Файл: Программа профессиональной переподготовки Клиническая психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»

Программа профессиональной переподготовки

Клиническая психология. Диагностика, коррекция и восстановление психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития (1560)

Дисциплина: Дистанционное психологическое консультирование

Загрузите результат практического задания. 45 баллов,


Выполнил:

слушатель Брылева Елизавета Витальевна

Преподаватель:

Пряник Алёна Валерьевна

г. Москва - 2023


Задание 1. Укажите форматы дистанционного консультирования и опишите особенности работы в каждом из них (заполните таблицу).

Формат дистанционного консультирования

Особенности работы

1-видео-связь(Skype, Whats app, Viber, Zoom)

Возможности для клиента: возможность консультации из любой точки мира, полноценная консультация

Ограничения для клиента: ограниченная возможность использование телесных практик.

Возможности для психолога: возможность консультации из любой точки мира.

Ограничения для психолога: использование некоторых методов и методик.

2- Аудио консультирование

Возможности для клиента: нет необходимости думать о внешнем виде, консультацию можно получить в любом удобном месте, получить короткую консультацию срочно.

Ограничения для клиента: нет возможности видеть консультанта, нет возможности переслушать, проанализировать, делать техники.

Возможности для психолога: нет необходимости думать о внешнем виде, можно работать из любого места, слышать голос

Ограничения для психолога: нет полной информации о невербалике ( но при этом можно по голосу уловить состояние клиента), нет возможности пользоваться визуальными упражнениями.

3-Беспланый чат консультирование

Возможности для клиента: получить бесплатную помощь, получить мнение разных специалистов, выбрать себе специалиста.

Ограничения для клиента: нарушается конфиденциальность, нет глубокой работы общение поверхностное без ответственности для сторон.

Возможности для психолога: Продвижение себя на площадках, взаимодействие с коллегами, проявить себя, повысить свой рейтинг.

Ограничения для психолога: нет глубины и эффективности в работе, частое использование такого вида использования может привести к спасательству, следствием к чему может привести к выгоранию.

4-Текстовой чат платный по времени

Возможности для клиента: Сохраняет анонимность, есть возможность перечитать.

Ограничения для клиента: нет возможности увидеть психолога, нет возможности рассказать больше о себе, нет возможности оценить невербалику.

Возможности для психолога: нет необходимости внешне готовиться, есть возможность вести параллельно несколько консультаций, возможность проанализировать и перечитать

Ограничения для психолога: не возможности читать невербалику, владение только с речью, умение не достраивать образ клиента.

5-Текстовой чат платный по знакам

Возможности для клиента: длительность консультирования, есть возможность подумать, перечитать, сделать домашнее задание, свободный режим общения, возможность не дорого получить поддержку психолога.

Ограничения для клиента: нет возможности видеть и слышат консультанта, консультация растянута по времени, нет возможности сразу получить ответ от психолог

Возможности для психолога: свободный режим работы, можно вести сразу несколько консультаций, есть возможность подумать и над ответом, перечитывать и анализировать процесс.

Ограничения для психолога: не возможности читать невербалику, умение досконально уточнять детали.

6- Консультирование в видео и аудио сообщениях

Возможности для клиента: сводное общение в рамках договоренности с консультантом, длительное постоянное сопровождение, из любого места, есть возможность видеть невербалику.

Ограничения для клиента: нет полного диалога, возможности ограничены, ожидание в получении ответа.

Возможности для психолога: консультация из любого мета, регулярная поддержка, живое общение можно видить невербалику.

Ограничения для психолога: не полноценная консультация, отсутствие возможности проведения некоторых методик либо с их ограничением.

7-Консультирование через электронную почту

Возможности для клиента: Экономия времени и средств, получение конкретного ответа.

Ограничения для клиента: нет полноценного консультирования – диалога, растянуто во времени, нет двухсторонней невербалике, нет возможности спонтанного говорить и отвечать своевременно на вопросы специалиста.

Возможности для психолога: поддержку клиента между основными сессиями из любого места, возможность дать конкретные ответы и рекомендации

Ограничения для психолога: нет невербальной информации, растянуто во времени низкая эффективность в обратной связи

8-Приспособление всех этих форматов для групповой работы (конференции закрытые и открытые чаты, групповое взаимодействие клиентов на вебинарах.

