Файл: Кувалдина Ю. Г. В программу обследования артикуляционной и мимической моторики входятобследование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ
МОТОРИКИ ПРИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ
(ПО АРХИПОВОЙ Е. Ф.)
Подготовила:
преподаватель кафедры логопедии
Кувалдина Ю. Г.

В программу обследования артикуляционной и мимической моторики входят:
-обследование
кинестетического
орального
(артикуляционного)
праксиса;
-обследование кинетического орального праксиса;
-обследование динамической координации артикуляционных движений;
-обследование мимической мускулатуры;
-обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической
симптоматики

Обследование кинестетического орального праксиса
Процедура обследования: Ребенку предлагается выполнить то или иное задание по словесной инструкции, используя зеркало и без него (зеркало закрывается шторкой)
1.
Инструкция: «Повтори за логопедом звуки. Скажи, в каком положении твои губы при произнесении...»
А -?
И -?
О -?
У -?
2. Инструкция: «Произнеси звуки [ть] и [т] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?»
3. Инструкция: «Произнеси [си] -[су], [ки] -[ку] и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?»

Обследование кинестетического орального праксиса
4. Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки [и], [ш] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?»
5. Инструкция: «Произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении -за верхними или за нижними зубами?»
Критерии оценки:
4 балла -правильный ответ;
3 балла –само коррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
2 балла -поиск артикуляции, ответ с единичными ошибками;
1 балл -неточный ответ, неточное выполнение задания;0 баллов -отсутствие ответа.

Обследование кинетического орального праксиса
Процедура обследования: Упражнения выполняются сидя перед зеркалом.
Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить то или иное упражнение.
Для того чтобы оценить выполнение артикуляционного упражнения, ребенка просят удерживать органы артикуляции в нужном положении 5-7 секунд.
1. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:- широко раскрыть рот, кончик языка поднять вверх к верхним зубам -«парус»,
зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.
2. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:- язык «лопатой» -широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт, зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.
3. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:-
«вкусное варенье» -рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость (удерживать 5-7
секунд).


Обследование кинетического орального праксиса
4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:-
«мост» -рот открыт, широкий плоский язык лежит на дне полости рта. Кончик упирается в нижние резцы (удерживать 5-7 секунд).
5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:-
«окно» -рот открыт, верхние и нижние зубы видны (удерживать 5-7 секунд).
Оценивается:
-точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);
-длительность удержания артикуляционной позы
(достаточная,
быстрая истощаемость);
-симметричность;-наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.

Обследование кинетического орального праксиса
Критерии оценки:
4 балла -правильное выполнение движения с точным соответствием всех
характеристик предъявленному;
3 балла -замедленное и напряженное выполнение, быстрая истощаемость;
2 балла -время фиксации позы ограничено 1-3 секундами;
1 балл -выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в
конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация;
0 баллов -невыполнение движения

Обследование динамической координации артикуляционных движений
Процедура обследования: Упражнения выполняются сидя перед зеркалом.
Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4-5 раз.
1.
Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:-«качели» (поднять кончик языка за верхние, затем опустить за нижние резцы. Повторить это упражнение 4-5 раз).
2.
Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:
-«маятник» (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового,
затем до левого угла губ. Повторить это движение по 4-5 раз).
3.
Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:-поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю,
попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз.

4. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:- высунуть язык вперед, одновременно поднимая его кончик вверх. Повторить эти движения
4-5 раз.
5. Инструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:- совершать одновременно движение нижней челюстью и высунутым языком вправо,
затем влево. Повторить эти движения 4-5 раз.
Оценивается:
-последовательность выполнения движений;
-возможность переключения с одного движения на другое;
-инертность движения, персеверации;
-темп движений;
-амплитуда движений (объем движений достаточный, ограниченный);
-точность выполнения движений (точное выполнение, приближенное, поиски
артикуляции, замена одного движения другим);
-наличие синкинезий, гиперкинезов, саливации.
Обследование динамической координации артикуляционных движений


Критерии оценки:
4 балла -сравнительно точное выполнение движений, все движения
координированы;
3 балла -замедленное и напряженное выполнение переключений с одного
движения на другое;
2 балла -количество правильно выполненных движений ограничено двумя-тремя;
1 балл -выполнение с ошибками, длительный поиск позы, замена одного движения
другим, синкинезии, саливация, гиперкинезы;
0 баллов -невыполнение движений.
Обследование динамической координации артикуляционных движений