Файл: Чтениелучшее учение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.11.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КГУ «Опорная школа (ресурсный центр) №12» отдела образования Осакаровского района управления образования Карагандинской области


Исследовательская работа на тему:
«Чтение-лучшее учение»

Выполнил (а): Дулат Жансая 4 «Ә» класса КГУ «Опорная школа (рц) 12»
Руководитель: Калденова Айгуль Нурмухаммедовна,учитель русского языка и литературы

2022-2023 учебный год

Введение
Защиту своей исследовательской работы хочу начать со слов президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева  «Интерес к чтению, познанию окружающего мира через книги должен формироваться у детей со школьной скамьи, а библиотека должна быть… проводником в этот увлекательный мир».                          

В 2020 году в Казахстане дан старт проекту «Читающая школа - читающая нация». С поручением Главы государства Касым-Жомарта Токаева, утвержден и запущен проект «Читающая школа» на 2020-2025 годы

Актуальность: Исследователи связывают падение интереса к чтению с изменением информационной среды. В наше время книга перестала быть единственным источником знаний. Так как интернет, телевизор, компьютерные игры заменили чтение книг. Речь учащихся становится скудной, словарный запас – минимальный. И в связи с этим исследуемая тема своевременна и актуальна.

Область исследования: учащиеся 4 «Ә» класса

Предмет исследования: интерес учащихся к чтению

Цель моей работы – привлечь внимание школьников к чтению книг, улучшить свой навык чтения.
Начиная исследование, я поставила перед собой следующие задачи:

1.Изучить информацию о книгах;

2.Посетить библиотеку поселка Осакаровка
;

3.Посетить редакцию районной газеты «Сарыбел»;

4.Провести анкетирование среди одноклассников;

5. Провести анализ читательских формуляров;

6.Собрать материалы для сборника «Чтение-лучшее учение».

3


  • Гипотеза: предпологаю , что чтение не должно терять свою значимость, чтение книг очень полезно.


Новизна исследования: желание пробудить интерес к чтению .
Методы исследования:

1.Изучение информации о книгах.

2.Посещение библиотеки поселка Осакаровка

3.Посещение редакции районной газеты «Сарыбел»

4.Опрос одноклассников.

5.Анализ читательских формуляров.

6.Создание сборника «Чтение-лучшее учение».

7.Обобщение результатов.
Практическая часть

Как создаётся книга?

Я узнала, что книгопечатание – это сложный и трудный процесс. Сначала придумывают текст: рассказы, стихи. Печатают текст на компьютере, затем приносят файл в редакцию. Редактор проверяет правильность написания текста, исправляет недочёты. После этого на специальных станках печатают книгу. Процесс создания книги – трудный процесс, поэтому надо беречь книги.

Сельская газета «Сарыбел»

В поселке печатаются две газеты «Сельский труженик » «Сарыбел». «Сарыбел» существует второй год, здесь я узнала как в свет выходит наша сельская газета. Я с учителем ходила в редакцию и выяснила,что в редакции работают: главный редактор,программист, корреспонденты, корректор. В п. Осакаровка типографии нет,поэтому газету печатают в городе Караганде (фирма «Арко»),затем Казпочта п. Осакаровка доставляет издания, почтальоны фосуют газеты по адресам. И только потом газета попадает читателям. Вот такой нелегкий путь проходит сельская газета.

Хочу отметить,что газета «Сарыбел» постоянно проводит конкурсы для детей: конкурсы рисунков, стихотворений...


Я выяснила, что в нашем районе есть следующие библиотеки:

-школьные;

-центральная районная ;

- 30 сельских библиотек, которые находятся в селах.

Отделы:

Абонемент – где можно взять книги на дом;

Читальный зал – можно почитать книги и журналы.
На каждого человека в библиотеке заводят специальный документ – читательский формуляр. 

По формулярам узнала, что в школьную библиотеку записались все мои одноклассники. Они чаще всего читают сказки, стихи, рассказы о природе, о животных, различные журналы, энциклопедии. Например , мои подруги Айару и Қаракөз любят читать сказки, книги из серии «Я люблю читать» («Мен оқығанды ұнатамын»), Арайлым и Аружан – стихи,рассказы о животных, а Бақдаулет – увлекается чтением энциклопедий. Мальчики читают о динозаврах и приключениях. На русском языке читают чаще всего сказки. Сейчас в нашей школьной библиотеке очень много интересных книг, мои одноклассники с удовольствием берут книги.



Я провела анкетирование(Приложение 1) и узнала, что:

-всего учащихся в классе -21 учащихся, из них любят читать -17,не любят-4

- мне удалось выяснить какой жанр произведений предпочитают читают мои одноклассники: сказки любят читать 5 учащихся ; рассказы-7; стихи-3; энциклопедии-2.

-я была очень рада, когда почти все мои друзья ответили,что в свободное время читают книги.

