Файл: Дневник педагогической практики Кузнецова Авеля Алексеевича, слушателя практиканта курсов профессиональной переподготовки Математика и информатика теория и методика преподавания в образовательной организации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДНЕВНИК
педагогической практики
Кузнецова Авеля Алексеевича,
слушателя - практиканта
курсов профессиональной переподготовки
«Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации»,
проходившего педагогическую практику в МБОУ ЧСШ №1 поселка Черемушки, в 6 классе
в период с 9 апреля 2018 г. по 8 мая 2018 г
Руководитель практики: Лахина Маргарита Викторовна, учитель математики
Руководитель УО: Жукова Т.И
ФИО подпись
М.П.
Дата | Вид деятельности | Примечание |
9-11.04 | Знакомство со школой и классом, в котором проводится практика. Знакомство с кабинетом предмета, компьютерным классом, программным обеспечением. Составление плана педагогической практики | |
12-16.04 | Изучение программы, учебников, учебные и наглядные пособия по предмету, используемые учителем | |
17-18.04 | Посещение и анализ уроков учителя математики | |
19-20.04 | Сбор и анализ информации по теме индивидуального задания | |
23-26.04 | Подготовка конспектов уроков и внеклассных мероприятий, включая подбор или создание методического и программного обеспечения | |
27.04 | Проведение и анализ урока по математике | |
28.04 | Проведение внеклассного мероприятия по информатике | |
3-4.05 | Посещение и анализ уроков предмета, проводимые другими преподавателями. Участие в работе методического объединения и других мероприятиях | |
7.05 | Написание реферата по теме индивидуального задания | |
8.05 | Оформление отчётного материала по итогам педагогической практики | |
План-конспект и анализ урока
по математике в 6Б классе МБОУ ЧСШ №1 поселка Черемушки
на тему «Решение уравнений», проведенного
Кузнецовым Авелем Алексеевичем,
слушателем-практикантом
курсов профессиональной переподготовки
«Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Тема урока: Решение уравнений
Дата проведения: 27.04.2018 г.
Цели урока: открытие и первичное закрепление новых знаний и способов действия.
Главная проблема урока.
Основные образовательные объекты.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
План-конспект урока.
Технология проведения | Деятельность учителя | Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
предметные | УУД | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I.Мотивация к учебной деятельности Цель: актуализировать требования к учебнику с позиций учебной деятельности | Актуализирует требования к ученику с позиций учебной деятельности | Анализ контрольной работы. Решение наиболее трудных заданий | Выполняют работу над ошибками | Умеют раскрывать скобки и приводить подобные слагаемые | Коммуникативные: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе, совместно договариваться о правилах поведения учащихся |
II.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения. Цели: –создать условия для выполнения учениками пробного учебного действия; –организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; –выявить место (шаг, операцию) и причину затруднения | Создает условия для выполнения учениками пробного учебного действия. Организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения. | – Какое равенство называют уравнением? ( Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.) – Что значит решить уравнение? (Это значит найти все его корни или убедиться, что это уравнение не имеет ни корня.) – Решите устно уравнения: А) 3х=-18; Б)-6х=3,6; В)-2х=-7; Г)-4х=0,04. – Рассмотри следующее уравнение: х+3=5. Умножьте обе части этого уравнения на 4. Какое уравнение получим? (4(х+3)=20.) – Как вы думаете, будут ли корни у данных уравнений совпадать? (Затруднение учащихся.) | Отвечают на вопросы учителя. Решают устно уравнение. Высказывают свои предположения | Знают, что такое уравнения. Умеют решать уравнения | Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации. Познавательные: уметь строить логические цепочки рассуждений. Регулятивные: уметь проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Личностные: проявление интереса к предмету |
III.Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать постановку цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации | Организует построение проекта будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели | – Тема нашего урока: «Решение уравнений». – Какую цель вы поставите перед собой? ( Сегодня мы познакомимся с новыми свойствами уравнений и научимся их применять.) | Определяют цель урока, планируют учебные действия | | Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Познавательные: уметь самостоятельно формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь составлять план действий для достижения учебной цели |
IV.Реализация построенного проекта. Цель: организовать построение и фиксацию нового знания | Организует построение и фиксацию нового знания | – Вернемся к нашим уравнениям. Давайте найдем их корни. Х+3=5; Х=2. 4(х+3)=20; Х+3=5; Х=2. – Что получили? ( Корни данных уравнений совпали.) – Чем отличались уравнения? (Второе уравнение получили из первого, умножив обе части на уравнения на 4.) Рассмотрение свойств уравнений (см.ресурсный материал, Приложение 1) | Находят корни уравнений. Отвечают на вопросы | Знают, что такое уравнение, корень уравнения. Могут сформулировать свойства уравнений. Верно используют в речи термины уравнение, корень уравнения | Коммуникативные: уметь эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, владеть навыками смыслового чтения. Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию, анализировать факты и явления, использовать знаково-символические средства. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, различать способ и результат действий |
V.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цели: – закрепить новое знание в речи и знаках; – зафиксировать преобладание возникшего затруднения | Организует закрепление нового знания в речи и знаках. Фиксирует преодоление возникшего затруднения | Работа с учебником: с.231-232, № 1314 (а), 1315 (а), 1316 (а,в), 1321 – решение у доски с комментированием. | Выполняют задания у доски и в тетради | Умеют решать уравнения путем переноса слагаемого из одной части уравнения в другую, решать текстовые задачи с помощью уравнений | Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание, преобразовывать информацию из одной формы в другую |
VI.Повторение изученного. Цель: организовать повторение изученного материала | Организует повторение изученного материала | Работа с учебником: с.233, № 1337 (а) – самостоятельно | Самостоятельно выполняют задание в тетрадях | Умеют решать задачу с процентами | Познавательные: уметь анализировать условие задания. Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу |
VII.Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и оценку учениками собственной деятельности (самооценку) | Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности | – Подведем итог работы на уроке. – Какую цель мы ставили? Достигли ли цели? Учитель задает вопросы из учебника, кроме последнего, с.230. – Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый. Домашнее задание: п.42, №1341 (а,б), 1342 (а), 1349 | Отвечают на вопросы. Рассказывают о том, что узнали. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание | Знают свойство уравнений | Регулятивные: уметь оценивать правильности выполнения действий на уроке на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Ресурсный материал
Приложение 1
– Первое важное свойство уравнений: корни уравнений не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю. Число может быть любое: натуральное, целое, положительное, отрицательное, кроме нуля, корни уравнений не изменятся.
– Решите уравнение: х+9=-14. (х=-23.)
– Это уравнение вы решили с использование зависимости между компонентами и результатом сложения. Изучение отрицательных чисел дает возможность решить уравнение другим способом. Перенесем второе слагаемое из левой части уравнения в правую, изменив знак на противоположный.
Х=-14-9;
Х=-23.
– Мы видим, корень уравнения не изменился.
– Второе важное свойство уравнений: корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.
– Из этого свойства вытекает алгоритм уравнений, когда мы группируем подобные слагаемые в левой и правой частях уравнения.
6х+4=9х-1.
– Подчеркните подобные слагаемые.
6х+4=9х-1.
– Перенесем слагаемое 9х в левую часть, а 4 перенесем в правую часть, изменив их знаки на противоположные.
6х-9х=-1-4;
-3х=-5;
Х=
– Прочитайте в учебнике на странице 231 рубрику «Говори правильно».
– Покажите на примерах правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.
Например:
10х-14=9х-5.
5+12х=11х+16.
8-7х=6-8х.
– Прочитайте задачу.
– Давайте кратко запишем условие задачи.
– Что известно в первом бидоне? А о втором?
| Было | изменения | Станет |
1-й бидон 2-й бидон | ?л, в раза больше, чем→ ?л | -20л +20л | Поровну |
– Что нам поможет решить задачу? (Уравнение.)
– Способ решения задачи с помощью уравнения называется алгебраическим.
Решение
-
Пусть Х л молока было во втором бидоне, тогда в первом бидоне было 3Х л молока. 3Х-20 л останется в первом бидоне и Х+20 л – во втором.
По условию задачи известно, что в бидонах станет молока поровну. Составим и решим уравнение:
3х-20=х+20;
3х-х=20+20;
2х=40;
Х=20.
20 (л) молока было во втором бидоне.
-
20∙3=60 (л) молока было в первом бидоне.
Ответ: 60 литров молока было в первом бидоне и 20 литров молока было во втором бидоне.
Список использованной литературы: учебник по математике для 6 класса авторами которого являются Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.
Самоанализ урока
Данный урок проходил в 6б классе, в котором присутствовало 18 учащихся. Обучающиеся в классе имеют удовлетворительные знания по математике, частично владеют терминологией, на уроке активны.
Тип урока – открытие и первичное закрепление новых знаний и способов действия.
Главная дидактическая цель: формирование умения находить уравнения в повседневной жизни, решение этих уравнений; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать уважение к ответам товарищей, культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, индивидуальной работе.
Цель урока: создание условий для систематизации и обобщения знаний, умений и навыков учащихся по данным темам, а так же для результативного усвоения следующего материала и применения при решении задач.
Образовательные задачи урока:
-
систематизировать и обобщить знания учащихся о решении уравнений; -
научить основным подходам к применению средства достижения поставленной цели – универсальный алгоритм; -
актуализировать значимость универсального алгоритма при решении любой задачи (на уроке математики или вне стен школы).
Развивающие задачи урока:
-
развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы) при разрешении поставленной проблемы; -
развивать метапредметные умения и навыки, которые позволяют демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, значимые для детей; -
развивать учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре, в группе), формируя коммуникативные компетенции; -
развивать интерес к предмету.
Воспитательные задачи урока:
-
формировать уважительное отношение друг к другу и толерантность при ведении диалога, умение корректно отстаивать свою точку зрения; -
воспитывать потребности и умения учиться математике; -
содействовать профилактике утомляемости использованием специальных приемов для поддержания работоспособности; -
воспитывать у учащихся ответственного отношения к учению; -
формировать грамотную математическую речь.
Структура урока
1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин);
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; выявление места и причины затруднения (4 мин);
3. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин);
4. Реализация построенного проекта (3 мин);
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (7 мин);
6. Повторение изученного (5 мин);
7. Рефлексия учебной деятельности (2 мин).
Все этапы урока были направлены на выполнение поставленных целей с учетом особенностей класса.
На уроке использовались следующие методы обучения: проблемный (когда предлагалась учебная ситуация – иллюстрация, в которой представлялась в виде четырех отдельных сюжетов), метод ассоциаций, частично-поисковый или эвристический метод практически на всех этапах урока, объяснительно – иллюстративный, практический, метод обобщающего повторения, метод решения задач, метод стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций) и т.д.
На данном уроке применялись метапредметные технологии, позволяющие демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, значимые для детей. Использовался метапредмет «Знак», т.е. учитель формировал у учащихся способности схематизации. Они учатся выражать с помощью творческого подхода, ассоциаций то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. Это работа позволяет им более осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках традиционных учебных. За этими разными творческо-графическими изображениями они учатся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием больших массивов учебного материала.
Особое внимание на уроке уделяется применению знаний в жизненных ситуациях. На каждом этапе, предлагается переосмыслить цель изучения математики – не просто изучать, чтобы применять, а изучать и обдуманно применять на практике. Значит, математика «живет» в каждом уголке нашей планеты!