ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа «От рождения до школы» | Содержание | Возраст | |||
Ранний | Младший | Средний | Старший | ||
Представления | Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела; различать пространственные направления на себе | Развивать умение определять пространственные направления от себя. Двигаться в заданном направлении. Обозначать словами положение предметов по отношению к себе | Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве. Учить ориентироваться на листе бумаги | Учить ориентироваться на ограниченной территории. Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую ин-формацию, обозначающую пространственные отношения объектов | |
Способы познания | Необходимо определиться в существовании правой и левой стороны, верха и низа. Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам. | Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства. | В среднем дошкольном возрасте дошкольник осваивает различные способы интенсивного познания качеств предметов: наложения, модель прикладывания, замера и иные способы. В процессе интенсивного постижения ребенок контактирует с различными качествами: цветом, единой формой, размером, характеристиками времени, места. | Особенное значение при создании пространственного восприятия носят игровые упражнения с наглядным использованным материалом. Рассматривая с ребенком иллюстрации, картинки в книжке, следует обучать их осмысливать положение любого объекта и его отношения с иными объектами. | |
Программа «Детство» | Представления | Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), вверху (внизу) и т.д | Учить сравнивать пространственное расположение предметов (слева (справа), впереди (сзади от...)) | Овладение умением устанавливать простейшие пространственные зависимости | Освоение умения характеризовать объект с пространственной точки зрения, использовать знаки, схемы, условные знаки |
Способы познания | Развитие ориентировки в пространстве начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений | Ведущую роль в познании пространственных отношений и в формировании представлений играет еще непосредственный жизненный опыт, который накапливается у ребенка в разнообразных видах деятельности (подвижные и строительные игры, изобразительная деятельность, наблюдения во время прогулок и т.д.). По мере его накопления движущей силой в формировании системного механизма восприятия пространства все большую роль начинает приобретать слово. | У детей пятого года жизни продолжают развивать умение ориентироваться в пространстве. Упражнения носят игровой характер. Вначале дают задание определить расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от ребенка направлениях: впереди – сзади, вверху – внизу, справа – слева. Постепенно количество игрушек увеличивают до четырех. Сначала игрушки лучше располагать на небольшом от детей расстоянии (рядом). В дальнейшем его нужно постепенно увеличивать. По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте комнаты и говорит, какие предметы находятся перед ним, позади него, слева, справа от него. Затем воспитатель предлагает ребенку повернуться и сказать, какие теперь предметы находятся впереди или сзади от него, справа (слева, то есть по правую (левую) руку. Для формирования умения передвигаться в заданном направлении можно использовать дидактические игры. Выполняя игровые задания, дети упражняются в различении и обозначении основных пространственных направлений. Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве – отыскивание различных предметов и игрушек – целесообразно проводить не только в группе, но и на участке детского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий, как далеко – близко. | Необходимо продолжать учить детей ориентироваться в помещении детского сада, его обстановке, расположении различных предметов и игровых материалов; знакомить с местами хранения учебных пособий для занятий, приучать брать и возвращать вещи на определенное место, называть места их хранения; учить ориентироваться на улице (где расположен детский сад, в расположении участка своей группы и сопредельных с ним участков, физкультурной площадки, подсобных помещений для хранения уборочного и огородно-садового инвентаря. Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе в результате включения в занятия упражнений на ориентировку в пространстве. Одним из методических приемов могут служить рассматривание сюжетных картин (пространственного расположения предметов. Эффективны также упражнения, в которых дети определяют свое положение среди окружающих предметов (я стою за стулом, рядом со столом, перед окном, передвигаются в заданном направлении или определяют направление движения других предметов. |