Файл: С годами вокзалы сети обновляются, а оказываемые на них услуги совершенствуются. О том, какие сервисы и технологии внедряются для пассажиров, а также о перспективах развития рассказывает начальник Дирекции железнодорожных вокзалов Георгий Геворкян.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вокзалы - точка притяжения

Общая площадка для пассажиров и предпринимателей

С годами вокзалы сети обновляются, а оказываемые на них услуги совершенствуются. О том, какие сервисы и технологии внедряются для пассажиров, а также о перспективах развития рассказывает начальник Дирекции железнодорожных вокзалов Георгий Геворкян.



Георгий Альбертович, как реализуются планы развития вокзалов ДЖВ, обновления их инфраструктуры?
– В 2020 году была проделана большая работа, и, конечно, у нас большие планы на следующий год.
В этом году большие ресурсы были направлены на реконструкцию и завершение модернизации таких вокзальных комплексов, как Иваново, Сосногорск, Чаны, Татарская, Шарья, Белинская, Петрозаводск, Арзамас-1 и Улан-Удэ. Стоит выделить и завершение масштабного благоустройства привокзальной площади в Сочи, и открытие нового пассажирского павильона на вокзале Когалым.
В следующем году запланировано завершение строительных работ на вокзалах Киров, Сальск, Челябинск и Тында. Продолжатся работы по обновлению вокзальных комплексов Тверь, Мурманск, Грозный, Уфа, Сургут, Бердск. Арзамас-2, Миасс, Ноябрьск-2, Новая Чара, Сковородино и Хасан.
Кроме того, в следующем году на 20 объектах будут вестись проектно-изыскательские работы, а на девяти вокзалах планируется обновить платформы.

– Чего сегодня хочет пассажир вокзала? О каких услугах просит? Какие требования к вокзалам предъявляет?
– Мы, конечно, всегда при модернизации существующих сервисов, внедрении новых учитываем обратную связь с пассажирами. Комфорт и качественный сервис – вот основные запросы пассажиров и наши главные приоритеты в работе.
С конца 2019 года ведётся большая работа по обновлению залов ожидания с заменой сидений на современные посадочные места нового поколения с возможностью зарядки мобильных устройств. Сейчас новый подход к размещению пассажиров реализован уже на 33 вокзалах с обновлением порядка 10 тыс. посадочных мест.
В следующем году данную работу планируется продолжить ещё на 180 вокзалах по всей стране. Всего же на перспективу до конца 2022 года планируется замена около 40 тыс. посадочных мест.

Ещё один важный момент – реализация гостиничных услуг. С конца прошлого года на вокзалах переформатируются комнаты длительного отдыха в современные отели сети Smart Hotel. Гостиницы есть уже на 26 вокзалах по всей стране. Благодаря удобному расположению они пользуются спросом как у туристов, так и бизнес-путешественников.

– Расскажите о бизнес-залах нового формата, насколько востребован этот проект?
– Проект реализуется с декабря 2019 года, и сейчас современные бизнес-залы представлены на Ленинградском и Павелецком вокзалах столицы, Московском в Санкт-Петербурге, а также на вокзалах Нижний Новгород, Сочи, Волгоград, Иваново и Петрозаводск.
Новые бизнес-залы осуществляют приём гостей по единой технологии обслуживания. Для гостей предусмотрены приветственные напитки и питание по системе «шведский стол», рабочие и лаундж-зоны, детские игровые мини-площадки, а также возможность получения дополнительных платных и бесплатных услуг.
По итогам 10 месяцев 2020 года бизнес-залы нового формата посетили порядка 45 тыс. человек. Данные показатели свидетельствуют о высоком спросе на эту услугу, несмотря на падение пассажиропотока, вызванного пандемией.

– Какие ещё новинки внедряются на вокзалах?
– Также реализуется проект по внедрению на вокзальных комплексах автоматических камер нового образца с безлюдной технологией обслуживания. В настоящий момент оборудование автоматических камер хранения нового поколения введено на 37 вокзалах. Среди них все вокзалы Москвы и Санкт-Петербурга, а также Иваново, Брянск-Орловский, Мурманск, Ростов-Главный, Петрозаводск, Смоленск и другие.
Кроме того, для развития сервисов по безналичной оплате, которая на текущий момент для пассажиров является наиболее востребованной – 77% от общего объёма транзакций, – мы прорабатываем вопрос по организации оплаты за услугу камер хранения с помощью мобильных устройств клиентов.
Первым вокзалом, на котором планируется до конца года запуск пилотного проекта по оплате услуг автоматических камер хранения нового образца с помощью QR-кода, станет Ленинградский вокзал в Москве. В следующем году планируется организовать приём платежей за услуги автоматических камер хранения по такой технологии на всех вокзалах, где будут установлены автоматические камеры хранения нового поколения.



– Какие новые услуги реализованы для маломобильных пассажиров?
– В конце сентября на Казанском, Ярославском, Белорусском и Ленинградском вокзалах Москвы мы установили справочные видеотерминалы, поддерживающие технологию обслуживания пассажиров с нарушением слуха. Это пилотный проект, который впоследствии будет растиражирован на все вокзалы дирекции.
С помощью данных терминалов пассажиры могут получить информацию об отправлении и прибытии поездов, а также об услугах и сервисах, представленных на вокзалах. Для посетителей с нарушениями органов слуха предусмотрен видеовызов оператора, владеющего жестовым языком, который сможет оказать квалифицированную помощь.

– Что даёт переход на автоматизированные системы информирования пассажиров?
– Подключение к автоматизированным системам управления позволяет автоматизировать процесс оповещения пассажиров и синхронизировать выдачу информации на разные устройства динамической навигации. Это позволяет повысить полноту и достоверность предоставляемой пассажирам информации о фактическом и прогнозном графике движения поездов, например о номере пути и платформы, а в итоге значительно снизить нагрузку на наших дикторов.

– Ранее шла речь о том, что вокзалы должны стать местом притяжения для городских жителей, то есть превращаться не только в место прибытия и отправления, но и местом, где можно просто хорошо провести время, посетив различные события. Как вам кажется, удаётся ли вокзалам стать городским местом в более широком смысле? Появляются ли на вокзалах уже не только пассажиры и их провожающие, но и горожане, для которых цель оказаться на вокзале, чтобы хорошо и интересно провести время?
– Мы работаем над созданием социально-культурной среды на вокзалах, и, действительно, вокзалы перестают быть только местом отправления и прибытия пассажиров. Выстроено сотрудничество с ведущими театрами, выставками, музеями и фестивалями страны. Например, в прошлом году более чем на 150 вокзалах по всей сети было проведено более 500 мероприятий.
К сожалению, в этом году из-за коронавируса количество мероприятий существенно снизилось.

Совсем недавно, в начале ноября, ценители прекрасного смогли в формате онлайн-трансляции посмотреть концерт, посвящённый 300-летию концертной арфы, проводимый в рамках культурно-образовательной акции «Ночь искусств» в прекрасных интерьерах бизнес-зала Казанского вокзала.
Большое количество культурно-образовательных событий в этом году было связано с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне. Например, на вокзале Иваново для пассажиров и посетителей была организована эффектная инсталляция, посвящённая вкладу местных жителей в Великую Победу. На вокзале Екатеринбург на фасаде здания были размещены 500 фотографий ветеранов, которые отправлялись со свердловского перрона на фронт. На вокзалах Балтийский, Ростов-Главный и Красноярск работала интерактивная выставочная площадка Всероссийского проекта «Знаменосцы Победы».

– Как на деятельность вокзалов повлияла пандемия? Какие меры сейчас предпринимаются со стороны ДЖВ по предотвращению распространения COVID-19?
– С самого начала распространения коронавирусной инфекции на вокзалах был усилен дезинфекционный режим. По всей стране на регулярной основе проводятся мероприятия по обработке всех помещений. Особое внимание уделяется контактным поверхностям: дверным ручкам, поручням, перилам. Осуществляется проветривание помещений.
Более того, организована комплексная дезинфекция вокзалов, во время которой специалисты МЧС России и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» выполняют работы по санитарной обработке зданий, перронов, мест общего пользования и помещений для персонала.
На территории вокзальных комплексов в наиболее доступных для пассажиров местах мы установили диспенсеры со специальными антисептическими составами для обработки рук. На входных группах посетители могут воспользоваться одноразовыми пакетами для мелких вещей, чтобы избежать их соприкосновения с рабочими поверхностями во время досмотровых мероприятий.
На всех вокзалах реализована продажа средств индивидуальной защиты – масок и перчаток, а также антисептических средств. Приобрести их можно в вендинговых аппаратах, в аптечном пункте, магазинах и точках общественного питания.
В вокзальных комплексах нанесена напольная разметка, размещены наклейки на посадочных местах в залах ожидания и памятки, которые информируют посетителей о необходимости соблюдать социальную дистанцию и использовать средства индивидуальной защиты, транслируются видеоролики.

Про важность мер личной профилактики, соблюдения социальной дистанции и использования средств индивидуальной защиты каждые 15 минут звучат объявления по громкоговорящей связи.

– Как вы обезопасили своих сотрудников?
– Безопасности сотрудников мы уделяем большое внимание. Все работники вокзальных комплексов обеспечены антисептиками, одноразовыми масками и перчатками. Всем сотрудникам измеряют температуру. В случае выявления повышенной температуры у сотрудника его не допускают до работы. Кроме того, с персоналом проводятся регулярные инструктажи по противоэпидемиологическим мероприятиям и порядку действий в случае выявления больного с симптомами коронавирусной инфекции.

– Одной из мер было закрытие точек общепита. Как это повлияло на работу вокзалов, прибыльность дирекции и на бизнес на вокзалах?
– Пандемия, конечно же, внесла свои коррективы и определённо повлияла на коммерческую деятельность на вокзалах. Однако благодаря мерам поддержки в виде предоставления отсрочки оплаты арендной платы и частичного освобождения от неё, а также другим подобным мерам удалось избежать массового оттока арендаторов и предпринимателей с вокзалов дирекции.
Всё это позволяет говорить, что, несмотря на ограничения и сложную эпидемиологическую ситуацию, вокзалы по-прежнему остаются важной и перспективной площадкой для предпринимателей, а услуги для пассажиров оказываются в полном объёме и с соблюдением всех необходимых профилактических мер.

– В начале декабря руководство РЖД направило на Октябрьскую и Московскую дороги поручение о необходимости расторгнуть договоры аренды с владельцами объектов нестационарной торговли на вокзалах Москвы и платформах Подмосковья. Цель – ввести единые стандарты для таких точек. Каких конкретно вокзалов это коснётся, сколько точек демонтируют, что планируется взамен?
– В соответствии с установленным с 1 января 2020 года порядком распоряжения недвижимым имуществом ОАО «РЖД» полномочия по принятию решения о сдаче в аренду объектов недвижимого имущества возложены на начальников железных дорог, в границах которых расположено такое имущество, вне зависимости от его балансовой принадлежности к какому-либо филиалу ОАО «РЖД». Предложения и решения по данному вопросу формируются службами управления имуществом Московской и Октябрьской железных дорог.