Файл: Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Педагогический аспект изучения проблемы развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании

1.1 Содержание понятия детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании

1.2 Особенности развития творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании в дошкольном детстве

1.3 Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании в процессе изобразительной деятельности

Глава 2. Развитие творческих способностей у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста путем сюжетного рисования на занятиях

2.1 Сюжетно-тематическое рисование как вид изобразительной деятельности детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании дошкольного возраста

2.2 Сюжетное рисование как средство развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании в старшем дошкольном возрасте

Глава 3. Экспериментальное исследование

3.1 Этапы и методы экспериментального исследования

3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента

Заключение

Список литературы

, например "Праздник". Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации.

В этом возрасте аналитическое мышление у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия.

Учитывая все сложности выполнения сюжетного рисунка ребёнком, понимая их причины, можно помочь дошкольнику преодолеть многие трудности необходимости в обучении грамотному рисунку. Однако следует помнить при этом о его возможностях и мере необходимости в обучении грамотному рисунку.

В своих работах Е.А. Флерина выделила отличительные особенности детского рисунка:

  1. Искренность, эмоциональность, непосредственность выражения ребёнком своих мыслей и чувств (черты, присущие самым высоким образом искусства). При использовании минимум средств, ребёнок передаёт своё состояние.

2. Содержательность. Рисунок даже самого маленького ребёнка несёт в себе какое-то содержание. Младшие дошкольники рисуют каракули, но они полны содержания. В рисунках старших дошкольников - всё, что окружает детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании, что их волнует. Чем больше малыш знает о мире, тем шире тематика его рисунков.

  1. Смелость. Риск, способность к риску - непременное условие и характеристика творческой личности.

  2. Гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка - показатель природной доверчивости, доброжелательности человека. Ребёнок изначально несёт в себе многие лучшие черты человечества, то есть общечеловеческие ценности, которые зафиксированы во всех мировых религиях, мифах, легендах, сказках. В детских рисунках почти всегда добро побеждает зло.

  3. Рисунки дошкольников можно сразу узнать по их яркости, красочности, декоративности.

  4. Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приёмов передавать человеческие эмоции, использование им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему.

  5. Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность. Своеобразие, неповторимость детских работ - относительно самостоятельное качество.


Такая особенность детского рисунка как оригинальность может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть рисунок ребенка может быть неграмотен, и не выразителен, но отличаться своеобразным решением задачи.

Известный художник и педагог В.С. Щербаков писал, что в отличие от профессионального изображения, где грамотность и выразительность теснейшим образом переплетены, в детском творчестве выразительность может быть выделена как самостоятельное качество независимо от обученности ребенка или грамотности изображения. По его мнению, нередко при вмешательстве взрослого рисунок становится более грамотным, но утрачивает выразительность.

Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах - это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.

  1. Умение и желание ребенка смотреть на мир своими глазами обуславливает и другую особенность детского рисунка - реализм. Не случайно многие исследователи детского рисунка (В.М. Бехтерев, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина и др.) отмечают его реалистическую направленность, стремление адекватно отразить предметы и явления окружающего мира.

По мнению Г.Г. Григорьевой, по направленности детский рисунок можно отнести к сфере реалистического искусства. По уровню возможного развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте в силу ограниченных психофизических возможностей ребенка не может быть в полной мере реалистической.

Н.П. Сакулина утверждает, что по отношению к детскому рисунку можно говорить лишь о тенденциях к реализму, приближении к возможно большей правдивости и полноте изображения. Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и творчески действовать.

Таким образом, мы выявили, что многие исследователи по-разному оценивают детский рисунок, но все они сходятся во мнении, что он своеобразен и оригинален по своему содержанию.



Г.Г. Григорьева выделила следующие задачи, обучения дошкольников сюжетному рисунку:

1. Формировать интерес к окружающим предметам, явлениям природы, общественным явлениям и событиям, людям, их деятельности и взаимоотношениям; способствовать формированию у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании нравственной, эстетической позиции.

2. Развивать у ребят стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка (мотив деятельности).

3. Формировать у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели (темы) и задачи.

  1. Развивать у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании умение замысливать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения.

  2. Обучать дошкольников некоторым доступным способам изображения сюжетного образа:

а) приемам создания простейших композиций (расположению изображений на плоскости листа);

б) учить изображать в рисунке главное, то есть те пред меты и персонажи, которые выражают содержание данной темы, позволяют сразу же определить содержание изображения (средняя, старшие группы);

в) учить передавать в рисунке отношения по величине, взаимному расположению в пространстве (старшие группы);

г) направлять детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании на передачу действия через изображение движения, динамики, поз, деталей (со средней, но, в основном в старших группах).

  1. Обучать детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения сюжетного рисунка.

  2. Развивать у ребят понимание зависимости качества изображения от качества наблюдения, формировать у них желание и в дальнейшем по возможности потребность в наблюдении с целью последующего изображения.

  3. Побуждать детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании к самостоятельности (творчеству) в замысливании образа: поиске своеобразного содержания, применении адекватных, разнообразных средств выразительности: композиции, колорита и др.

  4. Учить детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании чувствовать выразительность образа, побуждать к эмоциональному отклику на него, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, т.е. формировать способность художественного творческого восприятия рисунков.


В процессе изучения программ по воспитанию и обучению в детском саду мы проанализировали, как эти задачи реализовываются.

В программе "Детство" в разделе "Изобразительное искусство и художественная деятельность детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании" в основном внимание уделяется развитию необходимых для сюжетного рисования изобразительных навыков (изображать предмет близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта; совершенствовать умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами). Недостатком данных задач является то, что отдельно не выделена задача по развитию творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании и воображения, не указаны, какие средства выразительности необходимо использовать при создании рисунка, задачи даны обобщенно, отсутствует конкретизация этих задач.

В программе "Радуга" работа с детьми по изобразительной деятельности осуществляется по двум направлениям:

  • в процессе эстетического восприятия природы, красивых предметов и произведений изобразительного искусства (Раздел "Красота в жизни и изобразительном искусстве")

  • на занятиях по рисованию и лепке и в процессе свободной деятельности (Раздел "Рисование и лепка")

Достоинством данной программы является то, что содержание охватывает все стороны жизни ребенка в детском саду (занятия, свободная деятельность и т.д.), обучение и развитие происходит не только в специально отведенное время, но и на протяжении всей деятельности ребенка. В программу включены также подразделы "О влиянии одного цвета на другой", "Цвет и свет", которые содержат информацию по развитию цветовосприятия, что очень важно для развития детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании.

Но данная программа имеет и некоторые недостатки: четкие задачи по развитию сюжетного рисования отсутствуют, основное внимание уделяется обучению техническим приемам и умению работать с изобразительным материалом. Отдельно представлен подраздел "Как развивать воображение детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании", но, к сожалению, в нем говорится о развитии воображения только на занятиях.

Безусловно, данная программа может послужить стимулом для свободного творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании педагога в обучении и развитии детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании, но в то же время здесь не представлена информация о возможном развитии детского творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании, соответственно, педагог не будет уделять особое внимание данному вопросу.


"Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой включает раздел "Предметное и сюжетное рисование", где представлены конкретные задачи по развитию сюжетного рисования (учить передавать движения фигур; совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений; побуждать детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании передавать отличия по пропорциям, форме, величине в рисунках и т.д.). Эта программа наиболее близка по содержанию задач задачам, которые выделила В.Б. Косминская. Здесь педагогу представлен четкий план по обучению детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании сюжетному рисованию, в дополнение отдельно представлена задача по развитию творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании и воображения.

В программе "Развитие" в разделе "Изобразительная деятельность" говорится о том, что для детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста основной является художественная задача передать средствами изобразительной деятельности отношения разного типа. Эта задача решается путем построения выразительной сюжетно - образной композиции, отражающей особенности таких отношений. Большое внимание в этом возрасте уделяется построению двух - фигурных композиции и предметно - сюжетному рисунку, передающему парные отношения. Такие задания потребуют анализа способов взаимодействия между объектами, особенностей действий и изобразительных характеристик взаимодействующих персонажей, анализа их эмоциональных отношений. Можно сделать вывод, что данная программа направлена на формирование в большей степени интеллектуальных способностей, чем творческих. Даже на занятиях по изобразительной деятельности ребенка ставят в ситуацию мыслительной деятельности, что способствует умственному развитию, нежели творческому.

Проведенный анализ программ по воспитанию и обучению в детском саду позволяет сделать вывод, что "Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой наиболее подробно и полно обозначает задачи по обучению сюжетному рисованию. Здесь, в отличие от других программ отдельно выделена задача по развитию творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании и воображения.