Файл: Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании

1.1 Содержание понятия детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании

1.2 Особенности развития творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании в дошкольном детстве

1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании в процессе изобразительной деятельности

Глава 2. Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях

2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании дошкольного возраста

2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании в старшем дошкольном возрасте

Глава 3. Экспериментальное исследование

3.1 Этапы и методы экспериментального исследования

3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента

Заключение

Список литературы



Но создать подлинно динамический образ трудно, так как восприятия детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании ещё не развиты.

Им сложно увидеть и осознать деформацию внешнего вида движущегося предмета и тем более зафиксировать её на бумаге. Лишь постепенно развивается способность видеть эти изменения, изображать их, словесные и игровые приёмы передачи движения заменяются изобразительными.

Одна из наиболее сложных задач для детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании в рисовании - это умение передавать изобразительными средствами пространственные отношения.

В рисовании, где изображение дается на плоскости, пространство передается особыми приемами. Понять их условность, в результате которой создается реальное впечатление большого пространства, поначалу для ребенка сложно. На первых ступенях развития изобразительных способностей ребенок не задумывается над расположением предметов. Он размещает их на всем пространстве листа независимо от логической взаимосвязанности, причем лист для удобства рисования может быть повернут, и предмет изображен по отношению к другим боком или вверх ногами.

Определенное расположение все предметы приобретают тогда, когда их связь заранее определена содержанием. Для объединения предметов появляется земля в виде одной линии. Такое расположение носит название «фриз».

Перспективные изменения при пространственных перемещениях предметов дети передавать не могут, так как это связано с овладением сложными изобразительными умениями. Иногда они самостоятельно пытаются передать эти изменения, усвоив их из жизни. Если ребенок осознает уменьшение предметов с удалением их и увеличение - с приближением, можно предложить ему располагать предметы выше и ниже на широком пространстве листа, изображающем землю.

Желая изобразить все как можно правдивее и полнее, ребенок рисует и то, что нельзя видеть при данном положении предмета. Рисуются не только видимые части предмета, но и те, которые в данный момент нельзя увидеть; предмет как бы разворачивается, и к видимым частям подрисовываются остальные.

Такие особенности не являются обязательной ступенью в развитии способности детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании изображать пространственные связи. При правильно поставленном обучении они обычно отсутствуют.

Подводя итоги,
можно констатировать следующее, что развитие изобразительных способностей проходит два периода, которые включают в себя весь дошкольный возраст, и вопросы их развития тесно связаны с проблемой детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании.

В своих работах Т.С. Комарова охарактеризовала развитие замысла - задуманного плана действий, деятельности (по педагогическому словарю) - у дошкольников. Она отмечала, что у малышей (2-4 года) замысел складывается далеко не сразу. Первые их рисунки - это действия с карандашом и кистью, не преследующие цели создания изображения. Со временем ребенок начинает называть, что он нарисовал, уже по завершению процесса. Можно сказать, что замысел возникает позже, при восприятии готового изображения. В 3-4 года в ряде случаев замысел возникает до создания рисунка, и некоторые дети не меняют своего замысла в процессе изображения.

Умение замысливать содержание предстоящего изображения и воплощать возникший замысел в рисунке формируется на основе образовавшихся в процессе восприятия представлений о разных предметах и явлениях, а также на основе овладения хотя бы основными изобразительными движениями руки. Это свидетельствует о росте осознанного отношения к изобразительной деятельности, о формировании умения соотнести желание со средствами (способами действия), которые позволяют выполнить задуманное. А это в свою очередь ведет к дальнейшему развитию воображения, творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании и изобразительной деятельности в целом.

Становится очевидным, что дети 3-3,5 лет в результате систематических занятий овладевшие некоторыми формообразующими движениями, самостоятельно задумывают содержание изображения в соответствии с имеющимися у них умениями и впечатлениями об окружающей жизни. Как правило, дети доводят задуманное до конца; большинство охотно повторяют изображения самостоятельно или по предложению воспитателя, что говорит об осознанности и произвольности процесса изображения.

К 6 годам обогащается сенсорный опыт детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании. Богаче, разнообразнее и точнее становятся представления о предметах и явлениях окружающего, усиливается работа воображения. Замыслы характеризуются большим разнообразием, устойчивостью.

Дети старшего дошкольного возраста подходят к созданию изображения со сложившимся замыслом, который ребенок соотносит с имеющимся в его опыте способами изображения и средствами его выразительного решения.



Таким образом мы делаем вывод, что задача педагога - помогать в развитии этих процессов на каждом этапе, найти такие методы и средства, которые позволили бы воспитать творческую личность. Вот почему так важно разобраться в проблеме взаимосвязи обучения и творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании, найти такое содержание детской изобразительной деятельности и такие методы и приемы обучения детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании, которые позволили бы формировать творческие проявления уже в дошкольном возрасте у всех воспитанников детских учреждений.

Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании. Оно способствует его становлению, развитию. Не освоив на занятиях под руководством педагогов необходимых для изображения знаний, умений и навыков, не получив достаточно отчетливых представлений об изображаемом, ребенок чувствует себя беспомощным, вынужден рисовать не то, что задумал, а то, что получается. Это вызывает скованность, неудовлетворенность. Обучение и самостоятельная художественно-творческая деятельность детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании органически взаимосвязаны друг с другом, влияют друг на друга и поддерживают одна другую.

Но не стоит забывать, что творчество не должно сводиться только к обучению необходимым навыкам. Е.А. Флерина в свое время дала очень точную формулировку соотношения обучения и творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании. Она говорила, что в каждом занятии обучающего характера должно быть место творчеству, а в каждом творческом занятии - элементы обучения. Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка к самостоятельности и творчеству. Поэтому не следует сводить понимание обучения к способу решения узкого круга задач (формированию знаний и умений).

На основе изученной литературы мы выявили, что процесс развития изобразительных способностей и процесс развития замысла детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании проходят определенные этапы становления в дошкольном возрасте. Педагог должен помогать в развитии способностей и замысла в соответствии с необходимыми условиями развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании, не ограничивая деятельность воображения ребенка, то есть он должен найти оптимальное соотношение творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании и обучения на занятиях. Знания и умения должны стать средством проявления творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании.



Глава 2. Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях




2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании дошкольного возраста



Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В настоящее время существует множество средств развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании: аппликация, лепка, конструирование, рисование.

Все они оказывают большое влияние на личность ребенка, развивают перцептивную сторону, способствуют развитию воображения, памяти, речи, воспитывают нравственные качества ребенка.

В процессе работы у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируется работа обеих рук. Ребенок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты; происходит развитие сенсорных и мыслительных способностей детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании, развивается планирующая мыслительная деятельность, развивается художественный вкус.

Важную роль в развитии творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании дошкольного возраста отводится сюжетно-тематическому рисованию, т.к. содержание сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Рисунки детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании значительно обогащаются за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку. Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы