Decision)



Активное состояние (Activestate)



Начальное состояние (Startstate)



Конечное состояние (Finalstate)



Синхронизатор/разветвитель (Complextransition)



Объект в состоянии (Objectinstate)



Получение сигнала (Signalreceipt)



Отправка сигнала (Signalsending)



Переход (Transition) (Object in state)



Изменение объекта (Objectflow)



Раздел (Partition)



Разделитель плавательных дорожек (Swimlaneseparator)



Точка изгиба связей (Point)



Комментарий (Note)



Коннектор комментария (Noteconnector)


Диаграмма состояний (Statechartdiagram)



Показывает, как объект переходит из одного состояния в другое. Диаграммы состояний служат для моделирования динамических аспектов системы. Данная диаграмма полезна при моделировании жизненного цикла объекта. От других диаграмм диаграмма состояний отличается тем, что описывает процесс изменения состояний только одного экземпляра определенного класса - одного объекта, причем объекта реактивного, то есть объекта, поведение которого характеризуется его реакцией на внешние события.

На диаграмме состояний можно отобразить следующие элементы нотации UML, доступные в панели элементов:

Элемент/Нотация

Предназначение



Класс (Class)



Состояние (State)



Состояние (StateEx)



Составное состояние (Compositestate)



Разделитель (Concurrentstate)



История (History)



Глубокая история (Deephistory)



Начальное состояние (Startstate)



Конечное состояние (Finalstate)



Синхронизатор/разветвитель (Complextransition)



Переход (Transition)



Сообщение (Eventmessage)



Точка изгиба связей (Point)



Комментарий (Note)



Коннектор комментария (Noteconnector)


Диаграмма классов

Диаграмма классовопределяеттипы классов системы и различного рода статическиесвязи, которые существуют между ними. На диаграммах классов изображаются также атрибуты классов, операции классов и ограничения, которые накладываются на связи между классами. Вид и интерпретация диаграммы классов существенно зависит от точки зрения (уровня абстракции): классы могут представлять сущности предметной области (в процессе анализа) или элементы программной системы (в процессах проектирования и реализации).

Основные элементы диаграммы классов:



Основными элементами являютсяклассыисвязимежду ними. Классы характеризуются при помощиатрибутовиопераций.

Атрибутыописывают свойства объектов класса. Большинство объектов в классе получают свою индивидуальность из-за различий в их атрибутах и взаимосвязи с другими объектами. Однако, возможны объекты с идентичными значениями атрибутов и взаимосвязей. Т.е. индивидуальность объектов определяется самим фактом их существования, а не различиями в их свойствах. Имя атрибута должно быть уникально в пределах класса. За именем атрибута может следовать его тип и значение по умолчанию.

Операцияесть функция или преобразование. Операция может иметь параметры и возвращать значения.

Виды связей:

  • ассоциация

  • агрегация

  • наследование.

Ассоциация (association) – представляет собой отношения между экземплярами классов.
Каждый конец ассоциации обладает кратностью (синоним – мощностью, ориг. — multiplicity), которая показывает, сколько объектов, расположенных с соответствующего конца ассоциации, может участвовать в данном отношении. В примере на рисунке каждый Товар имеет сколь угодно Записей в накладной, но каждая Запись в накладной обязательно один Товар. В общем случае кратность может быть задана любым множеством.

Ассоциации может быть присвоено имя. В качестве имени обычно выбирается глагол или глагольное словосочетание, сообщающие смысл и назначение связи. Также на концах ассоциации под кратностью может указываться имя роли, т.е. какую роль выполняют объекты, находящиеся с данного конца ассоциации.




Агрегация(aggregation) – это ассоциация типа «целое-часть». Агрегация в UML представляется в виде прямой с ромбом на конце.

Ромбна связи указывает, какой класс являетсяагрегирующим(т.е. «состоящим из»); класс с противоположного конца — агрегированным (т.е. те самые «части»).



Композиция (composition) – это такая агрегация, где объекты-части не могут существовать сами по себе и уничтожаются при уничтожении объекта агрегирующего класса. Композиция изображается так же, как ассоциация, только ромбик закрашен.
Важно понимать разницу между агрегацией и композицией: при агрегации объекты-части могут существовать сами по себе, а при композиции — нет. Пример агрегации: автомобиль—колесо, пример композиции: дом—комната.



Наследование (inheritance) – это отношение типа «общее-частное». Позволяет определить такое отношение между классами, когда один класс обладает поведением и структурой ряда других классов. При создании производного класса на основе базового (одного или нескольких) возникает иерархия наследования. Реализация принципов наследования является ключевой предпосылкой возможности повторного использования кода, поскольку это основной инструмент достижения полиморфизма.



Диаграмма компонентов

Диаграмма компонентов, в отличие от ранее рассмотренных диаграмм, описываетособенности физического представления системы. Диаграмма компонентов позволяет определить архитектуру разрабатываемой системы, установив зависимости между программными компонентами, в роли которых может выступать исходный, бинарный и исполняемый код. Во многих средах разработки модуль или компонент соответствует файлу. Пунктирные стрелки, соединяющие модули, показывают отношения взаимозависимости, аналогичные тем, которые имеют место при компиляции исходных текстов программ. Основными графическими элементами диаграммы компонентов являются компоненты, интерфейсы и зависимости между ними.