В рамках реализации проекта «Читающая школа» в нашей школе проводится много мероприятий. Мы участвуем в конкурсах «Самый читающий класс», «Читающая семья» и у нас есть достижения, которыми можно похвастаться! Мои одноклассники Нурлан,Арайлым,Қаракөз приняли участие в конкурсе «Каникулда кітап оқимыз» и получили сертификаты за участие,а родителям вручили Благодарственные письма.
Навык чтения

Читая книги, мы приобретаем навык чтения. Это:

-умение понимать смысл читаемого текста;

-правильность чтения;

-выразительность;

-способ чтения.

Книги очень полезно читать, потому что чтение:

  • развивает мышление;

  • снижает стресс;

  • увеличивает словарный запас;

  • делает нас творческими людьми;

  • улучшает сон;

  • совместное чтение улучшает отношение родителей и их детей.


7 причин, почему дети должны читать:
1.Повышение уровня грамотности

2.Развитие воображения

3.Уверенность в себе

4.Улучшение памяти и интеллекта

5.Развитие кругозора

6. Красивая речь и повышение уровня общительности

7.Саморазвитие
Практические результаты

В процессе исследования я узнала, как создаются книги, посетила центральную библиотеку и местную редакцию.

Я узнала, где хранятся книги, какие библиотеки есть в поселке Осакаровка и для чего они созданы.

Я улучшила свой навык чтения. Он составляет 94 слов в минуту. Из пословиц и поговорок о чтение, о книге , из высказывания и стихотворений великих людей,о пользе чтения составила сборник
“Чтение –лучшее учение” сборник раздала своим одноклассникам

(Приложение 3)

Заключение
Процесс печатания книги очень трудный, поэтому надо беречь книги.


В нашем посёлке есть районная библиотека. А также в каждой школе есть библиотеки для школьников и учителей. Нужно находить время для встречи с «живыми» книгами, потому что чтение книг помогает улучшить навык чтения и дает нам много новых знаний, которые помогут нам в жизни.

Использованная литература:
1. Журнал «Русский язык в казахстанской школе» №5, 2007г.
2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Знание, 1987. – 96 с.
3. Линкова И.Я. Ты и твоя кнга: Кн. для чтения. – М.: Просвещение, 1981. – 143 с.

Приложение 1


Форма анкеты

ФИО____________________________

I. Вы любите читать :

1)да 2) нет

II. Какой жанр литературных произведений вы предпочитаете читать:

1)Сказки 2)рассказы 3) стихи 4) энциклопедии

III.Что вы выбираете в свободное время :

  1. поиграть на компьютере ? 2)почитать книгу?

__________________________________________________________________________________


Приложение 2







Приложение 3

Сборник

«ЧТЕНИЕ-ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ»


Составил(а): Дулат Жансая,ученица 4 «Ә» класса КГУ «Опорная школа (рц) 12»
Руководитель: Калденова Айгуль Нурмухаммедовна,учитель русского языка и литературы КГУ «Опорная школа (рц) 12»

Пословицы и поговорки
Книга –друг человека

Золото добывают из земли,а знания из книги

Одна книга тысячу людей учит

Будешь много читать-будешь все знать

Читай книгочей , не жалей очей.

Книга мала,а ума предала

С книгой поведешься-ума наберешься

Хорошую книгу читать не в тягость ,а в радость

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Не красна книга письмом, красна.

Книга твой друг, без нее как без рук.

Прочел хорошую 
книгу - встретился с другом.

Хорошая книга ярче звездочки светит.

Книгу читай, разуму набирай.
Высказывания о чтении
Поэзия властитель языка

Из камня чудо высекает гений

Теплеет сердце,если речь легка,

И слух ласкает красота речений

(Абай Кунанбаев)
Чтение – вот лучшее учение. (А.С.Пушкин)
« Что бы вы не делали,чем бы вы не занимались,вам всегда понадобиться умный и верный помощник-книга

(С.Я.Маршак)
«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. Мир без книги – мир дикарей».
(Н.А.Морозов)
Как хорошо уметь читать!

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

                                       (В. Берестов)


Обращение писателя к читателям

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

                                        (С. Михалков)

Новому читателю
Эту короткую песню мою
Я посылаю в печать.
Тем я в подарок её отдаю,
Кто научился читать.

Новый читатель является к нам.
Это хорошая весть!
Очень приятно, что может он сам
Каждую строчку прочесть.

Школе спасибо! Спасибо тому,
Кто напечатал букварь.
Будто принес он в глубокую тьму
Яркий волшебный фонарь.


                                      ( С. Маршак)

Читайте, дети!
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорный
И мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Н. Пикулева)


     Польза чтения
Книги очень полезно читать, потому что чтение:

  • развивает мышление;

  • снижает стресс;

  • увеличивает словарный запас;

  • делает нас творческими людьми;

  • улучшает сон;

  • совместное чтение улучшает отношение родителей и их детей.