Файл: Конспект М. Вебер Политика как призвание и профессия. В кн. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 644662, 689698.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект

М. Вебер Политика как призвание и профессия. – В кн.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 644–662, 689–698.
Введение

Максимилиа́н Карл Эми́ль Ве́бер (21 апреля 1864ЭрфуртПруссия — 14 июня 1920МюнхенГермания), немецкий социологфилософисторикполитический экономист. Идеи Вебера оказали значительное влияние на развитие общественных наук, в особенности —социологии.. Вебер считается одним из основоположников социологической науки

«Политика как призвание и профессия», 1919 год: в данной работе отражается недовольство Вебера политикой Германии в послевоенный период. В работе Вебер дает общее определение понятия «политика». Он определяет политику, как «понятие, которое имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству». В своем труде М. Вебер рассматривает такие вопросы как определение политики, определение государства, определение типов господства, политика как профессия, политика как призвание, вопрос этики.

Основная часть

1. Вебер определяет политику, как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

Государство – «есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство». Так, «государство – это организация, которая находится внутри общества и которая владеет монополией на легитимное фи­зическое насилие». То есть люди, которые находятся под господством, должны подчиняться тем людям, которые претендуют на это господство.

2. Для оправдания господства служит легитимность – процесс утверждения законности или правомочности власти в обществе. Есть три типа легитимности власти: традиционный, харизматический и легальный.

1.   Традиционный тип легитимности заключается в вере людей в нормы и традиции, которые исторически сложились в данном обществе.


2.   Харизматический тип легитимности основывается на преданности и личном доверии людей, вызванное наличием определенных качеств вождя (мужество, героизм, честность и т.д.) у какого-нибудь человека.

3.   Легальный тип легитимности основан на правилах и законах, установленных и действующих в данном обществе.

Вебер говорит о харизматическом вожде, который, пользуясь народной поддержкой, посвящает свою жизнь политике, обладая талантом к политической деятельности. Этот тип политика отличается от профессионального политика-государственного чиновника. Он выступает в роли лидера, определяет курс всей государственной политики, а потому в основе его деятельности лежит личная ответственность за происходящее после того, как аппарат чиновников приступает к реализации его требований. Последние, в свою очередь, не должны иметь собственных каких-либо идеологических установок, так как для их профессиональной деятельности требуется беспристрастность.

         Условия государства как отношения господства: для существования государства необходимо, чтобы люди, которые находятся под этим господством, должны подчиняться тем, кто стоит во главе государства. «Легитимация – это признак какого-либо права».

3. Любое господство в качестве предприятия предполагает  постоянное управление (штаб). Такое управление вызвано материальным вознаграждением и социальным почетом. 

Государственные устройства:  штаб (например, чиновников), который является  самостоятельным собственником средств управле­ния и штаб управ­ления «отделен» от средств управления.  Иными словами, «обладатель власти управляет самостоятельно и за свой счет организует управление через личных слуг или же наоборот».

          Политический союз или сословно расчленённый политический союз: например, аристократ опирается на «низшие» слои населения, то есть на тех людей, которые полностью от него зависят.

            Так, «современное государст­во – организованный по типу учреждения союз гос­подства, который внутри определенной сферы добился успеха в монополизации легитимного физического наси­лия как средства господства

, затем объединил вещественные средства предприятия в руках своих руко­водителей, а всех сословных функционеров с их полномо­чиями экспроприировал и сам занял вместо них самые высшие позиции».

            4. Профессиональные политики – это те люди, которые не имели желания быть господами, а хотели «идти» на службу к политическим господам.

            Есть политики «по случаю» – люди, которые ходят на выборы и голосуют, либо люди, которые участвуют в протестах; а есть политики «по совмести­тельству» – люди, которые занимаются этой деятельностью по необходимости.

         Есть два способа сделать из политики свою профессию. Первый способ: Жить «для» политики. Второй способ: Жить «за счет» политики и «политикой». Политика как профессиональная деятельность: социолог имеет в виду тех людей, на которых опирается верховный вождь, то есть чиновников или бюрократию. Таковые бывают двоякого рода. Либо они приходят в политику ради денег и тогда живут за счёт политики, либо им нужен социальный престиж, то есть они работают уже для политики. Вебер подчёркивает при этом ведущую роль экономического фактора: либо эти политики по профессии занимают государственные должности ради зарплаты, либо они уже имеют доход, причём пассивный, что обеспечивает им достаточное количество свободного времени.

          Превращение политики в «предприятие происходит  по двум категориям: 1) Чиновники-специалисты; 2) «Политические» чиновники.

        Типы профессиональных политиков: 1) клирики. 2 получившие гуманистическое образование грамматики. 3) придворная знать. 4) патрициат, то есть наиболее богатый привилегированный слой населения, «включающий в себя мелкое дворянство и городских рантье, обозначаемый техническим термином «джентри». 5) юристы.

Чиновник должен управлять объективно.  Три решающих качества политика: страсть, чувство ответ­ственности, глазомер. Страсть – ориентация на существо дела или же страстной самоотдачи «делу». Чувство ответственности – человек должен быть ответственным за дело, которое он делает. Глазомер – «спо­собность с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей, т.е. требуется дистанция по отношению к вещам и людям».

           «Мы должны уяснить себе, что всякое этически ориентированное действование может подчиняться двум фундаментально различным, непри­миримо противоположным максимам: оно может быть ориентировано либо на «этику убеждения», либо на «этику ответственности».


5. Проблема этики политика, которая до сих пор является важнейшим вопросом практической политики. Вебер говорит о необходимых качествах, которыми должен обладать человек, желающий быть профессионалом в политической сфере. Так, настоящий политик должен быть ответственным. Он должен осознавать, что, беря в свои руки власть, то есть управление другими, он одновременно с этим становится и ответственным за них. Кроме того, несмотря на вышеописанные особенности современных ему партий, социолог убеждён, что профессионал должен быть увлечён своим делом, ориентирован именно на его суть, а не на внешние атрибуты политической деятельности. В данном аспекте Вебер говорит о своеобразной страсти к профессиональному занятию. Наконец, настоящий политический деятель должен соблюдать определённые рамки дозволенного. С одной стороны, он не должен сильно сближаться с людьми, чтобы сохранять нейтральность. С другой — он должен «сохранять дистанцию по отношению к самому себе», то есть противодействовать гордыне, тщеславию.

6. Наконец, важнейшей составляющей доклада является рассуждение социолога и подходящем для политики виде этического поведения. Он выделяет этику убеждения и этику ответственности. Первая основана на неких абсолютных заповедях, которые должны применяться вне зависимости от конкретных обстоятельств. С другой стороны, этика ответственности исходит из оценки последствий тех или иных действий и последующего за этим выбора. Именно второй тип этики актуален для политической деятельности.

Заключение

В работе Вебера "Политика как призвание и профессия" показано его отношение к власти и его взгляды на профессию политика. Макс Вебер рассматривал политику как призвание и профессию, выделив ее в качестве особого государственного института. М. Вебер также определил, что только политика и власть обладают особой монополией, а именно монополией в сфере применению насилия.

Политик по призванию – это тот, кто готов всем пожертвовать ради своего дела, подопечных, государства. Он в силу личных качеств, знаний и умений смог стать руководителем. А также он обладает рядом качеств и способностью к совершенствованию, которые помогают ему оставаться у власти. Однако он постоянно должен быть «в тонусе», иначе может упустить нити управления из своих рук и быть свергнутым, потому как политическая ситуация непостоянна и непрерывно изменяется.