Файл: Луганской народной республики гу лнр научнометодический центр развития образования лнр.docx
Добавлен: 23.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, способны порождать богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, по мнению Д.Б.Лихачева, является основой эстетического чувства. Оно представляет собой «социально-обусловленное субъективное эмоциональное переживание, рождённое оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету». В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех. Д.Б.Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания» [Лихачев 1974].
Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. «Эстетический идеал – представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира». То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Н.А.Кушаева отмечает, что для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. «Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал». Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребёнка, недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала [Кушаева 2008].
Ещё одна категория эстетического воспитания – сложное социально-психологическое образование – эстетический вкус. А.И.Буров определяет его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений» [Лихачев 1985]. Д.Б.Неменский определяет эстетический вкус, как «невосприимчивость к художественным суррогатам» и «жажду общения с подлинным искусством». Но нам более импонирует определение данное А.К.Дремовым. «Эстетический вкус – это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства» [Еланцева 2008]. «Эстетический вкус формируется у человека в течении многих лет, в период становления личностью. В младшем же школьном возрасте о нём говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не стоит воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека». В школе ребёнок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащихся на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.
Общий вывод этой главы можно представить следующим образом. Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребёнка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путём решения следующих задач: овладения ребёнком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
1.2 Сущность и задачи эстетического воспитания
Эстетическое воспитание – это одна из самых важных и сложных сторон системы воспитания. Оно приобщает человека к миру прекрасного, помогает полнее чувствовать, ценить произведения подлинного искусства, формирует отрицательное отношение к безобразному.
Искусство всегда привлекало людей. В общении с прекрасным человек находит не только отдых. Искусство помогает ему вносить в любую деятельность воодушевляющее начало.
Эстетическое воспитание в нашем обществе призвано бороться с проникновением в среду молодежи извращенных вкусов и антихудожественных взглядов, вырабатывать иммунитет к пошлости и безобразному.
Эстетическое воспитание имеет широкие и сложные задачи. Однако из них является воспитание эстетических чувств и эстетического воспитания.
Чувствование и видение прекрасного в жизни, в искусстве у людей бывают разными. Один смотрит и оторваться не может от красок заката, а другой скользнет равнодушным взглядом и пройдет мимо. Воспитание эстетической чуткости, зоркости восприятия, эстетической внимательности к окружающему миру является основой эстетического развития ребенка. Задача эта решается непосредственным общением ребенка с прекрасными сторонами действительности [Ильенков 2002].
Культура эстетических чувств детей развивается и специальными занятиями музыкой, пением, рисованием.
Другой задачей эстетического воспитания является формирование эстетических понятий, суждений, оценок. Важно, чтобы ребенок не только чувствовал, но и понимал прекрасное, мог судить о нем. Этому помогают знания. Знания о форме и цвете, свете и тени в области изобразительного искусства, знания о ритме, гармонии, о звуках в музыке и пении. Знания о выразительных средствах художественного слова, знания направлений, жанров, методов искусства, их исторической обусловленности. Эти знания вооружают школьника объективными критериями прекрасного, с позиций которых он может оценивать красоту, понимать обобщенность, глубину художественного образа. Решение этой задачи требует системы, последовательности, постепенного накопления знаний, анализа собственных впечатлений.
Задача воспитания художественного вкуса является производной от первых двух. Эстетический вкус – это результат органического единства чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости человека к красоте жизни, культуры эстетических чувств и умения дать эстетическую оценку, понимания объективных критериев красоты.
Показателем художественного вкуса является, во-первых, качество Воспитание прекрасного у учащихся начальной школы через внеклассную работу по курсу «Окружающий мир».
Избираемых либо отвергаемых образцов произведений искусства. По тому, что предпочитает человек в искусстве, по тому, какими предметами он себя окружает, можно судить о его вкусе.
Во-вторых, это чувство меры в оценке красоты, умение сделать выбор между внешней красивостью, приукрашенностью и подлинной красотой, между вычурностью и совершенством, между сентиментальностью, мещанской слащавостью и подлинным гуманизмом.
