Файл: Методика развития техники перемещения волейболистов во время игры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тактическим действиям игры. В подростковом возрасте с началом процесса полового созревания быстро развивается и вторая сигнальная система. Она приобретает все большее значение в образовании новых положительных и отрицательных условных рефлексов. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения. Все более значительной становится тормозящая регулирующая функция коры больших полушарий головного мозга, повышается ее контроль над эмоциональными реакциями. Несколько усиливается способность закрепления запаздывающего торможения, поэтому подростки менее восприимчивы к воздействиям сбивающих факторов внешней среды. И в то же время повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, неадекватные ответные реакции свидетельствуют о недостаточной силе тормозного процесса в этом возрасте. В функциональном отношении в этот период организм крайне неустойчив и подвержен заболеваниям и срывам. В юношеские годы завершается развитие ЦНС, значительно совершенствуется анализаторско-синтетическая деятельность коры головного мозга. Нервные процессы отличаются большой подвижностью, хотя возбуждение все еще продолжает преобладать над торможением. Высокого уровня достигает развитие второй сигнальной системы.

В психической сфере также отмечаются значительные изменения. Характерным для этого возраста является тяга к творчеству, соревнованиям, подвигам.

Складываются основные черты личности, формируется характер, более объективной становится самооценка, изменяются мотивы поступков.

Сердечно-сосудистая система. С возрастом у детей и подростков увеличивается масса и объем сердца. Увеличение размеров сердца у детей происходит неравномерно и находится в тесной связи с увеличением тотальных размеров тела. К 10 годам толщина стенок сердца удваивается по сравнению с сердцем новорожденного. Объем сердца увеличивается главным образом за счет увеличения массы левого желудочка. Наиболее быстрое увеличение сердца в длину наблюдается на первом году жизни и в период полового созревания.

Возрастные изменения аппарата кровообращения в младшем школьном возрасте характеризуются равномерностью. Объем сердца в 10-летнем возрасте в среднем 364 мл, в 11-летнем — 376 мл. Разницы между девочками и мальчиками нет. С возрастом постепенно замедляется частота сердечных сокращений (ЧСС): в 7-8 лет она составляет в среднем 80-92 уд/ мин, в 9-10 лет — 76-86, в 11 лет — 72-80 уд/мин. Закономерное снижение ЧСС с возрастом связано с морфологическим и функциональным формированием сердца, увеличением систолического выброса крови, появлением и становлением центра блуждающего нерва. Значительные изменения претерпевает сердечно-сосудистая система в период полового созревания. На этом этапе развития сердцу свойственны наиболее выраженные и быстро нарастающие изменения. Стимулирующее влияние на рост сердца оказывают железы внутренней секреции (гипофиз, надпочечники, половые железы, щитовидная железа), деятельность которых резко активизируется. Повышая синтез белка в миокарде, они способствуют увеличению массы сердца. При этом значительно увеличивается масса желудочков, в основном левого. Еще быстрее, чем толщина стенок сердца, растет его объем. Если у 12-летних объем сердца в среднем равен 458 мл, то у 15-летних он достигает уже 620 мл. Наибольшее увеличение сердца у девочек приходится на возраст 13-14 лет, а у мальчиков на возраст 13-14 лет. Половые различия сказываются и на величине веса сердца. До 13 лет вес сердца больше у девочек, а в 14-15 лет — у мальчиков. В связи с акселерацией размеры сердца у современных подростков больше, чем у их сверстников 15-20 лет назад. Сердечная мышца развивается до 18-20 лет, а вместе с ней увеличивается и объем сердца. У 16-17-летних юношей объем сердца в среднем составляет 720 мл, а у 18-летних достигает размеров сердца взрослых. Величина объема сердца зависит от половых различий. Кривая роста волокон ядер миокарда у юношей достигает наибольшей величины к 16-18 годам, у девушек усиленный рост сердечной мышцы происходит примерно двумя годами раньше, из-за продолжающегося повышения тонуса блуждающего нерва ЧСС в покое достигает показателей взрослых (70-76 уд/мин). Следует подчеркнуть, что во всех возрастных группах, а особенно в старшей, сердечный ритм у девушек заметно чаще, чем у юношей.



  1. Психолого-педагогическая характеристика основ спортивной подготовки детей среднего школьного возраста.

Любое обучение строится на основе возрастных особенностей, что ведет к правильной организации тренировочного процесса. Различные занятия спортом благотворно влияют не только на укрепление здоровья, но и на физическое и духовное развитие. Что касается волейболистов, основной акцент ставится на двигательную активность. Пик двигательной активности приходится на возраст от 12 до 13 лет. В данный период начинает закладываться уровень будущих достижений, на которые влияют: координация движений и быстрота действий, но не является обязательной, выносливость. Благодаря интеллектуальному развитию детей данного возраста происходит быстрое и сознательное усвоение материала. Также проявляются индивидуальные особенности нервной системы. Они позволяют сформировать быстроту двигательной активности, что дает возможность сформированию различные группы детей с различными двигательными возможностями с применением индивидуального подхода.

