Файл: Программа художественной направленности Волшебная радуга.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опубликовано:
"Кейс воспитателя" https://vk.com/keis_vos
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной
направленности «Волшебная радуга»
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Иванова Ольга Викторовна педагог дополнительного образования

2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Волшебная радуга».
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность: нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. Концентрации внимания, координации движений под зрительным контролем - благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка.
Новизной и отличительной особенностью программы кружка «Волшебная радуга» является сплочение отношений в системе «Ребенок-Взрослый». Развитие у детей творческого характера, приобретение умелости и появление созидательного отношения к окружающему, Настоящая дополнительная программа педагогически целесообразна, так как в процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа, рассказ, сопровождаемый наглядным показом и демонстрацией образцов готовых работ. Изготовление работы требует от ребенка ловких движений пальцев и кистей рук, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе.
Цель – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализации.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования;
- раскрыть природу изобразительного искусства как результат творческой деятельности человека;
- Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс;
- развитие воображения, памяти, мышления, моторики рук.
Воспитательные:
- воспитание настойчивости в достижении поставленной цели;
- воспитание аккуратности в работе;
- воспитание патриотизма (интереса к родному краю, культуре и искусству, природе).
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ: обогащение художественных впечатлений, развитие эстетических эмоций, создание игровых и дидактических ситуаций для восприятия произведений изобразительного искусства.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: дети 3-4 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.


3
Формы и режим занятий: основная форма работы – занятие, кружок предлагает проведение занятий 2 раза в неделю продолжительностью 15 минут
,
в год – 64 занятия.
Ожидаемые результаты:
- формирование необходимых навыков работы;
- умение самостоятельно выполнить работу от начала до конца;
- проявление интереса к творческой деятельности.
Способы определения их результативности: овладение теоретическими знаниями проверяется на зачетных занятиях, при проведении опросов (рассказ о способе выполнения работы). Владение практическими навыками определяется правильностью выполнения практической работы: освоением технических приемов.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка работ.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Рисование пальчиком
9
Как часть занятия
9 2.
Рисование ладошкой
8
Как часть занятия
8 3.
Рисование ватной палочкой
8
Как часть занятия
8 4.
Печать паралоном
8
Как часть занятия
8 5.
Рисование мятой бумагой
8
Как часть занятия
8 6.
Тычок жесткой кистью
8
Как часть занятия
8 7.
Печать, оттиск пробкой (овощами)
7
Как часть занятия
7 8.
Пластилинография
8
Как часть занятия
8
Всего
64
Как часть занятия
64

4
III. СОДЕРЖАНИЕ
1. Раздел «Рисование пальчиком»
Теория:
Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (точка, краска, трафарет).
Рассматривание иллюстративного материала и готового образца по теме.
Практика:
Рисуем пальчиками, а именно: кончиками пальцев ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать по трафарету), проводим пальчиками линии
(так хорошо рисовать геометрические фигуры).
2. Раздел «Рисование ладошками»
Теория:
Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (ладошка, отпечаток)
Расширить представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни, воспитывать бережное отношение к природе.
Практика:
Рисуем ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка — вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка — одна ладошка,
(приложенная к бумаге горизонтально).
3.Раздел «Рисование ватной палочкой»
Теория:
Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (точка, кружочек).
Рассматривание иллюстративного материала и готового образца по теме.
Практика:
Рисуем пальчиками, при этом палочек должно быть достаточно, ватные палочки не нужно смачивать, для нанесения точки, опускаем ватный кончик в ячейку с краской, затем аккуратно прижимаем к бумаге.
4. Раздел «Печать поролоном»
Теория:
Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (печать, поролон, раскрашивание).
Практика:
Кусочек поролона окунаем в краску, затем прижимаем его к бумаге и убираем. Можем провести линии, закрашивать какие-нибудь фигуры.
5. Раздел «Рисование мятой бумагой»
Теория:
Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (мятая бумага, отпечаток)
Практика:
Кусочки бумаги примерно 15 на 10 см сминаются в произвольном порядке. Для каждого цвета – одна смятая бумажка. Нужно пропитать ее краской и оставить отпечаток.
6. Раздел. «Тычок жесткой кистью»
Теория:


5
Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (клеевая кисть, раскрашивание, тычок)
Практика:
На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта.
7. Раздел. «Печать, оттиск пробкой (овощами).
Теория:
Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (печать, отпечаток).
Практика:
Пробку окунаем в краску и опускаем ее краской вниз, оставляя отпечаток на листе бумаге.
9.
Раздел. «Пластилинография».
Теория:
Знакомство с новым видом рисования, основными понятиями (скатывание, надавливание, размазывание).
Практика:
Осваиваем приемы надавливания, придавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, вырабатываем правильную постановку пальца.
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Наличие следующего оборудования:

бумага рисовальная или чертежная;

цветная бумага;

картон белый, цветной;

тряпочки-салфетки;

трафареты;

гуашь

клеевая кисть

ватные палочки

6

поролон

пробки (овощи)

пластилин
2. Иллюстративный материал по темам.
3. Образцы готовых работ.
Возможные формы проведения занятий:
Занятия могут проходить при сочетании форм или в определенной форме:
- игровые приемы;
- организация и оформление выставок детских работ;
- оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса
В работе с учащимися используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные:
- изучение иллюстраций;
- просмотр и анализ готовой продукции.
Словесные:
- обсуждения, рассказ.
Практические:
- освоение приемов работы;
- копирование простых образцов;
- создание самостоятельных творческих работ.
Методические рекомендации
Рисование разными нетрадиционными способами рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ватными палочками или клеевой кистью и т.д., ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой. Разная техника рисования может использоваться, начиная от младшего возраста, с условием усложнения композиции.
Установлено, что указательный палец правой руки слушается ребенка лучше, чем кисть или карандаш.
Умение владеть разными материалами, способами работы с ними, правильное понимание выразительности изображаемого позволяет дошкольникам более эффективно использовать их при изображении в своих рисунках. Чтобы во время рисования усилить воображение и фантазию, способствовать раскрытию художественного замысла и формированию художественных способностей, необходимо рассмотреть возможность использования художественной литературы, музыкальных произведений, фольклора и игровой деятельности. Всё это сделает занятие по рисованию доступным, содержательным и интересным. Таким образом, нетрадиционные техники рисования — это в своем роде некая игра, которая позволяет дошкольникам чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение и фантазию, дает возможность дошкольникам самовыразиться. Нетрадиционных техник рисования


7 насчитывается большое количество, использование которых педагог определяет возрастными особенностями дошкольника, а также выбором методических целей.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРЕНТ-ИСТОЧНИКОВ
Для педагогов
1. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»
2. Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Часть 1,2.
3. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
4. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности».
5. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
5.https://docplayer.ru/43727878-Metodicheskie-rekomendacii-po-netradicionnym- tehnikam-risovaniya-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
6. Цыкунова, Е. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
7. Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей»