Файл: Экономические блага и их квалификация.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный технический университет»


Факультет

(институт)

Заочного обучения




Кафедра

«Государственное, муниципальное управление

итаможенноедело»

РЕФЕРAТ

по дисциплине

Экономическая теория

на тему

Экономические блага и их классификация


Студента (ки)

Шалашовой Анны Игоревны

фамилия, имя, отчество полностью


Курс


1


Группа


ВГМУ-

222

Руководитель




к.н.,доцент







ученая степень, звание




Герасимова Н.О.




ФИО


Омск 2022

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 8

1. Понятие и значение экономических благ 10

Экономическое благо возникает в результате производственной или хозяйственной деятельности и представляет собой товар либо услугу, которые по своим количественным показателям порой уступают потребностям населения. В основе этих элементов лежат ресурсы, которые могут быть как информационными, так и материальными, финансовыми и трудовыми. 10

Общие и ключевые характеристики экономического блага зависят непосредственно от того, какая из вышеперечисленных составляющих легла в его основу. Хотя в древности человечество могло управлять своими потребностями за счет уже имеющихся природных ресурсов, однако с ростом технического прогресса и спроса на более умудренные товары и услуги данная способность отошла на задний план, и теперь мы предпочитаем пользоваться тем, что для нас производят. 10

Понятие экономического блага также можно рассмотреть с точки зрения их свойств. Например, редкость или даже дефицитность этого элемента современного рынка определяется не ресурсом, из которого он произведен, а его ценовой категорией, поскольку не каждый сможет его позволить себе в необходимом количестве. 10

Сложно недооценивать значимость и полезность экономических благ в современном обществе. Население получает то, в чем нуждается и необязательно это товар или услуга первой необходимости. Это может быть как дорогостоящее лечение, так и высшее образование, как хлеб, так и черная икра, пользование общественным транспортом, собственная иномарка – каждый выбирает себе благо не только по потребностям, но и по возможностям. 11

Если бы человечеству для удовлетворения всего спроса хватало природных ресурсов по сей день, свободные и экономические блага не нашли бы своего места в платежеспособном обществе, и как ни удивительно, в таком случае население никогда бы не дошло до познания и изучения экономической теории как таковой. Поскольку продавать и покупать тогда было бы нечего, и мы довольствовались бы тем, что у нас имеется. 11

Экономическое благо является неотъемлемой частью национального продукта (НП) страны, который, в свою очередь, представляет собой имеющийся на данный промежуток времени объем распределяемых продуктов производства внутри страны. Однако следует отметить, что есть такие элементы, которые, являясь частью НП, не попадают на рынок потребителя: 11

-виды продукции, которые представляют собой промежуточные звенья во внутрипроизводственном цикле; 11

-любые блага, которые появляются вследствие самообслуживания; 11

-продукция, которая представляет собой результат деятельности народного хозяйства. 11

Последняя и есть часть тех самых природных ресурсов, о которых мы говорили выше, в данном случае это земли, водоемы с их содержимым и полезные ископаемые. 11

Не все результаты труда и продукты обмена могут стать благом. Существуют основные характеристики, позволяющие назвать объект экономическим благом: 11

Объект нужен человеку для удовлетворения какой-либо нужды; 12

-Предмет способен решить проблему человека в полной мере; 12

-Вещь или ресурс являются ценными и важными для человека; 12

-Человек сам осознает потребность в данном объекте и его пользу. 12

Чтобы предмет стал благом, требуется наличие всех этих признаков. Если вещь обладает ценными свойствами, но ее использование не решает проблему человека, этот объект не всегда может называться благом. 12

Встречается множество случаев, когда связь между пользой и ценностью неочевидна либо зависит от взглядов конкретного человека. Например, алкоголь является важным и ценным для одних людей, но совершенно ненужным и бессмысленным для других. А здоровое питание не перестает быть благом, даже если человек не осознает необходимости в данном ресурсе. 12

Если отделять экономическое благо от свободного, следует рассмотреть такие признаки: 12

-Необходимость усилий. Если природные блага существуют сами по себе, для производства экономических благ необходимы труд людей, материальные ресурсы и участие человека в процессе производства. 12

-Ограниченность ресурса. Все, что производит человек, может заканчиваться, но при этом продукты труда неспособны сами возобновляться. 12

-Возможность оценки в денежном эквиваленте. Ресурсы и вещи могут иметь финансовую стоимость, отражающую все расходы на производство и ценность для людей. Свободные блага нельзя измерить деньгами. 12

