Файл: Структура взаимоотношений в семье.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Немецкий писатель Ханс Вернер Рихтер выделяет патологизирующие роли. В зависимости от их субъекта могут быть индивидуальными и семейными. Причины семейных патологизирующих ролей лежат в области нарушений в системе «семья — социальное окружение».

Феномен патологизирующих ролей является показателем дисфункции семьи как целостной системы. К индивидуальным патологизирующим ролям относят роли вроде «семейный козел отпущения», «позор семьи», «любимчик», «бэби», «больной член семьи».

Исполнитель роли «козел отпущения» является чем-то вроде «громоотвода», служит мишенью для эмоционального отреагирования остальных членов семьи. Достаточно часто он спокойно относится к эмоциональным реакциям домочадцев и принимает эту роль, осознавая ее положительный эффект. «Позор семьи» выступает в качестве своеобразного экрана, на который «проецируются» остальные члены семьи, он признается семьей или отдельными ее членами виновником всех несчастий и, как правило, эту роль отвергает. «Любимчик» является как бы посредником между конфликтующими членами семьи, носителем эмоционального начала, объединяющего семью, и тем самым препятствует открытому решению проблемы. «Бэби» — вечное дитя независимо от возраста, ему прощаются все проступки и прегрешения, его роль — быть подтверждением достоинств остальных членов семьи, а также основой ее сплоченности в его опеке.

К патологизирующим семейным ролям, обусловленным нарушением связей семьи с социальным окружением, относят роли «семья-театр», «семья-крепость», «семья-санаторий». В «семье-крепости» превалируют враждебное отношение к социальному окружению, стремление к изоляции, социальному дистанцированию, агрессивные формы реагирования. «Семья-театр» как бы живет на сцене, выставляя напоказ заботу, ласку, взаимопонимание, оставаясь при этом «глухой» к потребностям и интересам своих членов в реальной жизни.

Заключение
В ходе работы над представленной темой были рассмотрены определение семьи, понятие брак и семья. Изучены функции и структура семьи, ролевая структура семьи.

Сравнивая между собой два института, следует сказать, что брак - это институт, регулирующий отношения между полами, а се­мья - институт, регулирующий отношения между супругами, между
родителями и детьми.

Брак – ворота в семейную жизнь. Брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.

Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности.

Список используемой литературы.


  1. Алешина Ю.Е., Воловик А.С. Проблемы усвоения ролей мужчин и женщин// Вопросы психологии. 1991, № 4.

  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

  3. Дружинин В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. М.,1995.

  4. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.

  5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2005.

  6. Комаров М. С. Введение в социологию. М.:. ЮНИТИ-ДАНА, 1994.

  7. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ .высш. учеб. заведений / А.В.Мудрик – 2- е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  8. Семейный кодекс Российской Федирации от 29.12.1995г. № 223 – Ф3 (принят ГД ФС РФ 08.12.1995г.)