Файл: 1. Территориальноотраслевая структура нефтедобывающего и газового комплекса Украины.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В Украине существуют объективные условия для организации альтернативных поставок нефти с Ближнего Востока, из Африки и Азербайджана. Практически не используется Одесская нефтегавань, пропускная способность которой после реконструкции увеличилась с 15 до 24 млн. т (1997 г.). Достигнутой мощности достаточно для обеспечения нефтью Одесского и Кременчугского НПЗ. Азербайджанская нефть может поступать на Херсонский НПЗ танкерами из Супсы (до 1,7 млн. т/год); для этого необходимо построить нефтепровод из Херсонской нефтегавани до НПЗ длинной 12 км, что потребует инвестиций в размере 2 млн. дол., срок строительства – 1 год. В дальнейшем Херсонская нефтегавань и НПЗ могут быть реконструированы для увеличения мощности до 6 млн. т/год. Действующая технологическая схема самого современного из украинских НПЗ – Лисичанского позволяет эффективно использовать азербайджанскую нефть с глубиной переработки 66-67%. Транспортировать её можно морем до Одесской нефтегавани, а затем по железной дороге до Лисичанска. В Украине действуют также нефтетерминалы в Крыму (Феодосия и Анкерман) мощностью 1 млн. т/год; реконструкция позволила бы увеличить их пропускную способность в 1,5 – 2 раза. Для осуществления этого проекта потребуется 10 млн. дол. Целесообразно также строительство для обеспечения собственных нужд и транзита азербайджанской нефти в Западную Европу нового Одесского терминала мощностью 12 млн. т/год (1 очередь) стоимостью 647 млн. дол.

В каждой стране развитие нефтеперерабатывающей промышленности имеет свои особенности, но общими его чертами являются повышение роли углубляющих и облагораживающих технологических процессов, экономия энергоресурсов, автоматизация производств, создание экологичных технологий. По данным Французского института нефти, в ближайшей перспективе мощности НПЗ в мире могут возрасти на 287 млн. т/год, или на 7,7%, в том числе в странах СНГ и Восточной Европы – на 42 млн. т, или на 6,6%.

Реструктуризация НПЗ Украины во многом определяется ростом потребности в дизтопливе (до 13,1 млн. т – в 2015 г., при 5,9 млн. т – в 1999 г.) и необходимостью сократить импорт бензина. В связи с тем, что по структуре потребления моторных топлив Украина в перспективе будет приближаться к западноевропейским странам, для увеличения качества и увеличения производства бензинов основными направлениями инвестиционных программ украинских НПЗ следует считать расширение мощностей каталитического крекинга на 2,5 млн. т (11,8% от первичных процессов), строительство новых установок изомеризации мощностью 0,4 млн. т (6,4% от каталитического риформинга) и алкилирования мощностью 0,7 млн. т (11% от каталитического крекинга). Кроме того, для обеспечения соответствия качества бензинов требованиям экологического законодательства целесообразно построить установку по производству 360 тыс. т/год кислородосодержащих добавок. Для организации выпуска дизельных топлив в необходимых объёмах и требуемого качества одним из приоритетов является увеличение мощностей термических процессов гидрокрекинга на 2,5 млн. т/год (4,7% от первичных процессов), висбрекинга – на 3,2 млн. т/год (6%), гидроочистки – на 1,5 млн. т (2,8%) ,коксования – на 1 млн. т/год (1,8).


Особого внимания заслуживает проблема обеспечения потребности в смазочных маслах, импорт которых в Украину насчитывает сотни наименований на сумму 200 млн. дол. в год. Самыми важными направлениями здесь являются: регенерация отработанных масел с целью дополнительного получения ресурсов (100 тыс. т/год); реконструкция действующего маслоблока с увеличением его мощности по выпуску синтетических масел в объеме 50 тыс. т/год; создание совместно с зарубежными фирмами модульных установок по смещению 40 – 50 тыс. т/год смазочных масел широкого ассортимента; организация завода по производству 70 тыс. т присадок и их модифицированных форм в виде пакетов и композиций. Ориентировочные инвестиции в этот проект состовляют 500 млн. дол.

Таким образом, для реструктуризации нефтепереработки Украины с учетом экологических требований понадобится 2 млрд. дол. В первую очередь строительство новых и реконструкция действующих установок должны быть осуществлены на Одесском, Дрогобыческом, Надворнянском НПЗ.

Важным звеном в обеспечении потребностей Украины в атомобильных горюче-смазочных материалах являются автозаправочные станции (АЗС). Их количество (3020) и уровень автоматизации не отвечают современным требованиям. Доведение количества АЗС в Украине до 4-5 тыс. потребует 0,8-1 млрд. дол., что возможно только при условии привлечения зарубежных инвестиций.

Заключение
Для увеличения добычи нефти в стране следует определить пути выхода Украины из энергетического кризиса. Это – разведка, принципиальная разработка нетрадиционных нефтегазоносных объектов – глубинных зон, кристаллической земной коры и зон гидрообразований в подводных недрах Черного моря. Одна из таких зон расположена на северном крае Днепровско-Донецкой впадины, вдоль ее северного крайнего глубинного разлома. Здесь, на участке длинной 250 км и шириной 30-35 км, в 1989-1991гг. было открыто 12 промышленных месторождений нефти и газа с общими запасами 219 млн. т нефтевого эквивалента.

Основываясь на разведанной площади (445 кв. км) и определенных выше запасов, можно отметить, что их объем составляет около 0,4 млн. т на кв. км. Умножив эту цифру на перспективную площадь, будем иметь общие прогнозы запасов нефти и газа почти 19 млрд. т нефтевого эквивалента. Для того чтобы определить геологические запасы, необходимо учитывать и коэффициент успешность розведки (промышленных открытий), которые составляют 0,55. Суммарные прогнозы геологических запасов нефти и газа в недрах Северо-Крайней глубинно-разломной зоны и северного борта Днепровско-Донецкой впадины могут составлять 7-10 млрд.т. нефтевого эквивалента.



В Днепровско-Донецкой впадине есть Южный прогиб и южный борт который примыкает к нему. По геологической структуре они равнозначны к вышеуказанным. Основываясь на этих расчетах,можно прогнозировать запасы нефти и газа 3-5 млрд. т нефтеного эквивалента.

В перспективе целесообразно использовать нефть для производства машинного топлива и как сырье для химической промышленности.

Список использованной литературы:


  1. В. Качан «Розміщення продуктивних сил України” , Київ “Вища школа”, 1999р.;

  2. «Геграфия України» за ред. Ф.Заставного, Львів «Світ»;

3. Голиков А. П., Дейнека А. Г., Казакова Н. А. «Размещение производственных сил и регионалистика», Харьков «Олант», 2002 г.;

4. Н. Евдощук «О возрождении геологоразведочных работ на нефть и газ» // «Экономика Украины», №5 1998г, с 10-12;

5. О.Главати, Г.Бурлак «Состояние и перспективы нефтеперерабатывающей отрасли Украины» // «Экономика Украины» №3 1997г. стр. 18-27.