Даже если человек получил какое-то экономическое благо бесплатно, оно не становится свободным. На выпуск и покупку объекта были затрачены трудовые ресурсы и материалы. Если на производстве выпустили очень много продукции, она все равно может являться благом, так как существует определенное исчерпаемое количество этих вещей. 12

2. Виды экономических благ 13

3. Факторы производства и их значение в экономике 17

Определённые блага существуют в естественном виде. Они не являются объектами экономической деятельности, при этом используются человеком. Вторые же виды благ являются результатом экономической деятельности, и на их количество влияет наличие соответствующих ресурсов и технологий. То есть существует проблема ограниченности экономических благ относительно потребностей. 17

Усугубляет ситуацию то, что определённые экономические блага способны удовлетворять несколько потребностей одновременно, так же как и определённая потребность может быть удовлетворена посредством одновременного применения нескольких благ. 17

Сама ценность блага определяется интенсивностью потребности, которую оно способно удовлетворить. Экономические блага можно разделить на долгосрочные и краткосрочные, настоящие и будущие, взаимозаменяемыми и взаимодополняющими, прямые и непрямые. 17

Главным критерием оценки экономического блага является полезность являющейся свойством товара удовлетворить потребность. Полезность носит сугубо субъективный характер, так как одно и то же экономическое благо способно иметь совершенно разную полезность для различных людей. Эту характеристику невозможно измерить в каких-либо единицах. Если бы такое представлялось возможным, то и удовлетворённость от благ, полученных за интервал времени, также можно было с точностью определить, сравнить число потребителей этих благ, вычислить наиболее требуемые. Однако это является практически невозможным, так как полезность, являясь производной величиной интенсивности потребности, является сугубо психологической характеристикой отличающейся невозможностью количественного выражения. Однако полезность всё же можно измерить. Это вызвано тем, что каждый индивид, в зависимости от своих интересов, способен ранжировать полезность, представляя разнообразные альтернативы. 17

Ещё одной из проблем экономического блага является изменяемая интенсивность его влияния на человека. Образно можно разделить одно благо на несколько равных частей. В процессе потребления этих частей, после удовлетворения большей части потребности, интенсивность блага резко уменьшается. Степень полезности блага не является прямой его характеристикой, а зависит от отношений между его частями, а также интенсивностью потребности на удовлетворение которой и направлено данное благо. 18

При увеличении количества блага, до определённого уровня растёт и его полезность, однако, после достижения определённого уровня, происходит постепенное снижение полезности. Вызвано это как раз постепенным снижением уровня полезности частей блага. 18

В контексте данных проблем проявляется важность глубокого анализа поведения потребителей на рынке и их мотивов. Это позволяет не только понять нравы потребителей и их запросы, но и определить факторы, порождающие их, а также спрогнозировать будущее поведение потребителя 18

Для создания материальных и духовных благ и услуг необходимы ресурсы и факторы производства. Что же понимает экономическая теория под этими категориями? 18

Ресурсы производства – это совокупность материальных и финансовых средств, природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. 18

В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы: 18

1) природные – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают “неисчерпаемые” и “исчерпаемые” (а в последних – “возобновляемые” и “невозобновляемые”); 18

2) материальные – все созданные человеком (“рукотворные”) средства производства, которые сами являются результатом производства; 18

3) трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое в “ресурсном” аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному; 19

4) финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства. 19

Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, и от нее – к постиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном – материальным, в постиндустриальном – интеллектуальным и информационным ресурсам. 19

Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они получили название “базовых”; а возникшие на “рыночной” ступени финансовые ресурсы стали называться “производными”. 19

Наряду с понятием “ресурсы производства” экономическая теория оперирует также понятием “факторы производства”. В чем же их отличие? 19

Итак, что ресурсы это — те материальные, природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. Факторы производства” – это экономическая категория, обозначающая ресурсы уже реально вовлеченные в процесс производства. Следовательно, “ресурсы производства” – понятие более широкое, чем “факторы производства”. Иными словами, факторы производства – это производящие ресурсы. 19

В отличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в рамках взаимодействия; поэтому производство всегда есть взаимодействующее единство его факторов. 19

Земля, являясь естественным фактором, выступает в качестве всеобщего средства производства. К этому фактору относятся сельскохозяйственные земли, залежи полезных ископаемых, леса и другие природные богатства. 19

Капитал в своей материально-вещественной форме выступает в виде производственных основных фондов, используемых для производства товаров и услуг, играет решающую роль в интенсификации производства и повышении его экономической эффективности. 20

