Файл: Что выявил А. Маршалл в связи с зависимостью объема спроса от изменения цены Какими факторами обусловлена степень эластичности спроса Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Что выявил А. Маршалл
в связи с зависимостью объема спроса от изменения цены?
Какими факторами обусловлена степень эластичности спроса?»


ВВЕДЕНИЕ

Всем известно, что человечество, каждый раз сталкиваясь с какой-либо проблемой, сразу ищет альтернативные выходы. И именно, на протяжении всей истории развития, людям помогала экономическая специализация в той или иной сфере общества.1 Главное в приоритете всегда являлась теория цены спроса и предложения и исходящие из неё различные концепции. Из этого и следует актуальность данной темы.

Альфред Маршалл, 1842–1924, является одним из ведущих специалистов неоклассической теории экономики, представитель «Кембриджской школы» маржинализма2.

Главным трудом А. Маршалла является шестикнижие «Принципы экономики», который был написан в 1890 году, и постояннодополняющийся и перерабатывающийся в восьми вышедших его изданиях3.

Выдающийся экономист во всех своих теориях и концепциях всегда уделял вниманию лишь одному предмету изучения – термин «экономикс», который ввёл А. Маршалл в самой первой главе своей книги №1 «Принципов экономики»4.

Методом же изучения различных проблем, с точки зрения А. Маршалла, является экономическая деятельность людей с позиции «чистой» теории экономики, а также «идеальной модели хозяйствования», возникающая при совершенной конкуренции5.

Выдвигаются следующие задачи:

- рассмотреть теорию цены спроса А. Маршалла

- изучить концепцию об эластичности спроса

- рассмотреть факторы, влияющие на эластичность спроса.

- рассмотреть гипотезу, образующаяся от концепции об эластичности спроса об устойчивости равновесия.

Основная часть

В развитие теории «цены спроса» А.Маршалл выдвинул концепцию об «эластичности спроса». Она характеризуется им как показатель зависимости объема спроса от изменения цены.Он выявил разную степень эластичности спроса товаров в зависимости от структуры потребления и уровня доходов и других факторов, показал, что наименьшая эластичность спроса присуща товарам первой необходимости
, но не признал подобное почему-то относительно предметов роскоши. Но, по Маршаллу, существует особая взаимосвязь во влиянии спроса и предложения на уровень рыночной цены в зависимости от анализируемого периода времени. Рассматривая эту взаимосвязь «как общее правило», суть его он поясняет так, что чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в нашем анализе влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретет влияние издержек производства на стоимость6.

Именно благодаря данной концепции Маршалл выдвигает устойчивость равновесия.

Рассматривая равновесие с точки зрения временного периода, можно выделить:

- мгновенный период (краткосрочный, рыночный), в котором все факторы производства можно рассматривать как постоянные,

- краткосрочный период, если одна группа факторов рассматривается как постоянная, а другая – как переменная,

- долгосрочный период, в котором все факторы производства рассматриваются как переменные.

В мгновенном периоде производитель вообще лишён возможности приспособить объём предложения к объёму спроса, поскольку количество производственных ресурсов и интенсивность их использования заданы.

В течение короткого периода неизменными считаются производственные мощности предприятия, но их использование, а значит, и объём продукции могут изменяться за счёт изменения объёма применения переменных факторов (числа отработанных человеко-дней или человеко-часов, расхода сырья и материалов). Эти изменения, однако, не могут выходить за пределы технической производственной мощности.

В длительном периоде производитель может не только варьировать интенсивность использования производственных мощностей, но и изменять их размеры, а, следовательно, и масштабы производства.7

Экономические процессы протекают во времени. Описывающие их модели по концепции Маршалла делятся на два класса: динамические и статистические. Динамическими обычно называют модели, непосредственно учитывающие факторов времени. В этих моделях все переменные являются функциями времени, которое в силу этого само становится важной информацией

8.



