Файл: Толпа. Принципы психологической работы в толпе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Влияние нервной системы:

Агрессия представляет собой сложенный поведенческий комплекс, поэтому невозможно говорить о существовании в человеческом мозгу четко локализуемого центра агрессии. Однако и у животных, и у человека ученые обнаружили участки нервной системы, отвечающие за проявления агрессии.

Что усиливает агрессию:

• Теория агрессии, целенаправленной как инстинкт, наиболее часто ассоциируется с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Торенца. Согласно этой теории, агрессивная энергия аккумулируется внутри, как вода в запруде. Хотя аргументы, которые приводятся в доказательство этой теории, весьма слабы, все же нельзя не признать, что на агрессию влияют определенные биологические факторы, такие как наследственность, биохимия крови и устройства центральной нервной системы.
• Согласно второй точке зрения, причиной гнева и враждебности является фрустрация. При наличии агрессивных стимулов гнев может провоцировать агрессию. Фрустрация не является следствием депривации как таковой, но возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и уровнем реальных достижений личности.
• Теория социального научения представляет агрессию как поведение, приобретенное по средствам научения. И наш собственный опыт, и наблюдения за успехами других порой убедительно демонстрируют нам, что агрессия приносит определенную выгоду. При активации этих структур мозга враждебность растет; дезактивация их ведет к уменьшению враждебности. Таким образом, даже самых кротких животных можно разъярить, а самых свирепых – укротить.

• Берковиц и другие ученые обнаружили, что стимулом являются находящиеся в поле зрения оружие.

• Оружие не только провоцирует агрессию, но также создает психологическую дистанцию между агрессором и его жертвой. Как было показано в работах Милграма по изучению покорности, пространственная удаленности от жертвы облегчает проявление жестокости. Можно убить ножом, но это труднее и случается реже; куда легче совершить убийство, когда ты просто нажимаешь на курок и от жертвы тебя отделяет значительное расстояние.

• Наблюдение насилия по TV.

- ведет к усилению агрессивности;

- повышает порог чувствительности зрителей к насилию;

- формирует их взгляды на социальную реальность

Что может повлиять на агрессию?

Агрессию вызывает не только фрустрация, но также так называемые аверсивные факторы: боль, невыносимая жара, атакующее поведение, теснота, возбуждение.


• Боль. Принципы современной этики строго ограничивают использование болевых стимулов в исследовательских целях.

• Жара. На протяжении веков люди рассуждали о влиянии климата на поведение человека. Дискомфорт, вызванный жарой, напрямую подпитывает агрессивность.

• Атакующее поведение. Атакующее поведение другого человека, например сознательное причинение боли или оскорбительное действие, является особо сильным возбудителем агрессии.

• Теснота. Теснота – субъективное ощущение нехватки пространства – также является стрессогенным фактором.

• Возбуждение. Телесное возбуждение усиливает практически любую эмоцию.
б) Паническая толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности.

Паника — временное переживание гипертрофированного страха, порождающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей (утрата критики и контроля), иногда с полной потерей самоконтроля, неспособностью реагировать на призывы, с утратой чувства долга и чести.

В основе паники лежит страх — опредмеченная тревога, возникающая как результат переживания беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее вместо того, чтобы бороться с ней.

В. М. Бехтерев считал, что паника — это «психическая эпидемия кратковременного свойства», которая возникает, в виде «подавляющего аффекта» чаще всего при большом стечении народа, которому как бы «прививается идея о неминуемой смертельной опасности», обусловленной складывающимися обстоятельствами. Паника, по его мнению, неразрывно связана с инстинктом самосохранения, который одинаково проявляется у личности независимо от ее интеллектуального уровня. Внушение в толпе распространяется подобно пожару; оно иногда возникает от случайно сказанного слова, отражающего переживания масс, резкого звука, выстрела, внезапного движения. В исступленной толпе каждый индивид влияет на окружающих и сам подвергается постороннему влиянию.
Классификация паники:

По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику.

• В случае групповой и массовой паники захватываемое ею количество людей различно: групповая — от 2—3 до нескольких десятков и сотен человек, а массовая — тысячи или гораздо больше людей. К тому же массовой следует считать панику, когда в ограниченном замкнутом пространстве (на корабле, в здании) ею охвачено большинство людей, независимо от их общего числа.

• Легкую панику можно

, в частности, испытывать тогда, когда задерживается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке). При этом человек сохраняет почти полное самообладание и критичность. Внешне такая паника может выражаться лишь легким удивлением, озабоченностью, напряжением.

• Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Паника средней глубины часто проявляется При проведении военных операций, при небольших транспортных авариях, пожаре и различных стихийных бедствиях.

• Полная паника — паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью - наступает при чувстве ужасной, смертельной опасности. В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль за своим поведением: может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсо¬лютно исключающие их критическую оценку, рациональность и этичность. Классические примеры паники — события на кораблях «Титаник», «Адмирал Нахимов», а также во время войны, землетрясений, ураганов, пожаров в универмагах

• кратковременной (секунды, несколько минут) - это, например, паника в автобусе, потерявшем управление;

• достаточно длительной (десятки минут, часы) - при землетрясениях, не развернутых во времени и не очень сильных.

