Файл: Как организовать всоко в школе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как организовать ВСОКО в школе


 

 

Организуйте в школе систему оценки качества образования. В рекомендации читайте, какие локальные акты для этого разработать, как оценивать качество результатов обучения, образовательного процесса и условий реализации ООП. Скачайте образец положения о ВСОКО, план-график и заполненные справки по результатам оценки мероприятий.

Кого назначить ответственным


Создать внутреннюю систему оценки качества образования (ВСОКО) и обеспечить ее работу — обязанность школы (подп. 13 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273). Для этого назначьте ответственных лиц. Поручите работу по ВСОКО одному из заместителей или предусмотрите отдельную должность в штатном расписании. Также можно создать структурное подразделение, которое будет заниматься ВСОКО, например, центр оценки качества образования или проектную группу или иную форму наподобие методической службы. Определите обязанности каждого и пропишите в дополнительном соглашении или должностной инструкции.

Если поручаете работу одному из заместителей, расширьте его функционал. Для этого заключите дополнительное соглашение и укажите новые обязанности. Например:

  • планировать внутреннюю систему оценки качества образования Школы и контролировать мероприятия по ее реализации;

  • участвовать в управлении процессами достижения образовательных и социокультурных результатов, эффектов деятельности школы;

  • проводить регулярный мониторинг и оценку реализации образовательных программ, а также их корректировку с учетом общих тенденций развития образования, изменений в системе образования, запросов и мнений участников образовательных отношений;

  • проектировать и организовывать создание эффективной и объективной системы оценивания достижений обучающихся, которая соответствует требованиям ФГОС;

  • обеспечивать подготовку педагогов, которые используют формы и методы оценки;

  • координировать, как участники образовательных отношений используют оценочную информацию в процессе взаимодействия.

Если создаете новую должность, например, заместитель директора по управлению качеством образования, внесите изменения в штатное расписание. Такой вариант будет удобен для средних и крупных школ. Заместитель может не только организовывать ВСОКО, но и отвечать за подготовку, проведение и результаты внешнего контроля — например, НИКО, ВПР, регионального мониторинга, проверок органов контроля и надзора. Подробнее о том, как внести изменения в штатное расписание, читайте в отдельной рекомендации.

Если школа работает как комплекс, к которому присоединили несколько других организаций — школ, детских садов, организаций дополнительного образования, удобно создать отдельный центр по вопросам оценки качества образования. Включите в штат центра методистов, психологов, управленцев. Руководителем назначьте заместителя директора. Работники центра могут не только обеспечивать функционирование ВСОКО, но и полностью координировать подготовку отчета о самообследовании, выполнять аналитические работы в рамках ВШК.

Какие локальные акты разработать


Утвердите локальные акты, которые регулируют процедуру ВСОКО. Поручите ответственному разработать проект положения и план-график мероприятий. Внесите изменения в локальные акты об аттестации обучающихся, если планируете проводить дополнительные оценочные мероприятия в рамках ВСОКО. Укажите в локальном акте, например в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации, при каких условиях проходят дополнительные контрольные работы. Определите, надо ли вносить их результаты в журнал, учитывать при подсчете отметок за четверть, семестр, год.

Положение о ВСОКО


Утвержденной формы положения о ВСОКО нет. Разработайте локальный акт самостоятельно. Укажите в нем, какие мероприятия входят во ВСОКО, какие критерии и методы оценки применяете, как работники фиксируют результаты и используют их для принятия управленческих решений. Опирайтесь на содержание подраздела ООП «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП».1

В качестве образца используйте готовый шаблон положения о ВСОКО. Если региональные власти установили свои образцы, учитывайте их при подготовке документа.

 

Проверьте, чтобы положение о ВСОКО не противоречило локальным актам школы. Например, положениям о ВШК или текущем контроле и промежуточной аттестации и др.

Ознакомьте учащихся и родителей с проектом документа. Например, обсудите его на заседании управляющего совета. Учтите мнение представителей учащихся и родителей, внесите изменения в проект, если есть необходимость. Утвердите положение отдельно или вместе с планом-графиком мероприятий ВСОКО.

План-график мероприятий ВСОКО


Составьте график с учетом сроков контрольных процедур ВШК. Не дублируйте сходные мероприятия — это создаст дополнительную нагрузку на работников, но не улучшит показатели школы. Спланируйте мероприятия ВСОКО так, чтобы результаты оценки легли в основу отчетов по ВШК и отчета о самообследовании.

Укажите в графике направления контроля, ответственных лиц, сроки и отчетный документ. В качестве примера используйте готовые образцы графика и приказа об его утверждении.

