ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание:

1. Проанализировать конкурентную ситуацию на рынке ……… услуг г. Уфа.

2. Оценить конкурентоспособность ……. услуг и выбранного предприятия в целом.

3. Обосновать направления повышения конкурентоспособности выбранного предприятия.
Алгоритм выполнения работы:

1. Выбирается предприятие, оказывающее например, фитнес услуги на рынке г. Уфа.

2. Определяются ее сфера деятельности и рынки сбыта услуг.

3. Выявляются прямые и потенциальные конкуренты на рынке г. Уфа.

4. Выбирается несколько основных конкурентов фирмы на рынке.

5. Проводится анализ деятельности конкурентов.

6. Осуществляется конкурентный анализ деятельности турфирмы.

7. Выполняется оценка конкурентоспособности услуг предприятия.

8. Дается заключение о конкурентоспособности фирмы.

9. Предлагаются рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

В процессе анализа необходимо заполнить следующие таблицы
Таблица 1 - Характеристика конкурентов

Название

конкурирующей

фирмы


Место её

расположения


Доля рынка, которым она владеет (%)


Предлагаемый объем продаж

Предполагаемые

потери, вызванные

деятельностью на

рынке конкурентов
































Для оценки своих сравнительных преимуществ по перечисленным вопросам можно использовать метод сегментации рынков по основным конкурентам, позволяющий систематизировать информацию по конкурентоспособности фирмы и главных конкурентов. Удобно эту информацию представить в виде таблице.
Таблица 2 - Сравнительная оценка конкурентоспособности

Факторы конкурентоспособности

Предприятие (фирма)

Главные конкуренты

А

Б

В

1

2

3

4

5

  1. Услуга













1.1 Качество













1.2 Технико-экономические показатели













1.3 Престиж знака обслуживания













1.4 Имидж предприятия













1.5 Уровень обслуживания













1.6 Количество услуг













1.7 Уникальность услуг













1.8 Дополнительные услуги













1.9 Надежность предприятия (фирмы)













1.10 Претензии по качеству













  1. Цена













2.1 Продажная













2.2 Процент скидки с цены













2.3 Сроки платежа













2.4 Условия предоставления кредита













2.5 Условия финансирования покупки













  1. Каналы сбыта













3.1 Формы сбыта:













- прямые продажи













- привлечение посредников













3.2 Степень охвата рынков













3.3 Наличие филиалов













  1. Продвижение продукта (товара, услуги) на рынок













4.1 Реклама:













- для потребителей













- для посредников













4.2 Индивидуальная продажа:













- - стимулирование потребителей













- подготовка персонала













4.3 Продажа продуктов (товаров, услуг) через Интернет













Общее количество баллов















Приведенный в таблице 2 перечень факторов может быть скорректирован в зависимости от конкретных условий. Каждый фактор в таблице 2 должен получить оценку от 0 (наиболее слабые позиции по данному фактору конкурентоспособности) до 5 баллов (доминирующие позиции на рынке) как для рассматриваемой фирмы, так и для ее основных конкурентов. Оценки проставляются в каждом из столбцов таблицы, а затем суммируются. Если по какому-либо фактору информация отсутствует, то можно исключить его из анализа.

Важное значение для анализа имеют суммарные баллы по каждому предприятию (фирме). При их сравнении необходимо помнить, что расхождение сумм более чем на 20 % подчеркивает достаточно тяжелое положение фирмы с точки зрения конкурентоспособности, а более 40 % говорит о необходимости либо ухода с данного рынка, либо коренного изменения стратегии.

Дальнейший анализ конкурентов связан с ответами на следующие вопросы.

1. Какие планы существуют у конкурентов в отношении их доли рынка, повышения рентабельности и увеличения объема продаж?

2. Какой рыночной стратегии придерживаются ваши конкуренты в настоящее время?

3. С помощью, каких средств обеспечивают ни ее реализацию?

4. Каковы ее сильные и слабые стороны?

5. Какие действия можно ожидать в будущем т нынешних и возможных конкурентов?