В-третьих, показателем художественного вкуса является высокая требовательность к произведениям искусства, к манере исполнения, отрицание серости, кустарничества, примитива, фальши, умение увидеть глубину раскрытия образа при лаконичности средств (Герасимов 2008).
Эстетический вкус развивает под влиянием красоты окружающей жизни, природы, труда, отношений людей, под влиянием подлинных образцов искусства.
Вкус формируется и под влиянием осмысленного восприятия красоты мира, в сознательном отношении к прекрасному, безобразному, трагическому, комическому.
Больше всего развитию эстетического вкуса способствует художественная деятельность, либо связанная с восприятием образцов искусства, либо собственного творчества.
Появление дурного вкуса – это результат влияния окружения, где ребенок видит, слышит и чувствует пошлое, некрасивое в отношениях людей, в организации труда, в произведениях искусства. Очищение эстетической атмосферы, в которой живет ребенок, пробуждение у него активности в отборе подлинных художественных средств, сообщение ему элементов знаний о законах красоты, развитие у него понимания языка искусства – все это составляет основу формирования художественных вкусов.
Особенно важной для современного этапа нашей общественной жизни является задача воспитания эстетической активности ребенка.
Не только чувствовать прекрасное, понимать законы красоты, но и преобразовывать близкое окружение по этим законам должен человек.
Эстетика проникающая в жизнь: эстетика труда, природы, отношений людей, эстетика обстановки и внешнего вида, - облагораживает человека. Но сам человек не может быть только созерцателем прекрасного, он должен активно вносить прекрасное в жизнь, освобождать ее от уродов и безобразного.
Эстетическая активность как показатель воспитанности человека многозначно. Она выражается прежде всего в активности эстетического воспитания. Мы огорчаемся, когда наши дети бывают глухи к красоте природы и к произведениям искусства, когда они равнодушно проходят мимо пошлости, грубости.
Воспитывая эстетическую активность детей, необходимо пробуждать в каждом из них чуткого читателя, отзывчивого зрителя. Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.
Картина, спектакль, фильм, повесть по-настоящему активно будут восприниматься нашими детьми только тогда, когда, читая книгу, слушая музыку, смотря на игру актеров, они мысленно будут видеть и слышать все, что отображается в них, переносится силой воображения в мир, облеченный в образы.
Эстетическая активность, однако, не ограничивается эстетической отзывчивостью. Это также и умение вносить прекрасное в жизнь, преобразовывать серое, бесцветное окружение, делать его эстетически выразительным, содержательным и приятным для окружающих.
Как и любая черта личности, эстетическая культура и активность развивается в деятельности, и если вся жизнь ребенка, его учение, труд, отдых будут проникнуты эстетической направленностью, тогда он будет вносить в свою жизнь элементы прекрасного [Сластенин 2002].
В семье и школе дети приобретают много таких умений и навыков, которые необходимы культурному человеку. Родители учат красиво накрывать стол к обеду, убирать комнату, девочки учатся вышивать, мальчики выжигать и выпиливать. В школе, помимо уроков, на которых приобретается много ценных эстетических умений, учащиеся овладевают такими навыками и умениями, которые необходимы бывают в коллективной и общественной работе. Они пишут в школьную газету, оформляют ее, готовят выставки, стенды, альбомы к памятным датам, организуют вечера самодеятельности, участвуют в конкурсах на лучшего чтеца, танцора, музыканта, готовят игрушки на елку малышам и т.д.
Эта многообразная и интересная деятельность, которую многие дети выполняют увлеченно, дает разумный выход познавательной, трудовой, эстетической активности детей. Именно в деятельности, имеющей эстетическую направленность, и развивается эстетическая активность преобразователя и устроителя жизни по законам красоты.
Воспитателям нужно быть зоркими, не проходить мимо аляповато, небрежно сделанных детьми вещей, плохо подготовленной самодеятельности, безвкусно оформленных стенгазет, чтобы не закреплялся отрицательный опыт, противодействующий формированию эстетического вкуса.