Файл: Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании

1.1 Содержание понятия детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании

1.2 Особенности развития творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании в дошкольном детстве

1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании в процессе изобразительной деятельности

Глава 2. Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях

2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании дошкольного возраста

2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании в старшем дошкольном возрасте

Глава 3. Экспериментальное исследование

3.1 Этапы и методы экспериментального исследования

3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента

Заключение

Список литературы



Беседа с воспитателем показала, что педагогом проводится обширная работа по ознакомлению с окружающим, особое внимание уделяется развитию творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании, также имеет место быть индивидуальная работа как одно из условий развития творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании. Можно сказать, что педагог не остается в стороне от проблемы развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании, а активно принимает участие в решении этого вопроса.

Для выявления интереса к процессу рисования была проведена беседа с детьми. (см. Приложение № 2) Из беседы мы выяснили, что дети любят рисовать. При выборе материалов для создания картин останавливали свой выбор на более простых: карандаши, фломастеры. Вопрос о том, какими материалами еще можно создавать изображение, вызвал у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании затруднение в ответе. Также все дети ответили, что они самостоятельны в создании и воплощении замысла и им не требуется какая-либо помощь. При создании картины дети в основном уделяют внимание изображению предметов. В соответствии с этим можно сделать вывод, что дети увлекаются рисованием, проявляя свою фантазию, но она ограничивается выбором простых материалов, что ограничивает развитие творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании.

Следующим этапом был тест для детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании, целью которого было исследование творческого воображения. В основу этого теста была положена методика Е.П. Торренса «Неполные фигуры».

Ее можно применить в несколько измененном виде. Используются уже знакомые ребенку фигуры (квадрат, круг и треугольник) и элементы предметных изображений.

Выбор указанного варианта задания объясняется тем, что предлагаемые в нем наглядные опоры активизируют всю психическую деятельность детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании. Процесс дорисовывания и создания воображаемой картины позволяет выявить особенности операций анализа, синтеза, способности видеть целое раньше частей. Ребенок подчиняет свое воображение поставленной задаче, создавая новый целостный образ с использованием данной фигуры. В то же время предложение нарисовать картину обеспечивает условия для фантазирования, проявления внутренней позиции.


Процедура проведения: ребенку дают одну из геометрических фигур, изображенную на чистом листе бумаги (в центре), цветные карандаши. На выполнение отводится 10 - 12 минут. Затем работу забирают и поочередно предлагают следующие фигуры.

Критерии оценки детских работ. За основы были взяты следующие показатели:

  • Принятие задачи (понимание инструкции);

  • Наличие и стойкость интереса к деятельности;

  • Способность использовать образы восприятий, памяти;

  • Владение способами творческой деятельности (способность к перекомбинированию образов);

  • Продуктивность и вариативность созданных образов (запас представлений об окружающем);

  • Оригинальность образов (элементы творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании);

  • Эмоциональная насыщенность образов.

Качественные уровни состояния творческого воображения:

0 уровень - не принимает задачу, рисует что-то свое

1 уровень - дорисовывает фигуру, но изображение схематичное, без деталей

2 уровень - изображает отдельный объект, но уже с разными деталями ("опредмечивание")

3 уровень - изображает объект, включенный в какой-то воображаемый эпизод, вокруг объекта появляется "поле вещей"

4 уровень - изображает несколько объектов по воображаемому сюжету, создается целостная композиция. Возможно многогранное использование данной фигуры

5 уровень - изображает предложенную фигуру как второстепенную деталь образа в каком-то воображаемом сюжете. Задача решается по типу "включения"

Результаты теста показали, что 25% детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании имеют высокий уровень творческого воображения, средний и низкий уровень у 37,5% детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании. Эти результаты подтвердились при проведении заключительного этапа I констатирующего эксперимента - анализа продуктов деятельности (рисунков). (см. Приложение № 4).