Для оценки сильных и слабых сторон предприятия (фирмы) в конкурентной борьбе целесообразно ответить на эти вопросы систематизировать их в виде таблицы.
Таблица 3 - Исследование конкурентоспособности предприятия (фирмы)

Группа показателей

Оценка позиций

I

II

III

IV

V

1

2

3

4

5

6

  1. Финансы
















1.1 Структура активов
















1.2 Инвестиционные ресурсы
















1.3 Положение по безубыточному ведению дел
















1.4 отношение объема продаж к стоимости активов
















1.5 Отношение основного и оборотного капиталов
















1.6 Эффективность выполнения бюджета предприятия
















1.7 Новые инвестиции
















  1. Оказание услуг
















2.1 Использование производственных мощностей
















2.2 Гибкость перехода на новые продукты (товары, услуги)
















2.3 Количество рабочей силы
















2.4 Производительность труда
















2.5 Объем продаж на одного работника
















2.6 Объем продаж на единицу капиталовложений
















2.7 Контроль качества
















  1. Организация и управление
















3.1 Эффективность организационной структуры
















3.2 Система коммуникаций
















3.3 Четкость разделения полномочий и функций в аппарате управления
















3.4 Текучесть управленческих кадров
















3.5 Качество используемой в управлении информации
















3.6 Скорость реагирования управления на происходящие изменения
















3.7 Число уровней управления
















  1. Маркетинг
















4.1 Доля рынка сбыта, контролируемая предприятием (фирмой)
















4.2 Репутация предприятия (фирмы) на рынке
















4.3 Престиж знака обслуживания
















4.4 Расходы по сбыту продукции (товаров, услуг)
















4.5 Уровень обслуживания потребителей
















4.6 Организационные и технические средства для сбыта услуг
















4.7 Цены на услуги
















4.8 Число потребительских услуг
















4.9 Качество поступающей о рынке информации
















  1. Рабочая сила
















5.1 Общее число работников предприятия (фирмы)
















5.2 Сбытовой персонал
















5.3 Менеджеры среднего звена
















5.4 Менеджеры высшего звена
















5.5 Расходы на обучение и подготовку кадров
















5.6 Текучесть кадров
















  1. Технология и материальная база
















6.1 Технология обслуживания клиентов
















6.2 Программное обеспечение ПК
















6.3 Внедрение новых технологий
















6.4 Организация НИОКР


















При заполнении таблицы необходимо сделать отметку (крестик, звездочка и т. п.) по каждой группе показателей, чтобы ценить позиции фирмы по отношению к имеющимся конкурентам. Для определения места

фирмы на рынке в таблице используется пять граф:

- графа I – лучше, чем любая фирма на рынке. Явный лидер в отрасли;

- графа II – выше среднего уровня. Показатели хозяйственной деятельности достаточно хорошие и стабильные;

- графа III – средний уровень. Полное соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке;

- графа IV – следует позаботиться об улучшении своих позиций на рынке. Есть повод для беспокойства. Отмечено ухудшение показателей

хозяйственной деятельности;

- графа V – положение тревожное. Позиции на рынке должны быть улучшены самым решительным образом. Предприятие попало в кризисную ситуацию.

С помощью этой таблицы можно также сопоставить различные подразделения фирмы по уровню их конкурентоспособности, ценить их слабые и сильные стороны в этой области. Состав показателей, так же как и в ранее рассмотренной таблице 2, может быть скорректирован в зависимости от конкретных условий.

Помимо этого анализа предприятия (фирмы) необходимо также провести тщательный анализ производственного и хозяйственного профиля основных конкурентов и их рыночной стратегии. Пример систематизации соответствующих данных приведен в таблице 4.
Таблица 4 - Анализ конкурентоспособности продукта (товара, услуги)

Группа показателей

Основные конкуренты

А

Б

В

1

2

3

4

  1. Рынок










1.1 Размер рынка










1.2 Особенности внедрения на рынок










1.3 Степень вхождения в рынок










1.4 Рыночная диверсификация










  1. Продукция (товары, услуги)










2.1 Ассортимент










2.2 Жизненный цикл предприятия (фирмы)










2.3 Конкуренция










2.4 Потребительские свойства










2.5 Качество оказываемых услуг










2.6 Новые продукты










2.7 Дополнительные услуги










  1. Цены










3.1 Новые продукты (товары, услуги)










3.2 Оказываемые услуги










  1. Продвижение продукции (товара, услуги)










4.1 Реклама










4.2 Сбытовые службы










    1. Содействие сбытовым организациям










  1. Организация сбыта и распределения товаров на рынке










5.1 Структура каналов сбыта










5.2 Размеры каналов сбыта










5.3 Развитие сбытовой сети










5.4 Контроль за каналами сбыта












Таблица 4 может содержать как количественную информацию, так и хорошо детализированные примечания. Анализ таблицы поможет лучше понять логику ведения бизнеса конкурентами и определить, какие ответные меры следует предпринять и какие из них будут наиболее действенными.