Труд представляет собой деятельность, связанную с затратой человеческого капитала (совокупность интеллектуальных, профессиональных, физических, психических и других способностей человека) и направленную на изготовление материальных благ и оказание услуг. Инвестиции в человеческий капитал, способствующие повышению общеобразовательного и профессионального уровня личности, являются весьма эффективными и быстро окупаются, хотя и увеличивают заработную плату. 20

Предпринимательская деятельность представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли (или личного дохода), осуществляемую от своего лица, на свой риск, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Данная деятельность предполагает предпринимательскую способность как особый вид' человеческого капитала, состоящий в организации соединения факторов производства для создания товаров и услуг, приносящих доход и удовлетворяющих общественные потребности. 20

В соответствии с данной классификацией факторов производства экономисты различают четыре основных вида доводов: 20

- земельную ренту, 20

- процент, 20

- заработную плату, 20

- предпринимательский доход (прибыль). 20

Поскольку рынок факторов производства является рынком услуг данных факторов, то плата за эти услуги называется ценой фактора или его доходом. Так, заработная плата определяется как плата за услуги рабочей силы, процент — плата за «услуги» капитала, рента — за «услуги» земли, предпринимательский доход (прибыль) — плата за предпринимательские услуги. 21

В процессе использования достижений НТР и трансформации экономических отношений в качестве новых факторов современного производства все больше выделяются такие, как наука, которая превращается в непосредственную производительную силу, а также информатизация, экологизация производства, способные либо стимулировать, либо тормозить развитие производства. 21

Кроме факторов, которые непосредственно воздействуют на производство и экономический рост, имеются факторы, воздействующие на них косвенно. К ним относятся: во-первых, спрос, предложение и цена на рынке средств производства; во-вторых, распределение факторов производства, продуктов и услуг. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Таким образом, экономическое благо - это результат деятельности человека, который существует в ограниченном количестве и может оцениваться в денежном выражении. 26

Экономические блага включают результаты любого человеческого труда, поэтому существует их классификация в зависимости от тех или иных признаков. 26

Экономические блага делятся на две большие категории: 26

-Материальные блага: осязаемые вещи, для которых существует возможность накопления и хранения (бытовые предметы, жилье, еда, производственные ресурсы). В свою очередь материальные блага могут относиться к продуктам разового или длительного использования. 26

-Нематериальные блага: блага, обеспечивающие комфортную жизнь людей, но не доступные к накоплению. Эта категория включает услуги здравоохранения, образования, культуры, безопасности, оказываемые гражданам страны. Отличием нематериальных благ является невозможность отделения процесса производства от их потребления. Каждая услуга и явление имеют временный полезный эффект и непрерывно нуждается в деятельности людей. 26

В зависимости от типа удовлетворения потребностей, экономические блага могут быть взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми: Взаимозаменяемые объекты могут выполнять схожие роли, но различаются по качеству и другим свойствам. Взаимодополняемые блага включают продукты, которые не могут существовать раздельно для удовлетворения одних и тех же потребности. 26

В зависимости от особенностей потребления экономические блага классифицируются на: потребительские блага - это конечный продукт производства, используемый людьми в готовом виде (предмет потребления) и предназначенный для решения разнообразных нужд и проблем человека. производственные блага – это оборудование и ресурсы, которые применяются для создания предметов потребления. Средства производства сами по себе не решают проблемы человека, но они необходимы для создания потребительских благ. 27

В зависимости от продолжительности использования экономические блага могут быть долговременными и продуктами разового пользования. По роли, выполняемой в потреблении, существует продукция первой необходимости, нормальные товары и экономические блага, составляющие предметы роскоши. 27

Факторы производства – это необходимые для производственного процесса ресурсы. 27

Существует основных фактора производства: 27

-труд. Это хозяйственная деятельность людей, направленная на получение дохода и удовлетворение потребностей. В процессе труда человек затрачивает физическую и умственную энергию; 27

-капитал. Это средства производства длительного или краткого пользования (сырье, машины, оборудование, сооружения). Отдельно выделяют денежный капитал – финансовые средства, предназначенные для превращения в вещественные; 27

-земля (природные ресурсы). Земля – это всякое место, где находится человек (отдыхает, трудится и т.д.). На земле расположены разнообразные предприяти; 27

Когда один вид ресурсов по каким-либо причинам дорожает, его стараются заменить более дешевым, соответственно, на него возрастает спрос. Увеличение спроса может привести к увеличению цены на конкретный ресурс. Поэтому изменение цены на один из ресурсов ведет к изменению цен на другие ресурсы. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28