Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функционализм распространился подобно модерну на весь предметный мир – на мебель, одежду и даже на книжную графику. Он объявил современное ему состояние архитектуры смертельной болезнью и отрицал всякое творческое наследие прошлых эпох. Однако цели его были благородны: оздоровить города и улучшить жизнь людей, используя достижения научно-технического прогресса. Функционализм демократичен, не требует больших материальных затрат и позволяет создать "больше жилплощади за те же деньги".
Функционализм ставит человека в центр процесса проектирования. Однако, отнюдь не конкретную личность, а человека вообще, как некое биологическое и социальное существо. Функциональная составляющая зданий должна прежде всего определяться физиологическими и общественными потребностями человека. Архитекторы этого направления проектируют дома таким образом, чтобы обеспечить людям необходимые условия для комфортного проживания (или работы). Функционалисты задают ученым массу вопросов: сколько человеку требуется солнечного света, тепла, воздуха, жилой площади, какой должна быть оптимальная температура и влажность в помещении и т.д. И мы должны отдать должное этому направлению в архитектуре. Научно обоснованная регламентация параметров среды обитания человека значительно улучшила жизнь широких слоев общества и ныне законодательно закреплена во многих странах мира. Однако, нельзя не упомянуть и том, что функционализм был тесно связан с зарождавшимися диктаторскими режимами – в Италии, Германии, СССР: он предполагал, что "человек должен быть как все". Увы, уж слишком мало личного, персонального в раннем функционализме.
Ле Корбюзье, один из основоположников и мэтров современной архитектуры, выдвинул пять элементов, которые должны были стать основой для проектирования: 1) открытые опоры-столбы, отрывающие здание от грунта, 2) плоская крыша-терраса, превращенная в некое подобие садика, 3) гладкие фасады, 4) свободная планировка внутреннего пространства и 5) ленточное остекление (вместо отдельных окон), идущее непрерывно вдоль всего фасада и таким образом улучшающее освещенность. Эти принципы очень широко вошли в практику современной архитектуры. Их применяли и применяют при строительстве как общественных зданий, так и частных домов.
Эстетическими постулатами функционализма становятся предельное упрощение форм (до куба, пирамиды, цилиндра), отказ от декорирования ("орнамент – это преступление") и стремление к минимальной обработке поверхностей: если дом построен из железобетона, его фасады оставляют необработанными и некрашеными, если из кирпича – его зачастую даже не штукатурят. Очень сдержано функционализм относится и к введению цвета в архитектуру. Предпочтение отдается серому бетонному либо белому цвету, чтобы дом "купался в солнечных лучах".
Функционализм – это движение за минимизацию буквально всего, что окружает человека – от фасадов до интерьеров и моделей одежды. Приверженцы функционализма были своего рода романтиками – простоты, пользы и свободы от наследия прошлого. Но, увы, отвергая обязательные нормативы классических архитектурных форм, функционализм приходит к созданию собственной весьма единообразной художественной формы. И рецепт этой формы предлагается (скорее даже навязывается) во всех случаях, независимо от диагноза. Круг замкнулся, и функционалисты оказались в той же ловушке, из которой сначала совершали побег.
Органичность как неограниченность
Однако далеко не все архитекторы, работавшие и работающие в современных стилях, стремятся слепо следовать принципу чистой рациональности и композиционного аскетизма. Но они также не отвергают, а применяют в своей практике научный, гигиенический и технологический подход к проектированию, введенный функционалистами. Некоторые архитекторы при этом предпочитают придерживаться форм, близких к классическим, другие идут вперед, создавая свои собственные. Среди них американский зодчий Ф.Л. Райт, ставший основоположником направления органичной архитектуры. Её основой идея заключается в установлении живой связи здания с окружающим ландшафтом, а предметов интерьера – с композицией внутренней среды дома. Это был шаг к индивидуальному, глубоко персонифицированному проектированию каждого объекта, движение к познанию внутреннего мира конкретного заказчика, к отражению его уникальных потребностей и психологии.
Нельзя отвлеченно спроектировать какой-либо дом и затем поставить его в любую точку Земного шара. Нужно применить иной принцип. Необходимо рассмотреть и постичь человека, который собирается жить в этом доме. Согласно принципам органичной архитектуры пространство жилища делится на зоны – общую и частную (приватную, интимную). Причем общая зона проектируется без стационарных перегородок: холл перетекает в гостиную, гостиная в столовую и т.д. Таким образом продолжается развитие функционалистской идеи дома со свободной планировкой. Если же перегородки всё же наличествуют, то они, как правило, сделаны из стекла. Общая зона в жилище согласно доктрине Райта должна представлять собой единое пространство – для того, чтобы семья, живущая в нем, всегда могла быть вместе, общаться и видеть друг друга, даже занимаясь разными делами. Интимная же часть служит для уединения и отгораживается непроницаемыми для глаза стенами и дверями.
Оригинальным является и то, что внутреннее пространство дома проектируется перетекающим во внешнее: для этого применяются стеклянные стены и двери, ведущие на открытую террасу или в сад. Визуальная преграда между внутренним и внешним за счет этого исчезает. Однако стены, которые обращены к дороге или к городским кварталам, делаются глухими, в крайнем случае – с ленточным остеклением под потолком. Освещенность улучшается, но визуальный контакт с городской средой (улицей, соседями, любопытными прохожими) исключается. Крыши делаются либо плоскими, либо очень пологими и, как правило, далеко свисающими. На них часто устраиваются террасы, обращенные к разным сторонам света, причем зачастую на разных уровнях. Такие принципы позволяют очень гармонично вписать дом практически в любой окружающий ландшафт.
Органичная архитектура позволяет архитектору и заказчику творчески использовать её принципы и ничем не ограничивает композиционную фантазию, равно как и предпочтения по отделке фасада и дизайну интерьеров. Для строительства применяются как традиционные материалы, так и железобетон. Иногда в отделке используется принцип совпадения фактуры внешней стены и интерьера – например, неоштукатуренная кирпичная кладка.
По убеждению Ф.Л. Райта архитекторы поступают неправильно, потакая желанию заказчика, который настаивает на строительстве дома в духе родовых поместий прошлых веков. Обычно подобные особняки имеют пышные фасады с колоннами, в то время как остальные три его стороны удручающе пусты и лишены каких-либо достоинств. Райт считает, что дом должен быть выдержан в лаконичном стиле, согласно которому ни одна его деталь не кричит о себе, зато сам он при рассмотрении со всех сторон гармонирует с окружающим его пространством.
Дочерней ветвью органичной архитектуры явился регионализм. Основанный практически на тех же принципах отказа от гипертрофированной аскетики функционализма, он призывает архитекторов не к бездумному тиражированию тех или иных форм или конструкций, но к их творческому переосмыслению согласно местным, региональным условиям – ландшафтным, природным, историческим. Пожалуй, это и есть то самое совершенное состояние, которого сегодня достигла архитектура. На наш взгляд, этого и должен добиваться грамотный заказчик от своего архитектора. В противном случае результат не заставит себя ждать. Например, использование ленточного остекления и плоских крыш в северных странах, которым свойственны морозы и обильные снегопады,
явилось не лучшим решением. То же самое можно сказать и о столбах-опорах, которые оставляют открытым для ветра пространство под домом.