Начальным этапом спортивной подготовки волейболистов является разнонаправленность физических упражнений, который во основном направлены на развитие и поэтапное совершенствование быстроты движения. Разнонаправленность тренировки оказывает достаточно высокое влияние, так как направлена на воздействие в сочетании с основными двигательными элементами. В соответствии с этим задачей может являться образование форм и качества двигательной деятельности.

Основное значение в обучении детей игре волейбол уделяется специальным упражнениям, роль которых состоит в исключении неточностей и ошибок, при выполнении движения.

Главным качеством в этот момент будет являться гибкость, которая приспосабливается к изменяющимся условиям игры. В соответствии с эти волейболист должен уметь вовремя адаптироваться к изменениям движения, а также для совершения новых двигательных действий. Также для физического развития детей имеет значение хорошо развитая костно-мышечная система, органы и целостная система организма, и их правильное функционирование. Правильность организации систематических занятий волейболом оказывает благоприятное влияние на костно-суставной аппарат подростков. Так, например, кисть связана с постоянным взаимодействием с мячом, а голеностопный сустав с постоянным напряжением.



Важнейшим качеством подготовки волейболистов служат физические упражнения. По мере натренированности спортсмена их разбивают на определённые группы. Для улучшения учебно-тренировочного процесса, тренер выбирает определённые категории, группы упражнений с целью более быстрого усвоения игры волейбол. При всём этом тренер ещё может объединять различные категории упражнений для более усиленных тренировок.

Подготовку волейболиста условно делят на:

  • Физическую. Современный волейбол - это битва двух команд, которые показывают нам великолепные двигательные способности человека, его скорость перемещения на площадке, изобилует большим количеством технических приёмов, падений, прыжков. Матч в современном волейболе может длиться до 2.5 часов, в связи с этим волейболисты обладают высокой выносливостью. Для этого у волейболиста должны быть высокоразвиты физические качества. Успешное освоение техники игры возможно только при соответствующем уровне развития общих и специальных качеств юного волейболиста в процессе общей и специальной физической подготовки.

  • Техническую. В техническую подготовку юных волейболистов входят как освоение технических приемов, так и овладение тактической стратегии, а также усовершенствование техники в процессе игровой практики, обеспечение выполнения нужного приёма во время тренировочной деятельности и соревновательной. Всё это можно достичь с помощью внедрения подготовительных упражнений, специальных упражнений на техничность игры, тренировочной игрой и соревнованиями.

  • Тактическую. Умение организовать свои действия с учетом действий партнеров по команде - необходимое качество коллективных усилий в спортивной борьбе.

  • Теоретическую. Неотъемлемая часть учебно-тренировочного процесса, в ходе которого юные волейболисты набираются знаниями по общим основам спортивной тренировки, физиологии человека, строению тела, психологии спорта, теории и методике волейбола. Всё это помогает спортсменам динамично усваить учебный материал, который поможет полноценному применению техники, тактики во время игры.

- Игровую. Умение навязать свою игру и добиться успеха на соревнованиях - цель к которой движутся многие спортсмены, но эта цель которая постоянно нуждается в совершенствовании. Все это можно достичь только в процессе игровой тренировки повышая работоспособность волейболистов при дальнейшем увеличении тренировочной нагрузки, достижения стабильности игровых навыков в сложных условиях соревновательной деятельности.


- Психологическую. Она направлена на воспитание моральных и волевых качеств спортсмена, на приспособление его к своеобразным, быстро меняющимся условиям соревновательной деятельности. В современном волейболе при равном уровне технической, физической и тактической подготовки двух команд выиграет та, которая психологически настроена на победу. Поэтому в нашей работе психологическую подготовку мы рассмотрим подробней.

Существует два вида психологической подготовки.

  • Общая психологическая подготовка, с помощью которой осуществляется развитие и совершенствование основных психических функций, осуществляющих психическую готовность и результат в конкретном виде спорта.

  • Психологическая подготовка к определённому предстоящему соревнованию направляет освоение приемам имитирования условий соревновательной деятельности с помощью моделей: натурных (тренажеры) и словесно-образных. И в конечной форме ставится «психическая готовность» к выступлению на соревнованиях.

А.А. Красников, A.M. Рябков считают, что в том случае, когда цель психологической подготовки - направление волейболиста на высший уровень готовности к соревнованиям, то её направление меняется мгновенно. Она нацелена на решение таких индивидуальных задач, как уклон на ведущие социальные ценности команды. Создание у команды и отдельного спортсмена психических «внутренних опор», разрыв психических барьеров, особенно тех, которые доставляют дискомфортные ощущения в ходе игры с определённым соперником, усиление отдельных сторон психологической подготовки конкретного игрока и команды в целом, усвоение психологического плана действий пряио перед игрой.

