Файл: Программа От рождения до школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа «От рождения до школы»

Содержание

Возраст

Ранний

Младший

Средний

Старший

Представления

Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела; различать пространственные направления на себе

Развивать умение определять пространственные направления от себя.

Двигаться в заданном направлении.

Обозначать словами положение предметов по отношению к себе

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве.

Учить ориентироваться на листе бумаги

Учить ориентироваться на ограниченной территории.

Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.

Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Учить «читать» простейшую графическую ин-формацию, обозначающую пространственные отношения объектов

Способы познания

Необходимо определиться в существовании правой и левой стороны, верха и низа.

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам.


Дети должны отгадать, например, какое направление указывается флажком (вверх или вниз, в сторону, вперед или назад). Они сами выполняют игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей. Так постепенно будет формироваться первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, перестраиваться восприятие самого пространства.



В среднем дошкольном возрасте дошкольник осваивает

различные способы интенсивного познания качеств предметов: наложения,

модель прикладывания, замера и иные способы. В процессе интенсивного

постижения ребенок контактирует с различными качествами: цветом, единой

формой, размером, характеристиками времени, места.

Особенное значение при создании пространственного восприятия

носят игровые упражнения с наглядным

использованным материалом. Рассматривая с ребенком иллюстрации, картинки в

книжке, следует обучать их осмысливать положение любого объекта и его

отношения с иными объектами.


Программа «Детство»

Представления

Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), вверху (внизу) и т.д

Учить сравнивать пространственное расположение предметов (слева (справа), впереди (сзади от...))

Овладение умением устанавливать простейшие пространственные зависимости

Освоение умения характеризовать объект с пространственной точки зрения, использовать знаки, схемы, условные знаки


Способы познания

Развитие ориентировки в пространстве начинается с дифференцировки

пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и

называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс

восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени

способствует совершенствованию пространственных отношений,

направлений

Ведущую роль в познании пространственных отношений и в формировании

представлений играет еще

непосредственный жизненный опыт, который накапливается у ребенка в

разнообразных видах деятельности (подвижные и строительные игры,

изобразительная деятельность, наблюдения во время прогулок и т.д.). По мере

его накопления движущей силой в формировании системного механизма

восприятия пространства все большую роль начинает приобретать слово.

У детей пятого года жизни продолжают развивать умение ориентироваться в пространстве. Упражнения носят игровой характер. Вначале дают задание определить расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от ребенка направлениях: впереди – сзади, вверху – внизу, справа – слева. Постепенно количество игрушек увеличивают до четырех. Сначала игрушки лучше располагать на небольшом от детей расстоянии (рядом). В дальнейшем его нужно постепенно увеличивать. По заданию воспитателя ребенок встает в определенном месте комнаты и говорит, какие предметы находятся перед ним, позади него, слева, справа от него. Затем воспитатель предлагает ребенку повернуться и сказать, какие теперь предметы находятся впереди или сзади от него, справа (слева, то есть по правую (левую) руку.
Для формирования умения передвигаться в заданном направлении можно использовать дидактические игры. Выполняя игровые задания, дети упражняются в различении и обозначении основных пространственных направлений.
Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве – отыскивание различных предметов и игрушек – целесообразно проводить не только в группе, но и на участке детского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий, как далеко – близко.

Необходимо продолжать учить детей ориентироваться в помещении детского сада, его обстановке, расположении различных предметов и игровых материалов; знакомить с местами хранения учебных пособий для занятий, приучать брать и возвращать вещи на определенное место, называть места их хранения; учить ориентироваться на улице (где расположен детский сад, в расположении участка своей группы и сопредельных с ним участков, физкультурной площадки, подсобных помещений для хранения уборочного и огородно-садового инвентаря.
Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе в результате включения в занятия упражнений на ориентировку в пространстве.
Одним из методических приемов могут служить рассматривание сюжетных картин (пространственного расположения предметов.
Эффективны также упражнения, в которых дети определяют свое положение среди окружающих предметов (я стою за стулом, рядом со столом, перед окном, передвигаются в заданном направлении или определяют направление движения других предметов.