Файл: Методика развития техники перемещения волейболистов во время игры.doc
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 203
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общее ознакомление с приемами техники игры. На данном этапе у учащихся формируется представление об изучаемом приеме техники игры, о его особенностях и технике выполнения, а также о тактическом применении его в игре. Важным здесь являются методы показа и демонстрации и метод слова.
Методы показа и демонстрации позволяют создать зрительный образ изучаемого приема. Тем самым включается рефлекторные механизмы подражания, которые ускоряют воспроизведение движения. Показ должен быть ярким, образцовым, легко воспринимаемым и акцентироваться на узловых моментах изучаемого движения. При показе важно направить внимание занимающихся на те положения, которые существенны для овладения движением. В отдельных случаях применяю повторный и замедленный показ.
Для предупреждения ошибок иногда целесообразен показ с их включением. Его сопровождаю объяснениями и завершаю правильной демонстрацией.
На этапе начального разучивания приемов техники игры широко использую метод упражнения, который включает в себя три этапа:
Метод расчлененного упражнения с последующим объединением частей в целое.
Метод целостного упражнения с избирательным выполнением отдельных его частей.
Метод комплексного выполнения упражнения.
Таким образом, процесс обучения и совершенствования навыков у юных волейболистов составляю из нескольких взаимосвязанных этапов, где каждый последующий обуславливаю предыдущим:
-
создание представления об изучаемом элементе игровой деятельности; -
первичное освоение в облегченных, неигровых условиях;
-овладение в постепенно усложняющихся условиях, в которых последовательно моделируются типовые игровые ситуации;
-
закрепление в специально организуемой игре; -
совершенствование в условиях соревнования.
Одним из эффективных методов обучения и совершенствования навыков у юных волейболистов являются подвижные игры.
Использовании подвижных игр в учебно-тренировочном процессе должно быть предварительно спланировано учителем на основе тщательного изучения особенностей и потребностей психофизического развития учеников.
Организуя занятия подвижными играми, необходимо учитывать особенности возраста, состояние здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся. Обязательны при этом систематический врачебно-педагогический контроль, соблюдение гигиенических норм и учет местных условий.
Использование подвижных игр в учебно-тренировочном процессе подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний умений и навыков развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Его характерной особенностью, отличающей от других методов физической подготовки, является обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон.
Соревновательно-игровой метод относится к группе практических методов. Его комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками как игрового, так и соревновательного метода, использующихся в физическом воспитании. К характерным его признакам можно отнести:
-
присутствие соперничества и эмоциональности в двигательных действиях; -
непредсказуемую изменчивость, как условий, так и действий самих участников; -
проявление максимальных физических усилий и психического воздействия; -
стремление учащихся добиваться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования; -
применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях.
Эти два метода близки по значению и характеристике и используются главным образом при закреплении и совершенствовании изучаемого материала.
Основная их ценность в комплексном развитии психофизических качеств, приобретении помехоустойчивости к сбивающим факторам. Игровой метод преимущественно использую в процессе обучения и тренировки разнообразных подвижных игр, выполняющих роль подготовительных, подводящих и игровых упражнений. Ценность подвижных игр при обучении спортивной игре исключительно велика. Каждая из них может служить маленькой моделью игровых действий в настоящем соревновании. Совпадение условий позволяет формировать психофизические предпосылки, отвечающие профилю изучаемого вида спортивных игр. В подвижных играх осваиваются технико-тактические приемы, составляющие основу спортивных игр.
В отдельности соревновательный метод, организуемый в процессе игры, занимает ведущее место в учебно-тренировочном процессе квалифицированных спортсменов. Суть его состоит в плановом использовании различных по масштабу и значимости соревнований для достижения высокого уровня совершенства в деятельности функциональных систем организма и применении изученных технико-тактических приемов и систем игры. Только соревнование подводит игрока к пику его спортивной формы, к вершинам мастерства.
47
При обучении волейболу, наряду с общеразвивающими упражнениями, предусмотренными программой, использую подготовительные упражнения, направленные на развитие специальных физических качеств, необходимых для успешного овладения приемами техники игры и движениями; подвижные игры, а также специальные упражнения (с мячом), применяемые для закрепления и совершенствования приемов техники игры в условиях, приниженных к игровым, и двусторонней игре. Необходимо, чтобы при выполнении подготовительных упражнений учащиеся поняли, какие качества воспитываются с их помощью. Такой подход вызывает серьезное отношение и интерес к выполнению некоторых «неинтересных» упражнений.
Специальные упражнения и тактические комбинации подбираю с учетом их доступности для учащихся по принципу «от простого к сложному».
Чтобы повысить интерес учащихся к занятиям, организовываю соревнования. Так при обучении или совершенствовании определённых элементов в волейболе у обучающихся ставить определённые задачи, которые позволяют обучающимся стремится к совершенствованию. Этот методический прием можно применять и при обучении подаче, нападающему удару, блокированию, приему мяча, защитным действиям.
