Файл: Г. В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 1349
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Например, за счет использования более качественного сырья сумма материальных затрат возросла на 1500 тыс. руб., или на 5%, а стоимость произведенной продукции — на 3850 тыс. руб., или на 4%. Материалоемкость из-за этого повысилась на
ΔМЕкач = = 29,71 –29,34 = +0,37 коп.
Аналогичные расчеты делают и по другим факторам с последующим обобщением результатов анализа и выработкой корректирующих мер, направленных на повышение материалоотдачи и снижение материалоемкости продукции.
15.4. Анализ прибыли на рубль материальных затрат
Факторы, определяющие прибыль на рубль материальных затрат. Методика расчета их влияния.
Одним из показателей эффективности использования материальных ресурсов является прибыль на рубль материальных затрат. Повышение его уровня положительно характеризует работу предприятий. В процессе анализа необходимо изучить динамику данного показателя, выполнение плана по его уровню, провести межхозяйственные сравнения и установить факторы изменения его величины. Для этого можно использовать следующую факторную модель:
= Rоб × Дв × МО,
где П — прибыль от реализации продукции;
В — выручка от реализации продукции;
Ro6— рентабельность оборота;
Дв — доля выручки в общем объеме выпуска товарной продукций;
МО — материалоотдача.
Т а б л и ц а 15.11
Данные для факторного анализа прибыли на рубль материальных затрат
Показатель | План | Факт | Изменение |
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. | 17 900 | 19 296 | + 1 396 |
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | 95 250 | 99 935 | +4 685 |
Объем выпуска продукции, тыс. руб. | 96 000 | 104 300 | +8 300 |
Материальные затраты, тыс. руб. | 28 168 | 31 746 | +3 578 |
Рентабельность оборота, % | 18,793 | 19, 308 | +0,515 |
Удельный вес выручки в общем выпуске продукции | 0,992 | 0,958 | -0,0341 |
Материалоотдача, руб. | 3,408 | 3,285 | -0,123 |
Прибыль на рубль материальных затрат, коп. | 63,55 | 60,78 | -2,77 |
Из табл. 15.11 видно, что в отчетном году прибыль на рубль материальных затрат снизилась на 2,77 коп., или на 4,4%, в том числе за счет изменения:
а) материалоотдачи
∆МО × Двпл × Rобпл= (-0,123) × 0,9922 × 18,79 = -2,29 коп. (-3,6%);
б) доли реализованной продукции в общем объеме ее производства
МОф × ∆Дв × Rобпл = 3,285 × (-0,0341) × 18,79 = -2,10 коп. (-3,3%);
в) рентабельности оборота
МОф × Двф × ДельтаRоб = 3,285 × 0,9581 × (+0,515) = +1,62 коп. (+2,5%).
Углубить факторный анализ данного показателя можно за счет детализации материалоотдачи и рентабельности продаж, при этом используя способ пропорционального деления (табл. 15.12).
Т а б л и ц а 15.12
Расчет влияния факторов второго порядка на уровень рентабельности материальных затрат
Факторы изменения материалоотдачи | Изменение материалоотдачи, руб. | Изменение прибыли на рубль материальных затрат, коп. |
Объем выпуска продукции | +0,017 | +0,317 |
Структура продукции | -0,053 | -0,987 |
Удельный расход материальных ресурсов на единицу продукции | -0,055 | -1,024 |
Цены на материальные ресурсы | -0,142 | -2,644 |
Отпускные цены на продукцию | +0,110 | +2,048 |
Итого | -0,123 | -2,29 |
По результатам анализа следует выработать тактическую и стратегическую политику в области ресурсосбережения, направленную на повышение эффективности использования материальных ресурсов на предприятии.
Глава 16. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
16.1. Значение, задачи и объекты анализа себестоимости продукции
Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет очень важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
затраты на рубль продукции;
себестоимость отдельных изделий;
отдельные статьи затрат;
затраты по центрам ответственности.
Источники информации: "Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)", плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.
Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.
Элементы затрат: материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и т.д.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.).
Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если
увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.
Группировка затрат по назначению, т.е. по статьям калькуляции, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.
Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы (вычитаются), покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы.
Различают также затраты прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зарплата производственных рабочих и пр.). Они прямо относятся на тот или другой объект калькуляции. Косвенные расходы связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (основной и дополнительной зарплате рабочих или всем прямым расходам, производственной площади и т.д.). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств и др.
Издержки классифицируют также на явные и неявные (имплицитные). К явным относятся издержки, принимающие форму прямых платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата рабочих, менеджеров, служащих, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых и материальных услуг, оплата транспортных расходов и многое другое.
Неявные (имплицитные) издержки - это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица. Такие издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и не отражаются в бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Например, фирма использует помещение, принадлежащее ее владельцу, и ничего за это не платит. Следовательно, имплицитные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого здания кому-либо в аренду.
16.2. Понятие и методика определения суммы постоянных и переменных затрат
Очень важное значение в процессе управления затратами имеет их деление на постоянные и переменные в зависимости от объема деятельности организации.
Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции {прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.).
Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Это амортизация, арендная плата, заработная плата обслуживающего персонала на почасовой оплате и др., расходы, связанные с управлением и организацией производства и т.д.
Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли.
Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени
Y = a + bx,(6.1)
где Y - сумма затрат на производство продукции;
а - абсолютная сумма постоянных расходов;
b - ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг);
х - объем производства продукции (услуг).
Зависимость общей суммы затрат от объема производства показана на рис. 16.1. На оси абсцисс откладывается объем производства продукции, а на оси ординат - сумма постоянных и переменных затрат. Из рисунка видно, что с увеличением объема производства возрастает сумма переменных расходов, а при спаде производства соответственно уменьшается, постепенно приближаясь к линии постоянных затрат.
Для эффективного управления процессом формирования себестоимости продукции очень важно правильно определить сумму постоянных и переменных затрат. Для этой цели используются разные методы: алгебраический, графический, статистический, основанный на корреляционно-регрессионном анализе, селективный, построенный на содержательном анализе каждой статьи и элемента затрат.