По завершении этого исследовательского этапа работы можно констатировать зависимость характера выполнения заданий от овладения детьми структурными (имеющийся запас представлений, чувственный опыт) и операциональными (механизмы и действия воображения на основе имеющегося опыта и представлений) компонентами воображения от наличия и возможности использования словесных и наглядных опор, от обученности детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании приемам преобразования образов восприятий, памяти и представлений. Также можно обозначить причины несформированности воображения у ребенка: трудности восприятия пространственных отношений, неспособность видеть целое по отдельным частям, непонимание причинно - следственных зависимостей, малый запас сведений об окружающем мире, бедность и неточность представлений, несформированность познавательных интересов и др. Это важно знать, чтобы сделать более целенаправленным и эффективным весь процесс работы по развитию детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании, формированию воображения у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании.



Анализируя выявленные трудности у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании, мы предположили, что процесс развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста будет более эффективным, при использовании разработанного комплекса занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы.

Для проверки нашей гипотезы нами был проведен формирующий эксперимент, целью которого являлось развитие детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста.

Основными задачами, поставленными в ходе формирующего эксперимента, были:

  1. Развитие творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании (сюжетное рисование)

  2. Развитие воображения (сюжетное рисование, рассматривание картин природы, чтение стихотворений)

  3. Обогащение зрительного и эмоционального опыта (наблюдения за объектами и явлениями природы)

  4. Закрепление полученного опыта с целью его дальнейшего сохранения (беседы по накопленному опыту)

  5. Обогащение цветовой палитры детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании (сюжетное рисование, наблюдения, рассматривание картин природы)

Для реализации этих задач нами были разработаны:

  1. Комплекс занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник;

  2. Комплекс наблюдений за природными объектами и явлениями;

  3. Комплекс бесед по временам года.

Наблюдение в ходе эксперимента за деятельностью детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании, позволило утверждать, что рисунки детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании стали богаты по содержанию, насыщенны разнообразными деталями, работы стали отличаться точностью в передаче строения предмета, заметно возросла самостоятельность в выполнении задания.

При проведении контрольного эксперимента мы использовали такие методики, как беседа с воспитателем, беседа с детьми, анализ продуктов деятельности (рисунков).


Целью данного этапа являлось выявление конечного уровня развития творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста.

Первый этап беседа с воспитателем (Приложение № 8) показал, что у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании повысился уровень интереса к изобразительной деятельности, отмечается высокая самостоятельность в выполнении задания, разнообразие созданных замыслов. Воспитатель отметила положительную динамику в творческом развитии детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании, как в подгруппе, так и индивидуально у каждого. Высокую эффективность имела индивидуальная работа, которая значительно помогла в повышении уровня творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании.

Качественный и количественный анализ показал, что в группе детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании, 2 человека (25 %) имеют уровень, близкий к среднему, 3 человека (37, 5%) имеют уровень выше среднего и 3 человека (37, 5%) имеют уровень, близкий к высокому. Общий средний показатель развития творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании стал выше среднего, и составил 2, 34 балла.

Сравнив полученные данные с показателями начального уровня, мы увидели, что у 2 детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании повысился свои показатели с низкого на средний уровень (Данил М., Саша Б.), у 3 детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании уровень стал выше среднего (Кирилл С., Ира С., Саша Т.) и 3 детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании имеют уровень, близкий к высокому (Лера З., Нонна М., Даша Э.)

Таким образом, обобщая результаты исследования, мы можем увидеть, что уровень творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании данной экспериментальной группы стал выше, чем был в начале эксперимента. Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что сюжетное рисование может служить эффективным средством развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста, при использовании разработанного комплекса занятий по сюжетному рисованию, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и проведении индивидуальной работы.

На основе созданного нами комплекса занятий по сюжетному рисованию с использованием нетрадиционных техник, можно составить другие комплексы для развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании и обогащения представлений детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании об окружающем мире ("Любимые сказки детства", "Мир моих увлечений", "Город, где я живу", "Моя семья" и т.д.)