Общая психологическая подготовка в процессе всей спортивной подготовки взаимодействует с физической, тактической и технической подготовками, которые являются едины. Основная цель которой является - решение задач спортивного совершенствования. Основными задачами общей психологической подготовки являются:

  1. Воспитание моральных черт и качеств личности спортсмена. Самовоспитание является одним из основных факторов становления личности. Тренер должен направить развитие самовоспитания в нужное русло, при этом тренер может помочь обрести хорошие взаимоотношения с товарищами по команде. Всё это, необходимые качества успешной соревновательной деятельности.

  2. Развитие процессов восприятия, в том числе становление и усовершенствование нестандартных видов восприятия, таких как «чувство мяча, сетки, площадки». Основными волейбольными качествами, являются - способность видеть в каком положении стоит соперник и его передвижения, в сложных игровых ситуациях должен хорошо ориентироваться, видеть постоянный полёт мяча и др.

  3. Развитие внимания, в частности его свойств: объема, интенсивности, устойчивости, распределения и переключения. Высокая скорость полета мяча, перемещения игроков, быстрая и внезапная смена игровых ситуаций. Все эти качества требуют от игроков не только большой интенсивности и устойчивости, но и молниеносного переключения внимания с одного предмета на другой и его широкого распределения. В связи с этим, связующий сделав передачу должен сразу же переключиться на страховку.

  4. Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения, способности быстро и правильно оценивать игровую ситуацию, принимать эффективное решение и контролировать свои действия. В волейболе выигрывает та команда, которая мыслит неординарно - вопреки стандартам, которая может с помощью игры соперника реализовать свои тактические замыслы.

  5. Развитие способности управлять своими психическими состояниями в процессе подготовки к соревнованиям и самой игры. Воздействуя на состояние человека мы развиваем свойства личности. В таком случае если волейболист не может отойти от своих тревожных мыслей о грядущих соревнованиях, то это состояние постепенно переходит в состояние, мы формируем свойства личности. Если спортсмен постоянно находится в тревожном ожидании предстоящих соревнований, постепенно это станет привычным состоянием и перерастет в привычную черту личности, которая называется личностной тревожностью.

  6. Развитие волевых качеств. В процессе научного тестирования у большинства спортсменов-волейболистов учёные выявили такие качества, как: повышенная самодисциплина, добросовестность, присутствие стойких убеждений, высокая надёжность. Для улучшения психической стойкости перед соревнованиями, тренера включают в тренировочный процесс специальные психолого-педагогические тренинги, воздействия. Психологический фактор представляется в некотором роде «иммобилайзером» организма, цель которого повысить эффективность во время соревнований.


Во время психологической подготовки спортсмен должен усвоить специальные положения, которые направлены на определённые личностные характеристики волейболиста, с учётом особенности дальнейших соревнований. Осуществление предсоревновательной психологической подготовки происходит с помощью постановки ряда задач.

Первая задача - необходимость сбора достоверной информации о проходящих соревнованиях и уровня подготовки соперников. В таком случае если достоверная информация хорошо усвоилась игроками команды, то это улучшает их нервно-психологическую подготовку к предстоящим соревнованиям.

Вторая задача - сбор и уточнение информации о тренированности и возможностях спортсмена. Рассматривая вместе с тренером оценку своей подготовки, волейболисты должны рассмотреть следующие аспекты: есть ли шансы на высокое место, вклад каждого спортсмена в командную игру, конкретизация слабых или сильных сторон тренированности отдельного спортсмена в сравнении с его соперниками, решен ли вопрос на счёт основного состава.

Третья задача устанавливает правильное определение и особенности соревновательного плана, то есть цель спортсмена в данном соревновании План должен отвечать некоторым психолого-педагогическим требованиям: он должен быть доступным, действительно достижимым. Осознание доступности плана не должно доходить до самоуверенности, самоуспокоенности.

Четвертая задача сопоставляется с разработкой соревновательной мотивации. Осуществление задачи строится на осмыслении заинтересованности волейболиста в совершении намеченной цели. Всего этого можно добиться опираясь на стабильность игрока и характерные черты, такие как: ответственность, стремление к самоутверждению, спортивная агрессия. Не исключаются также и материальные стимулы.

Пятая задача формулируется в вероятном программировании и моделировании соревновательной деятельности. Волейболист должен подробно осознавать всю организованность его поведения на площадке во время соревнования. Для этого в тренировки специально включают стрессовые ситуации, чтобы у спортсмена сформировывался стереотип спокойного отношения к различным казусам во время игры.