Рис. 1. Равновесие по Маршаллу

Равновесие по Маршаллу применимо к долгосрочному периоду. Маршалл оперировал, прежде всего, понятием «эластичность спроса».

Разрабатывая проблему спроса и равновесия, А. Маршалл ввел понятие «эластичности спроса». Под эластичностью спроса он понимает функциональную зависимость спроса от изменения цены.

Спрос, как и предложение, имеет различную степень чувствительности к изменению определяющих их факторов. Мерой такого изменения служит эластичность спроса.

По концепции А. Маршалла различают эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса), эластичность спроса по доходу и перекрёстную эластичность спроса9.

Эластичность спроса по цене показывает, какое процентное изменение спроса последует за однопроцентным увеличением цены товара.

ED = ,

где ED – коэффициент ценовой эластичности спроса,

Q1 – первоначальное значение спроса,

Q2 – изменённое значение спроса,

P1 – первоначальный уровень цены,

P2 - изменённый уровень цены.

Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объёма покупаемого товара от колебания рыночных цен.

По концепции Маршалла можно выделить четыре варианта этой зависимости:

1 – снижение цены вызывает такое увеличение объёма покупаемого товара, что общая выручка (общий доход) производителя возрастает – эластичный спрос (ED > 1);



Рис. 2. Эластичный спрос


2 – снижение цены в точности компенсируется соответствующим объёмом покупки, так что общая выручка продавца остаётся неизменной – единично эластичный спрос (ED = 1);



Рис. 3. Единичная эластичность

3 – снижение цены обусловливает незначительный рост объёма покупаемых товаров, так что общая выручка падает – неэластичный спрос (0D < 1);



Рис. 4. Неэластичный спрос

4 – если изменения цены не вызывают никакого изменения спроса, то ED стремится к бесконечности либо ED = 0 (абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос).



Рис. 5. Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос

Высокая эластичность спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены, и наоборот, когда на рынке продаётся товар неэластичного спроса, то покупатели отличаются крайне низкой чувствительностью к колебаниям цены и всегда готовы покупать этот товар даже при значительном росте цены на него10.

Благодаря концепции А. Маршалла различают точечную и дуговую эластичность11.

Точечная эластичность характеризует относительное изменение объёма спроса при бесконечно малом изменении цены.

Дуговая эластичность спроса определяется как средняя эластичность, или эластичность в середине хорды.

Всё вышеперечисленное и выявил А. Маршалл в связи с зависимостью объёма спроса от изменения цены.

Какими же факторами обусловлена степень эластичности спроса?

Эластичность спроса по концепции А. Маршалла зависит от следующих факторов:

- наличие товаров – заменителей. Если у товара есть товары – субституты, то спрос является более эластичным;

- необходимость покупки. На товары первой необходимости спрос является неэластичным, на все другие – более эластичным;

- объём предложения товара. Эластичный спрос будет на товары, на которые тратится большая доля средств, а неэластичны спрос на товары, на которые тратится незначительная часть средств;

- период покупки. В долгосрочном периоде спрос является эластичным, а в краткосрочном – менее эластичный.12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, благодаря концепции об эластичности спроса А. Маршалла образовалась чёткое представление эластичности спроса в экономике.

Знание эластичности спроса имеет важное значение для предпринимателя и потребителя, ведь если спрос на товар эластичен, производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать, и наоборот.

Эластичность спроса показывает, какое процентное изменение спроса последует после однопроцентного увеличения цены товара.

В ходе написания эссе, пришли к реализации задуманных задач, а это:

- рассмотрели теорию цены спроса А. Маршалла

- изучили концепцию об эластичности спроса

- рассмотрели факторы, влияющие на эластичность спроса.

- рассмотрели гипотезу, образующаяся от концепции об эластичности спроса об устойчивости равновесия.

Устойчивостью равновесия называется способность экономики, выведенной из положения равновесия, вновь возвращаться к равновесию под влиянием лишь своих внутренних сил. Если равновесие обладает свойством устойчивости, то дополнительное регулирование представляется не обязательным, экономика сама поддерживает свою сбалансированность.