• пролонгированной (несколько дней, недель) - во время длительных боевых операций, например блокада Ленинграда, ситуация после взрыва на ЧАЭС.

Факторы превращения более или менее организованной группы в паническую толпу.

1. Социальные факторы: общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный ход войны и т. д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии или предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.

2. Физиологические факторы: усталость, голод, длитель¬ная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями.

3. Общепсихологические факторы: неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.


4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и достаточно значимой общей цели, эффективных пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности.

Есть два основных момента, определяющих возникновение паники.

• Первый связан главным образом с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности, например, при взрыве, аварии, пожаре.
• Второй можно связать с накоплением соответствующего «психологического горючего» и срабатыванием «реле» определенного психического катализатора. Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределенность ситуации, предполагаемые опасности, невзгоды — все это создает благоприятный фон для возникновения паники, а катализатором в этом случае может быть все что угодно.

Механизм развития бурной динамической паники можно представить как осознаваемую, частично осознаваемую или неосознаваемую цепь:

• включение «пускового сигнала» (вспышка, громкий звук, обвал помещения, землетрясение);

• воссоздание образа опасности;

• активизация защитной системы организма на различных уровнях сознания;

• инстинктивного реагирования и следующее за этим паническое поведение.

Возникновение и развитие паники в большинстве случаев связано с действием шокирующего стимула, сразу отличающегося чем-то заведомо необычным.

• Для того чтобы привести к настоящей панике, действующий на людей стимул должен быть либо достаточно интенсивным;

• либо длительным;

• либо повторяющимся (например, взрыв, сирена, автомобильный клаксон, серия гудков и т. п.);

• он должен привлекать к себе внимание;

• вызывать эмоциональное состояние подчас неосознанного, животного страха.
Этапы реакции:

Первый этап реакции на такой стимул — как правило, резкий испуг, потрясение, ощущение сильной неожиданности, шока и одновременно восприятие ситуации как кризисной, критической, угрожающей и даже безысходной.

Второй этап — обычно замешательство, в которое переходит потрясение, а также связанные с ним хаотичные индивидуальные, часто совершенно беспорядочные попытки как-то понять, проинтерпретировать произошедшее событие в рамках прежнего, обычного личного опыта или же путем лихорадочного припоминания аналогичных ситуаций из известного человеку чужого, как бы заимствованного им, опыта. С этим связано острое чувство реальной угрозы. Когда необходимость быстрой интерпретации ситуации становится особенно актуальной и требует немедленных действий, именно это ощущение остроты мешает логическому осмыслению происходящего и вызывает новый страх. Первоначально этот страх сопровождается криком, плачем, двигательной ажитацией. Если такой страх не будет подавлен, то развивается следующая стадия.


Третий этап — усиление интенсивности страха по известным психологическим механизмам циркулярной реакции. Тогда страх одних людей отражается другими, что, в свою очередь, еще больше усиливает страх первых. Усиливающийся страх стремительно снижает уверенность в коллективной способности противостоять критической ситуации и создает у большинства смутное ощущение обреченности. Завершается все это неадекватными действиями, которые обычно представляются людям, охваченным паникой, спасительными. Хотя на деле они могут совсем не вести к спасению: это этап «хватания за соломинку», в итоге все равно оборачивающийся паническим бегством (разумеется, за исключением тех случаев, когда бежать людям просто некуда). Тогда может возникать подчеркнуто агрессивное поведение: известно, на¬сколько опасен бывает зверь, загнанный в угол, даже если он обычно убегает от опасности.

Четвертый этап — массовое бегство. Паника именно как особый вариант массового поведения реально становится за-метной, проявляясь в наблюдаемых феноменах — прежде всего в массовом бегстве. Раньше или позднее именно бегство становится естественным следствием любой паники. Стремление спрятаться, укрыться от надвигающегося страха (ужаса) — естественная реакция. Безоглядное бегство — как правило, апофеоз паники.

Пятый этап — завершение паники. Внешне паника заканчивается по мере прекращения отдельными людьми бегства. Либо они это делают по причине усталости, либо начиная осознавать бессмысленность бегства и возвращаясь в здравый ум». Обычные следствия паники — либо усталость и оцепенение, либо состояние крайней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным действиям.
Оценивая весь цикл панического поведения, надо иметь в виду следующие три момента:

• Во-первых, если интенсивность первоначального стимула очень велика, то все предыдущие, до бегства, этапы могут «свертываться». Для наблюдателя предшествующие этапы как бы невидимы — и тогда только бегство становится непосредственной индивидуальной реакцией на панический стимул. Индивидуальной, но одинаковой для многих людей — соответственно, массовой.

• Во-вторых, словесное обозначение пугающего стимула в условиях его ожидания может само непосредственно вызвать реакцию страха и панику даже до появления стимула.

• В-третьих, всегда надо принимать во внимание ряд специфических факторов: общую социально-политическую атмосферу, в которой происходят события, характер и степень угрозы, глубину и объективность информации об этой угрозе и т. д. Это имеет значение для прекращения или даже предотвращения паники.