Возможности для клиента: взаимодействие с другими членами группы. Пропускание через себя чужих переживаний и нахождение тем самым ответов на свои вопросы.

Ограничения для клиента: Нарушается приватность консультации, анонимность среди участников группы, нарушается тесная связь с психологом.

Возможность для психолога: Повышение эффективности консультации из-за групповой динамики. Использование групповых терапевтических практик таких как «расстановки по Хелингеру» и возможность создавать группы для проработки одной тематики сразу несколько человек.

Ограничения для психолога: Управлять групповой динамикой, удерживать внимание группы и каждого участника. Особенность работы внутри группы с ролями лидера, теневого лидера, аутсайдера. Все с чем сталкивается психолог в очных психотерапевтических группах.



Задание 2. Охарактеризуйте ориентацию клиентов по В.В. Столину и опишите общие рекомендации по работе с ними (заполните таблицу).

Российский психолог В.В. Столин выделил следующие типы клиентов в зависимости от ориентации клиента и его ожидания на психологическую консультацию

Ориентация клиента

Характеристика

Стратегия консультирования

1-Деловая ориентация

1) -адекватная – клиент искренне заинтересован в решении проблемы («Я сам готов делать все, что Вы мне скажете»);

2) -неадекватная – клиент преувеличивает возможности консультанта («Я уверен, что только Вы могли бы мне помочь… Вы – маг…»).

Клиенты с деловой ориентацией мотивированы на решение своей проблемы и разделяют ответственность за ее решение с консультантом. Эта категория клиентов – наиболее «благоприятная» для работы в консультативном процессе.

2-Рентная ориентация

1) "обаятельный рантье"— клиент считает, что его откровенность, его страдание, его обаяние и доверие к консультанту — тот капитал, с которого он неизбежно получит процент в виде переложения ответственности на плечи консультанта ("Ну, теперь вы все знаете и скажете мне, что делать дальше");

2) "требовательный рантье" — клиент хочет получить процент уже с самой позиции посетителя консультации ("Ну вот, теперь вы все знаете, и теперь это ваша забота — вам за это деньги платят").

Клиенты с потребительской ориентацией заинтересованы в решении проблемы, но полностью перекладывают ответственность за результат на консультанта. Уже сам их факт обращения к консультанту рассматривается как некоторое вложение (капитала, времени, эмоций), взамен клиенты с потребительской ориентацией хотят получить, а иногда и требуют «товар» – готовый рецепт решения проблемы. Наибольшая сложность в работе с ними заключается в переориентации в плане ответственности: до тех пор, пока клиент не примет на себя ответственность за изменения в своей жизни, ему не поможет ни один консультант.

3-Игровая ориентация

Возникает впечатление, что клиент обратился лишь для того, чтобы вступить в определенные отношения с консультантом. Например, клиент дает понять, что он не профан в психологии, как бы предлагая консультанту пройти у него аттестацию («Посмотрим, такой ли Вы специалист…»). Доказательства компетентности клиент принимает с оживлением и тут же выдвигает новые «экзаменационные вопросы». В другом случае клиент всячески усиливает безнадежность своей проблемы, хотя реально ее не существует («Вы согласны, что решения нет?»). Часто приход таких клиентов к консультанту начинается с перечисления консультантов, которых клиент уже посетил и которые ему не смогли помочь (их можно назвать «собирателями скальпов»). Дав консультанту такой вотум доверия, клиент при малейших сомнениях в компетентности консультанта начинает его обесценивать. Может играть с консультантом в ряд игр, описанных Э. Берном (например, в игру «Я такой бедный и несчастный», «Да, но…»). Другие игры которые использует клиент «Я всего лишь пытаюсь вам помочь», «Оранжерея», «Неимущий», «Дурачок», «Калека» все это разновидности игр клиента.

Прогноз для этой категории клиентов наиболее неблагоприятный, так как требует глубокого анализа личности клиента, перевода такой часто неосознаваемой игры в сознательный пласт. У клиентов с игровой ориентацией мотивация посещения консультанта не связана с желанием решить проблему.


Только деловая и адекватная ориентация может привести к успешному консультированию. Следовательно, если клиент пришел с другим видом ориентации нужно сначала перевести его в деловую и адекватную ориентацию.