В том случае, когда равновесие не обладает свойством устойчивости, его регулирование становится настоятельно необходимым.

Особенность концепции в том, что метод Маршалла является методом частичного устойчивого равновесия. При устойчивости все элементы, кроме одного, являются постоянными, также ведётся наблюдение за динамичным изменением этого единственного элемента.

Данный подход стал основополагающим для создания «Кембриджской школы» и для множества неоклассиков конца XIX – первой трети XX в.

В отличие от своих ортодоксальных предшественников, классиков, А. Маршалл считал нецелесообразным прибегать к определениям экономических категорий на каузальной основе, требующей «доказывать» те или иные сущностные разграничения. На его взгляд, судя по предисловию к первому изданию «Принципов», «в реальной жизни нет четкого разграничения между вещами, которые являются капиталом и не являются им, которые относятся к насущным жизненным средствам и не относятся к ним, так же как между трудом производительным и непроизводительным». Причем к этой проблеме ученый возвращается и в соответствующих разделах своей работы.13

Список литературы

  1. Бартенев С.А. Экономические теории и школы / С.А. Бартенев. – М.: БЕК, 2016.

  2. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело Лтд, 1994г. – 687 с.

  3. Гасанов Т.А., Гасанов Г.А. Теория стоимости, издержек производства в учении А. Маршалла // Региональные проблемы преобразования экономики, №1, 2017, С. 4-10.

  4. Голикова А.К. История экономических учений: учеб. для бакалавров / А.К. Голиков, Б.А. Исаев, А.К. Голикова. – С-П.: СПБ, 2016.

  5. Гусейнов Р.М. Экономическая история / Р.М. Гусейнов. – М.: ОМЕГА-Л, 2016.

  6. Казак Ю.Г. Современный маржинализм: Методологические вопросы критики / Ю.Г. Казак. – Калуга: Высшая школа экономики, 2017.

  7. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Бита-пресс, 1996г. – 544 с

  8. Маршалл А. Принципы политэкономии. – М.: Издательство Прогресс, 1983 г. - 416 с.

  9. Маршалл, А. Принципы экономической науки/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1, 1993. 416 c.

  10. Микрюкова Д.А., Этапы развития неоклассической теории конкуренции // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, no. 6, 2007, pp. 3-10.

  11. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. – М.: ИНФРАМ, 2000г. – 320с

  12. Ядгаров, Я.С., 2021. Особенности системного подхода в «Принципах экономики» А. Маршалла. Системный анализ в экономике-2020. сс. 96-99



1 Микрюкова Д.А., Этапы развития неоклассической теории конкуренции // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, no. 6, 2007, pp. 3-10.

2 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело Лтд, 1994г. – 687 с.

3 Маршалл, А. Принципы экономической науки/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1, 1993. 416 c.

4 Маршалл, А. Принципы экономической науки/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1, 1993. 416 c.

5 Ядгаров, Я.С., 2021. Особенности системного подхода в «Принципах экономики» А. Маршалла. Системный анализ в экономике-2020. сс. 96-99

6 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело Лтд, 1994г. – 687 с.

7 Гусейнов Р.М. Экономическая история / Р.М. Гусейнов. – М.: ОМЕГА-Л, 2016.

8 Голикова А.К. История экономических учений: учеб. для бакалавров / А.К. Голиков, Б.А. Исаев, А.К. Голикова. – С-П.: СПБ, 2016.

9 Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. – М.: ИНФРАМ, 2000г. – 320с

10 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело Лтд, 1994г. – 687 с.

11 Голикова А.К. История экономических учений: учеб. для бакалавров / А.К. Голиков, Б.А. Исаев, А.К. Голикова. – С-П.: СПБ, 2016.

12 Гусейнов Р.М. Экономическая история / Р.М. Гусейнов. – М.: ОМЕГА-Л, 2016.

13 Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Бита-пресс, 1996г. – 544 с