 

 

Какие направления контроля включить


Цель ВСОКО — установить, соответствует ли образовательная деятельность школы требованиям ФГОС общего образования. Требований, как организовывать ВСОКО и какие мероприятия проводить, закон не устанавливает. Предусмотрите такую структуру системы, которая понятна педагогам и не дублирует мероприятия ВШК.

Внимание


Используйте ВСОКО вместо ВШК

ВСОКО может включать широкий спектр направлений контроля, в том числе внутришкольного. В таком случае необходимость в отдельной системе ВШК отпадает.

Включите в структуру ВСОКО мероприятия по оценке качества. Определите три направления контроля:

  • результаты освоения ООП;

  • реализация образовательной деятельности;

  • условия для реализации образовательной деятельности.

Критерии и показатели оценки разработайте на основе ФГОС. Предусмотрите их по каждому из направлений ВСОКО. Учитывайте показатели для самообследования, которые утвердило Минобрнауки приказом от 10.12.2013 № 1324. Ориентируйтесь на рекомендации региональных и местных органов власти.

Оценка качества образовательных результатов


Запланируйте мероприятия, которые помогут проверить, насколько ученики освоили ООП. Критериями оценки могут быть:

  • предметные результаты обучения — учитывайте также результаты ГИА учащихся 9-х и 11-х классов, результаты ВПР и НИКО;

  • метапредметные результаты обучения;

  • личностные результаты, в том числе социализации учащихся;

  • достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня;

  • удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.

Каждая ООП должна содержать систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы (п. 19.9 ФГОС НОО, п. 18.1.3 ФГОС ООО, п. 18.1.3 ФГОС СОО). Чтобы провести оценку результатов обучения, используйте инструменты, которые уже есть в ООП. Это позволит не увеличивать нагрузку на учащихся и педагогов.

Например, личностные результаты должны отражать готовность обучающихся руководствоваться духовными, экологическими, патриотическими ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе. Формируйте показатели оценки с учетом возраста школьников.

Пример


Оценка личностных результатов обучающихся по новому ФГОС НОО-2021

Критерии оценки

Показатели оценки

Гражданско-патриотическое воспитание

Насколько обучающийся:

  • оценивает отношение к своей Родине-России;

  • осознает свою этнокультурную и российскую гражданскую идентичность;

  • понимает сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

  • уважает свой и другие народы;

  • сформировал первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений

Духовно-нравственное воспитание

Обучающийся готов:

  • признавать индивидуальность каждого человека;

  • проявлять сопереживание, уважение и доброжелательность;

  • не принимать любые формы поведения, направленные на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание

Насколько обучающийся:

  • понимает ценность художественной культуры;

  • восприимчив к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • стремится к к самовыражению в разных видах художественной деятельности

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Обучающийся готов:

  • соблюдать правила здорового и безопасного образа жизни в окружающей среде;

  • бережно относиться к физическому и психическому здоровью

Трудовое воспитание

Насколько обучающийся:

  • осознает ценность труда в жизни человека и общества, необходимость ответственного потребления и бережного отношения к результатам труда;

  • имеет навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям

Экологическое воспитание

Насколько обучающийся:

  • бережно относится к природе;

  • не приемлет действий, приносящих ей вред

Ценности научного познания

Насколько сформированы:

  • первоначальные представления о научной картине мира;

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

Метапредметные результаты группируйте по видам универсальных учебных действий: познавательным, коммуникативным и регулятивным. Формируйте критерии и показатели оценки для каждой группы.

Пример


Оценка метапредметных результатов обучающихся по новому ФГОС НОО-2021

Критерии оценки

Показатели оценки

Овладение универсальными учебными познавательными действиями

Базовые логические действия

Обучающиеся умеют:

  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, аналогии;

  • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы

Базовые исследовательские действия

Обучающиеся умеют:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование, чтобы установить особенности объекта изучения и связи между объектами (часть — целое, причина — следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях

Работа с информацией

Обучающиеся умеют:

  • выбирать источник информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) детей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями

Общение

Обучающиеся умеют:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • признавать возможность разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • готовить небольшие публичные выступления;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

Совместная деятельность

Обучающиеся умеют:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями

Самоорганизация

Обучающиеся умеют:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий

Самоконтроль

Обучающиеся умеют:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок

Предметные результаты ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на своем уровне образования. Оценивайте результаты по каждой учебной дисциплине ООП, в том числе по каждой предметной области и программам с углубленным изучением дисциплины.

Подробнее критерии и показатели оценивания образовательных результатов смотрите в приложениях 1-4 к положению о ВСОКО.

