Файл: А. Шацилло Некоторые вопросы методики обучения гармонизации мелодии Глава Постановка вопроса. Гармонизация мелодии как методическая проблема. О сущности понятия гармонизация мелодии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А.Шацилло «Некоторые вопросы методики обучения гармонизации мелодии»

Глава 1. Постановка вопроса. Гармонизация мелодии как методическая проблема. О сущности понятия «гармонизация мелодии»

Композиторы, мыслившие в классической мажорно-минорной системе, не сочиняли мелодию и гармонию отдельно друг от друга, представляя их в единстве.

Гармонизация мелодии есть особый метод обнаружения адекватного мелодии гармонического содержания в условиях мажорно-минорной ладогармонической системы на основе всестороннего использования ее параметров (звуковысотной линии, ладофункциональных отношений, метроритма и формы) в их единстве и взаимосвязи.

Автором предлагается равноправное использование двух типов фактур (аккордовой и гомофонной) с самого начала изучения гармонии.

В аккордовой фактуре мелодия является верхним голосом одновременно звучащей вертикали, все голоса спаяны в единое целое общим ритмом.

В гомофонной фактуре ясно выделяются два плана: мелодия и гармоническое сопровождение. Их обособление достигается за счет ритмического фактора.

  1. Решающая роль принадлежит ритму: обособление ритма мелодии или гармонии – гомофонная фактура; единство ритмической координаты мелодии и гармонии – аккордовая фактура. Интенсивное мелодическое развитие, типичное для гомофонной фактуры порождает дифференцирование звуков на аккордовые и неаккордовые. Для аккордовой фактуры неаккордовые звуки не типичны.

  2. Возможно неоднозначное гармоническое осмысление одной и той же мелодии с точки зрения аккордовости и неаккордовости составляющих ее звуков и, соответственно, образование того или иного типа фактуры.

  3. Существуют объективные предпосылки в мелодии ( развитость или неразвитость звуковысотной линии, ритма и т.д.), требующие для нее наиболее естественной фактурной формы гармонизации.

Курс гармонии в училище ставит своей главной целью изучение основ гармонической логики; осуществление этой задачи на данном уровне требует некоторых ограничений, упрощений, абстрагирования от сложностей конкретных музыкальных ситуаций. Поэтому основной моделью гармонизации мелодии в музыкальном училище принято считать строгую фактуру (с двухстрочным или трехстрочным типами записи), позволяющими все внимание направить на технологию.
Применение свободной, «раскрепощенной» фактуры является одной из задач вузовского курса гармонии. Использование того или иного приема раскрепощения фактуры должно вытекать из образного содержания мелодии, усиливая ее общую выразительность.

Глава 2. Общая теория и процесс гармонизации мелодии

2.1. Зависимость гармонического содержания мелодии от ее параметров и выявление гармонической значимости мелодических тонов

Гармонической зависимостью тона (или комплекса тонов) называется его способность нести ту или иную гармоническую нагрузку. Отчего же зависит гармоническое содержание мелодии? Так как мелодия представляет собой сложное единство различных сторон, то гармоническое содержание мелодии определяется взаимодействием ее параметров, таких как: метроритм, форма, звуковысотная линия и ладофункциональные отношения.

Чтобы решить вопрос правильной гармонизации мелодии, то самым важным является правильное решение мелодии в гармоническом плане. Поскольку мелодия есть целостное единство, то логично будет ее оценивать с гармонической точки зрения целостно. При всей сложности и неравноценности распределения гармонической нагрузки в мелодии, каждая из составляющих ее звуков должен получить то или иное гармоническое освещение. Между тем, существующее в учебной практике деление всех звуков на аккордовые и неаккордовые противоречит такой установке. Поэтому представляется целесообразным ввести принцип дифференцирования тонов мелодии и предложить другие термины, которые в большей степени подчеркивают существенные моменты. Так, тоны мелодии , выполняющие наиболее важную роль в гармоническом движдении (на уровне горизонтали), находящиеся в состоянии относительного равновесия с аккордовой вертикалью, назовем конструктивно гармоническими тонами (КГТ). Тоны, выполняющие функцию сцепления связи КГТ между собой (при отсутствии непосредственного контакта между ними) и временно нарушающие исходную гармоническую вертикаль , то есть выводящие тем самым из состояния относительного равновесия, назовем деструктивными гармоническими тонами (ДГТ). В процессе своего развития КГТ и ДГТ находятся в сложном взаимодействии и связаны между собой прямой и обратной связью.



Гармоническим комплексом называется гармоническое монофункциональное объединение , возглавляемое опорным аккордом, который втягивает в орбиту своего действия неопорные КГТ или ДГТ. Таким образом, гармоническое движение может быть представлено как последование либо отдельных аккордов, либо гармонических комплексов, либо как сочетание того и другого.

Опорные тоны – это своеобразные вехи движения, его основные ориентиры. Любой звук вне прямой зависимости от элементарной ладовой функции может приобрести функцию опорности.

Поскольку оппозиции «опорность-неопорность» и «КГТ-ДГТ» тесно связаны между собой, то следует уже при определении опорности или неопорности мелодических тонов прогнозировать их в качестве КГТ или ДГТ.

2.2. Практический метод гармонизации

1. Комплексны (слуховой и логический) анализ мелодии с целью выявления ее параметров ( в их единстве и взаимодействии) , а также тяготений на всех уровнях мелодической структуры.

2. Определение на данной основе опорности и неопорности мелодических тонов.

3. Определение гармонической значимости мелодических тонов и непосредственное нахождение гармонического содержания мелодии на основе учета всех факторов, влияющих на гармонизацию.

Практически все эти задачи могут выполняться одновременно.