ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция №2 «Корпоративные стратегии диверсификации» Целью диверсификации является увеличение стоимости акционерного капитала. Несколько компаний объединяются под руководством одной материнской компании и добиваются больших результатов, чем при работе в одиночку. Базовые элементы корпоративной стратегии диверсификации показаны на рисунке. Диверсификация дает возможность увеличения акционерного капитала при условии соответствия трем критериям.
2. Критерий «затраты на вхождение». Затраты на вхождение в новую отрасль должны быть (1) не слишком высокими, так как большая плата за проникновение в отрасль снижает возможность увеличения доходности акций; (2) не слишком низкими, так как при низких входных затратах в отрасли окажется много конкурентов, что вызовет уменьшение возможности получения прибыли и снижения привлекательности отрасли. Корпоративная стратегия диверсификации
|
3. Критерий дополнительных выгод. Компания, осуществляющая диверсификацию, должна приложить определенные усилия для создания конкурентного преимущества в новой сфере деятельности. Создание конкурентного преимущества приводит к появлению возможности получения дополнительной прибыли и увеличения доходности акций.
Если деятельность фирмы по диверсификации отвечает трем вышеназванным критериям, то у нее большой потенциал для создания дополнительной доходности акций. При соответствии только одному или двум критериям проведение диверсификации вызывает значительные опасения.
Когда решение о проведении диверсификации принято, можно выбрать различные пути его реализации. Ниже будут рассмотрены четыре типичные стратегии диверсификации: в родственные отрасли; в неродственные отрасли; стратегии свертывания и ликвидации; стратегии реструктурирования, восстановления и экономии.
Первые две стратегии включают в себя способы диверсификации, две последние — стратегии для изменения позиций уже диверсифицированной компании.
Стратегии диверсификации в родственную отрасль
Родственная диверсификация проводится в отрасли, обладающие стратегическим соответствием. Стратегическое соответствие существует в том случае, когда различные фирмы имеют однотипные цепочки ценностей, что создает возможности:
-
- для передачи мастерства и опыта от одной компании к другой; -
- для объединения различных производств в единую систему с целью снижения издержек производства.
Диверсифицированная компания, использующая внутреннюю взаимосвязь между фирмами, имеющими схожее производство, достигает от совместных действий большего эффекта, чем суммарный эффект от действия двух независимых компаний. Родственная диверсификация является, по сути, синергическим подходом.
Созданный синергический эффект становится базисом для конкурентного преимущества. Родственная диверсификация удовлетворяет требованиям критерия дополнительных выгод и увеличивает доходность акций компаний.
Соответствие или родственность могут возникать в любом звене у компаний, имеющих схожие цепочки ценностей. Эти обстоятельства создают новые возможности для снижения издержек производства; обмена технологиями и навыками; дополнительного использования преимуществ общей торговой марки, а также позволяют извлекать другие выгоды из совместной деятельности.
Созданные возможности, в свою очередь, являются важным моментом в завоевании конкурентных преимуществ над недиверсифицированными соперниками.
Стратегия диверсификации в неродственные отрасли
Диверсификация в несвязанные отрасли является финансово образующим подходом к формированию рыночной цены акций. Эта диверсификация привлекательна со следующих точек зрения.
-
1. Коммерческий риск рассеян по множеству различных отраслей промышленности, что делает компанию менее зависимой от проблем, которые могут появится в какой-либо сфере деятельности. -
2. Финансовые ресурсы компании могут быть инвестированы в ту отрасль, которая имеет наиболее привлекательные перспективы с точки зрения рентабельности. -
3. Уменьшение зависимости от смены фаз цикла и получение большей финансовой независимости.
Стратегии свертывания и ликвидации
Могут возникнуть ситуации, кода предприятия не работают должным образом. Во-первых, невозможно избежать полного или частичного несоответствия планов и действительности. Во-вторых, нельзя дать точный прогноз результатов внедрения в ту или иную сферу деятельности.
Когда конкретное направление деятельности корпорации теряет свою привлекательность, наиболее удачным выходом из этой ситуации является продажа бизнеса.
Избавиться от предприятия можно двумя способами: путем продажи и ликвидации. Ликвидация является наиболее болезненной процедурой для предприятий, занимающихся одним-единственным бизнесом. Для этих предприятий ликвидация означает полное прекращение своего существования. Для многопрофильной корпорации ликвидация одного из направлений менее драматична.
Несмотря на трудности, связанные с сокращением производства, подобные меры позволяют укрепить положение корпорации.
Корпоративные стратегии реструктурирования, восстановления и экономии
Стратегии восстановления, экономии и реструктуризации портфеля применяются, когда руководству корпорации требуется изменить ситуацию на предприятиях с ухудшающимися показателями.
Корпоративная стратегия восстановления делает акцент на возрождение убыточных предприятий, а не на избавление от них. Стратегия восстановления наиболее приемлема в случаях, когда:
-
- причины ухудшения носят краткосрочный характер; -
- убыточные предприятия относятся к отраслям с привлекательными перспективами, и избавление от них не имеет смысла в долгосрочном аспекте.
Корпоративная стратегия экономии фокусирует свое внимание на сокращении масштаба диверсификации и уменьшении количества предприятий. Обычно она применяется в тех случаях, когда руководство компании приходит к заключению, что необходима концентрация усилий на ключевых направлениях.
Стратегия реструктуризации портфеля включает в себя радикальный пересмотр состава делового портфеля корпорации.
Реструктуризация портфеля включает, как правило, меры по приобретению новых предприятий и избавлению от некоторых старых. Кандидатами на продажу могут быть не только слабые и неустойчивые компании, но также и те, которые более не соответствуют интересам корпорации.