Оценка качества реализации образовательной деятельности


Оцените, как школа ведет образовательную деятельность. Рассматривайте весь образовательный процесс, в том числе дополнительное образование. В качестве критериев оценки установите следующие:

  • соответствие ООП требованиям ФГОС уровней общего образования и запросам учеников и их родителей;

  • реализация рабочих программ и учебных планов предметов, курсов;

  • реализация рабочих программ и планов внеурочной деятельности;

  • реализация рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы;

  • качество преподавания уроков, индивидуальной работы с учениками;

  • наличие дополнительных образовательных программ, соответствующих запросам учеников и их родителей;

  • удовлетворенность учеников и родителей реализацией образовательной деятельности (проведением уроков, индивидуальной работой, работой классных руководителей)

Ориентируйтесь на критерии и показатели оценки, которые предусмотрены приложениями 5 и 7 к положению о ВСОКО.

Оценка качества условий для реализации ООП


ФГОС каждого уровня общего образования содержат требования к условиям, которые должна создать школа для реализации ООП. Оцените, соответствуют ли условия в вашей школе этим требованиям. Для оценки используйте таблицу. Дополнительно ориентируйтесь на критерии, которые утвердило Минпросвещения приказом от 13.03.2019 № 114.

Условия реализации ООП согласно ФГОС общего образования

Критерии оценки

Показатели оценки

Кадры

Достаточно ли укомплектована школа педагогическими, руководящими и иными работниками.

Соответствует ли уровень квалификации педагогических и иных работников требованиям трудового законодательства и характеру выполняемой работы.

Существует ли непрерывность профессионального развития педагогических работников организации

Финансы

Достаточны ли финансовые ресурсы, чтобы соответствовать требованиям ФГОС.

Достаточны ли финансовые ресурсы, чтобы реализовывать ООП в полном объеме.

Есть ли четкая структура расходов, необходимых для реализации ООП, а также механизм их формирования

Материально-технические условия

Достаточны ли условия для того, чтобы учащиеся достигли требований к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения ООП, установленных ФГОС.

Соответствуют ли условия санитарным нормам и правилам, иным требованиям закона

Доступна ли образовательная среда для детей с ОВЗ и инвалидов

Психолого-педагогические условия

Есть ли преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности при получении общего образования

Учитывается ли специфика возрастного психофизического развития учеников, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый.

Формируется ли и развивается психолого-педагогическая компетентность учащихся, педагогических и административных работников, родительской общественности.

Достаточны ли существующие направления, формы и уровни психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений

Информационно-методические условия

Достаточно ли укомплектована школа оборудованием и программами, чтобы организовать свою информационно-методическую поддержку, использовать современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации

Достаточно ли оборудования и программ, чтобы проводить мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности, мониторинг здоровья обучающихся.

Организовано ли дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений, в том числе в рамках дистанционного образования.

Организовано ли дистанционное взаимодействие школы с другими образовательными организациями и организациями социальной сферы.

Есть ли информационная поддержка деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг.

Укомплектована ли школа учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы

Как подвести итоги


В течение года фиксируйте результаты оценки по каждому направлению в отчетных документах. Поручите ответственным работникам составлять акты, отчеты или справки. Попросите указывать в них направление оценки, инструментарий, основные результаты, выводы и рекомендации. По итогам года ответственный за ВСОКО составит на их основании сводную справку-отчет, достигла ли школа запланированных результатов по направлениям контроля. Требований к справке нет. Проанализируйте справку-отчет и издайте приказ. Предусмотрите в нем управленческие решения по итогам мероприятий, назначьте ответственных за устранение выявленных нарушений. Используйте готовый образец приказа.

Результаты мероприятий ВСОКО анализируйте минимум дважды в год. Промежуточные — обсудите на заседании педсовета. Это позволит оперативно реагировать на показатели качества образования и корректировать план мероприятий на следующие отчетные периоды.

По итогам анализа выявите пробелы в деятельности образовательной организации, определите ресурсы, которые слабо используете. Примите управленческие решения, например, направьте педагогов на повышение квалификации, поручите изменить рабочие программы, закупите недостающие методические материалы, оборудование.

Используйте результаты ВСОКО, чтобы составить отчет о самообследовании, который школа готовит ежегодно.

Пример


Где в отчете о самообследовании использовать результаты ВСОКО

Результаты ВСОКО

В каком разделе отчета использовать

Оценка содержания программ и образовательной деятельности

Образовательная деятельность

Оценка условий реализации образовательных программ

Качество кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы

Оценка образовательных результатов учащихся

Содержание и качество подготовки обучающихся