Итак, применение игровых методик в учебном процессе помогает решать задачи всестороннего развития учащихся, совершенствования двигательных умений и навыков, связанных с современной техникой того или иного вида деятельности. Так же игра способствует возникновению у спортсменов повышенную заинтересованность в двигательной деятельности, воспитании физических и морально-волевых качеств, иначе говоря, вызывает у них интерес и желание заниматься волейболом и совершенствовать свои умения и навыки. Сам учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию состоит из различных видов подготовки: физической, технической, тактической и психологической. Данное разделение видов подготовки условно, поскольку на практике они тесно связаны между собой. Так, физическая подготовка позволяет быстрее овладеть не только техническими, но и тактическими приемами волейбола.
При использовании игрового метода совершенствование техники и тактики игры в волейболе осуществляется в тесной взаимосвязи. Совершенствование техники игры в волейбол следует начинать с выполнения в игровой обстановке стоек и перемещений волейболиста. К перемещениям относятся ходьба, бег, прыжки, приставные шаги, остановки, падения с последующим перекатом бедро - спина и др.
Одним из основных технических приемов в волейболе является передача мяча. Вначале проводят закрепление техники выполнения верхней и нижней передач двумя, а затем одной рукой. Не менее мощным средством нападения в волейболе является подача. Ее совершенствование в соревновательной - игровой обстановке начинается с нижней прямой и боковой подачи, а далее - верхней. Наиболее трудным разделом техники являются нападающие удары, основные из которых - прямой и боковой. При их освоении одновременно начинают отрабатывать блокирование как один из основных способов защиты от нападающего удара.
Совершенствование тактических действий в нападении и защите происходит параллельно и складывается из индивидуальных и групповых действий. Сюда входит выбор места и целесообразность применения того или иного технического приема в зависимости от создавшейся обстановки. Наиболее сложными для освоения являются командные тактические действия, которые заключаются во взаимодействии всех игроков команды. Их совершенствование лучше всего проводить в учебных играх, вначале до предела упрощенных, затем с постепенным усложнением. Различают три системы игры в нападении и две - в защите. Система игры в нападении отрабатывается в учебных эстафетах или подводяших играх (со второй передачи через игрока передней линии; со второй передачи через игрока задней линии (выходящего); с первой передачи). Система игры в защите строится «углом вперед» или «углом назад», в зависимости от подготовленности игроков и команды в целом. На определенном этапе подготовки учащиеся применяют ту или иную систему защиты или нападения, закрепляя ее в соревновательно-игровой обстановке.
В учебном и учебно-тренировочном процессе по волейболу подвижные игры, применяются для закрепления технических приёмов и тактических действий. Они могут быть включены в подготовительную часть занятия как продолжение разминки и в конце основной части занятия.
Выбор подвижных игр зависит от материально-технической оснащённости учебного процесса (спортивный зал, стадион, пришкольная спортивная площадка, инвентарь), возраста и уровня подготовленности занимающихся, в зависимости от всего этого существует множество групп подвижных игр.
Определенная группа подвижных игр является подводящей к освоению тактических действий в волейболе. Эти игры в той или иной мере воспитывают у начинающих волейболистов умение видеть поле и направлять мяч в незащищенное место площадки, правильно выбирать позицию, совершать переходы из зоны в зону, своевременно подстраховывать партнеров, взаимодействовать с игроками в нападении и защите. Эти тактические навыки применяются в сочетании с техническими действиями, что позволяет выявить слабые места в подготовке игроков. Разучивание современных комбинаций, нивелирование тактических действий возможны в непосредственной игре в волейбол лишь после достаточной подготовки.
Подвижные игры, направленные на развитие нападающий удара призваны помочь волейболистам в соревновательной, эмоциональной форме освоить и закрепить нападающий удар. В некоторых играх включается и противодействие сторон, связанное, в частности, с постановкой блока. - одним из сложных элементов волейбола, а усложняется данный элемент координацией движения. Сам по себе нападающий удар в большей степени, чем другие технические элементы волейбола, зависит от таких физических качеств игрока, как рост, прыгучесть, быстрота, координация движений, сила и ловкость. Влияние всех этих специфических качеств трудно учесть при описании приема. Для обучения и совершенствования нападающего удара возможно использовать такие подвижные игры как: «Перестрелка», «Подвижная цель», «Огонь по крепости», «Удары с прицелом», «Бомбардиры».
Составляющими элементами техники нападения является перемещения. Перемещения включается в себя действие игрока при выборе места на площадке. Сюда входят стойки и перемещения как отдельные элементы. Стойка же в отличии от перемещения представляет из себя исходное положение игрока, которое он принимает, готовясь к выполнению игрового приема. Для совершенствования стойки можно применять такие игры как: «Перехвати шар», «Салки», «Светофор», «Пятнашки», «Защищай товарища», а на перемещение игры, связанные с ловкостью и смекалкой: «Зоркий глаз», «Вперед-назад», «Падающая палка», «День и ночь», «Встречная эстафета»: