Файл: Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.docx
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в пейзаже; учить отображать состояние погоды в рисунках (ветер, туман, дождь) цветом, линиями, оттисками, составлять композиции" использованием разных способов; упражнять цветовосприятие отбором тонких оттенков холодного, печального и экспрессивного колорита поздней осени.
Занятие 2 "Я люблю пушистое, я люблю колючее"
Нетрадиционные техники: тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к животным через их изображение в различных художественных техниках; упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного, зверя.
Занятие 3 "Моя любимая погода зимой".
Нетрадиционные техники: печать поролоном по трафарету, набрызг, рисование пальчиками.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных (техниках; упражнять в отображении состояния погоды в рисунках (ясно, метель); развивать чувство композиции, колорита.
Занятие 4 "Я в волшебном лесу".
Нетрадиционные техники: печать поролоном по трафарету, тычок полусухой кистью, черно-белый граттаж.
Цель: развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными графическими техниками вы разительного образа леса; развивать чувство композиции, колорита.
Занятие 5 "Паук в паутине".
Нетрадиционная техника: обрывание бумаги.
Цель: учить технике обрывания бумаги; закрепить представление о свойствах бумаги; познакомить с техникой рисования фломастером.
Дети были заинтересованы работой с красками; в ходе занятий у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании развивались умения создавать художественный образ с помощью цвета, но в основном дети упражнялись в применении нетрадиционных живописных техник.
2. Творческий, на котором детям предоставлялась возможность самостоятельно выбрать заинтересовавшие техники для создания неповторимых сюжетов.
Занятие 6. "Я шагаю по ковру из осенних листьев".
Нетрадиционные техники: печать листьями, набрызг, восковые мелки + акварель.
Цель: развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа; учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по поверхности листа; выбирать необходимую технику, способ, материал, цветовые решения.
Занятие 7. "Бабочки, которых я видел летом".
Нетрадиционные техники: "знакомая форма - новый образ" (обведение кулака, ножниц, кисти руки или печать ею), монотипия.
Цель: совершенствовать умения детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании в различных, изобразительных техниках; развивать пространственное мышление; знакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.
Занятие 8 "Я в подводном мире".
Нетрадиционные техники: цветной граттаж, обведение ладони (всей кисти руки), восковые мелки + акварель, кляксография с трубочкой.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к подводному миру и его изображению в различных художественных техниках; развивать чувство композиции, фантазию.
Занятие 9 "Животные, которых я сам придумал".
Нетрадиционные техники: кляксография, обведение ступни, кисти руки.
Цель: развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками.
Занятие 10 "Мои любимые животные".
Нетрадиционные техники: оттиск поролоном, тычок полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой.
Цель: воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных графических техниках; развивать чувство фактурности и объемности.
Занятие 11 "Звездное небо".
Нетрадиционные техники: печать по трафарету, набрызг.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба; упражнять в комбинировании различных техник изображения; развивать чувство композиции и колорита.
Детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании заинтересовали новые техники рисования. Занятия проходили интересно
, при полной включенности детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании в деятельность. Особенно понравились детям занятия на которых им предоставлялся выбор и комбинирование различных техник рисования удачным и целесообразным Большое внимание детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании привлекла техника - монотипии при обучении рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т.к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона.
Третий этап - контрольный, целью которого являлось выявление изменений уровня развития сюжетного рисования детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.
Для анализа данных, полученных в ходе эксперимента, мы использовали разработанные нами критерии и уровни развития изобразительного творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста.
В ходе констатирующего эксперимента 25% детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании было отнесено к низкому уровню, к среднему - 57%, на высоком уровне развития изобразительного творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании - 18%.
Такие данные были получены исходя из проведенных методик и их результатов.
Изучение продуктов деятельности показал, что 3 человека (37, 5%) имеют уровень высокий (Лера З., Нона М., Даша Э.), 3 человек (37, 5%) - уровень средний (Саша Б., Кирилл С., Саша Т.) и 2 человека - низкий уровень (25%) (Данил М., Ира С.). Общий показатель творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании близок к среднему и составляет - 1,99 балла. (см. Приложение №4)
Изучение планирующей документации, целью которого было выявление места занятий по сюжетному рисованию в документации, их тематику и использованные методы и приемы позволило сделать вывод, что занятия по рисованию планировались один раз в неделю и один раз в неделю лепка и аппликация. Тематика занятий по рисованию разнообразна («Праздничный стол», «Рисуем пейзаж», «Вечерний город»). Большинство тем предлагается в соответствии со временем года («Унылая пора…», «Снежный день»). Цели данных занятий направлены в основном на формирование навыков рисования и в меньшей степени на развитие творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании. Например:
выработать у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании эстетический вкус,
знакомить с прекрасным,
учить создавать композицию,
учить ориентироваться на листе.
Так же было выявлено, что в повседневной деятельности планируются мероприятия по развитию творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании, воображения (наблюдения за явлениями природы, чтение художественных произведений, чтение стихов о временных года, рисование на свободную тему). В ходе анализа планирующей документации было выявлено, что количество занятий планируется в соответствии с программой, уделяется
внимание планированию свободной деятельности, куда включается мероприятия по развитию воображения и творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании.
Логическим продолжением этого этапа стал следующий - беседа с воспитателем. (Вопросы к беседе - Приложение №1) Целью этого этапа являлось выявление методов и приемов, используемых для развития творческого воображения и оснащенность необходимыми материалами, применяемыми на занятиях и в повседневной жизни.
Беседа с воспитателем показала, что педагог сам увлекается рисованием и прививает эту любовь к детям. Занятия по изобразительной деятельности дети воспринимают без каких-либо отрицательных эмоций. Во время занятия у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании положительный эмоциональный настрой и высокая активность после занятия. Воспитатель рассказала, что на занятиях используются акварель, кисти, карандаши, фломастеры. Задания выполняются полностью самостоятельно, но некоторым требуется помощь в создании замысла. Воспитатель отметила, что многие дети привыкли срисовывать с картин, которые предложены в качестве образца, и лишь немногие проявляют творчество в создании картин (Лера З., Нона М., Даша Э.) Также воспитатель выделила, что наблюдается динамика развития творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании, связанная в основном с общим психическим развитием ребенка. У всех детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании развиты технические умения и навыки, которые должны соответствовать их возрасту.
На занятиях по изобразительной деятельности воспитатель использует различные методы: наглядные (показ иллюстраций, образца), словесные (беседы на какие-либо темы, по картине), но предпочтение педагог отдает наглядным методам и приемам. Дидактические пособия и наглядные материалы, используемые на занятиях, представляют собой набор картин по разным тематикам, образцы выполнения, как самого воспитателя, так и самих детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании.
Воспитатель рассказала, что в повседневной деятельности проводятся наблюдения каждый день на прогулке, дидактические игры в группе, беседы, чтение стихов, сказок, что расширяет представления детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании об окружающем мире. Также имеет место индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдаются затруднения в выполнении заданий.
Занятие 2 "Я люблю пушистое, я люблю колючее"
Нетрадиционные техники: тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к животным через их изображение в различных художественных техниках; упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного, зверя.
Занятие 3 "Моя любимая погода зимой".
Нетрадиционные техники: печать поролоном по трафарету, набрызг, рисование пальчиками.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных (техниках; упражнять в отображении состояния погоды в рисунках (ясно, метель); развивать чувство композиции, колорита.
Занятие 4 "Я в волшебном лесу".
Нетрадиционные техники: печать поролоном по трафарету, тычок полусухой кистью, черно-белый граттаж.
Цель: развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными графическими техниками вы разительного образа леса; развивать чувство композиции, колорита.
Занятие 5 "Паук в паутине".
Нетрадиционная техника: обрывание бумаги.
Цель: учить технике обрывания бумаги; закрепить представление о свойствах бумаги; познакомить с техникой рисования фломастером.
Дети были заинтересованы работой с красками; в ходе занятий у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании развивались умения создавать художественный образ с помощью цвета, но в основном дети упражнялись в применении нетрадиционных живописных техник.
2. Творческий, на котором детям предоставлялась возможность самостоятельно выбрать заинтересовавшие техники для создания неповторимых сюжетов.
Занятие 6. "Я шагаю по ковру из осенних листьев".
Нетрадиционные техники: печать листьями, набрызг, восковые мелки + акварель.
Цель: развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа; учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по поверхности листа; выбирать необходимую технику, способ, материал, цветовые решения.
Занятие 7. "Бабочки, которых я видел летом".
Нетрадиционные техники: "знакомая форма - новый образ" (обведение кулака, ножниц, кисти руки или печать ею), монотипия.
Цель: совершенствовать умения детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании в различных, изобразительных техниках; развивать пространственное мышление; знакомить с симметрией и асимметрией на примере бабочки в природе и в рисунке.
Занятие 8 "Я в подводном мире".
Нетрадиционные техники: цветной граттаж, обведение ладони (всей кисти руки), восковые мелки + акварель, кляксография с трубочкой.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к подводному миру и его изображению в различных художественных техниках; развивать чувство композиции, фантазию.
Занятие 9 "Животные, которых я сам придумал".
Нетрадиционные техники: кляксография, обведение ступни, кисти руки.
Цель: развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками.
Занятие 10 "Мои любимые животные".
Нетрадиционные техники: оттиск поролоном, тычок полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой.
Цель: воспитывать эстетически-нравственное отношение к животным через изображение их образов в нетрадиционных графических техниках; развивать чувство фактурности и объемности.
Занятие 11 "Звездное небо".
Нетрадиционные техники: печать по трафарету, набрызг.
Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба; упражнять в комбинировании различных техник изображения; развивать чувство композиции и колорита.
Детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании заинтересовали новые техники рисования. Занятия проходили интересно
, при полной включенности детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании в деятельность. Особенно понравились детям занятия на которых им предоставлялся выбор и комбинирование различных техник рисования удачным и целесообразным Большое внимание детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании привлекла техника - монотипии при обучении рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т.к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона.
Третий этап - контрольный, целью которого являлось выявление изменений уровня развития сюжетного рисования детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.
-
После проведения беседы с детьми были вновь продиагностированы - потребность, интерес к творческой деятельности, увлеченность ею и самостоятельность в выполнении работы. (см. приложение №6) -
Метод анализ продуктов детской деятельности. С помощью этого метода диагностировались остальные критерии - владение техническими навыками и умениями, изобразительно-выразительными средствами для создания образа и проявления творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании. (см. приложение №7)
3.2 Анализ и обобщение результатов эксперимента
Для анализа данных, полученных в ходе эксперимента, мы использовали разработанные нами критерии и уровни развития изобразительного творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании старшего дошкольного возраста.
В ходе констатирующего эксперимента 25% детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании было отнесено к низкому уровню, к среднему - 57%, на высоком уровне развития изобразительного творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании - 18%.
Такие данные были получены исходя из проведенных методик и их результатов.
Изучение продуктов деятельности показал, что 3 человека (37, 5%) имеют уровень высокий (Лера З., Нона М., Даша Э.), 3 человек (37, 5%) - уровень средний (Саша Б., Кирилл С., Саша Т.) и 2 человека - низкий уровень (25%) (Данил М., Ира С.). Общий показатель творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании близок к среднему и составляет - 1,99 балла. (см. Приложение №4)
Изучение планирующей документации, целью которого было выявление места занятий по сюжетному рисованию в документации, их тематику и использованные методы и приемы позволило сделать вывод, что занятия по рисованию планировались один раз в неделю и один раз в неделю лепка и аппликация. Тематика занятий по рисованию разнообразна («Праздничный стол», «Рисуем пейзаж», «Вечерний город»). Большинство тем предлагается в соответствии со временем года («Унылая пора…», «Снежный день»). Цели данных занятий направлены в основном на формирование навыков рисования и в меньшей степени на развитие творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании. Например:
выработать у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании эстетический вкус,
знакомить с прекрасным,
учить создавать композицию,
учить ориентироваться на листе.
Так же было выявлено, что в повседневной деятельности планируются мероприятия по развитию творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании, воображения (наблюдения за явлениями природы, чтение художественных произведений, чтение стихов о временных года, рисование на свободную тему). В ходе анализа планирующей документации было выявлено, что количество занятий планируется в соответствии с программой, уделяется
внимание планированию свободной деятельности, куда включается мероприятия по развитию воображения и творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании.
Логическим продолжением этого этапа стал следующий - беседа с воспитателем. (Вопросы к беседе - Приложение №1) Целью этого этапа являлось выявление методов и приемов, используемых для развития творческого воображения и оснащенность необходимыми материалами, применяемыми на занятиях и в повседневной жизни.
Беседа с воспитателем показала, что педагог сам увлекается рисованием и прививает эту любовь к детям. Занятия по изобразительной деятельности дети воспринимают без каких-либо отрицательных эмоций. Во время занятия у детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании положительный эмоциональный настрой и высокая активность после занятия. Воспитатель рассказала, что на занятиях используются акварель, кисти, карандаши, фломастеры. Задания выполняются полностью самостоятельно, но некоторым требуется помощь в создании замысла. Воспитатель отметила, что многие дети привыкли срисовывать с картин, которые предложены в качестве образца, и лишь немногие проявляют творчество в создании картин (Лера З., Нона М., Даша Э.) Также воспитатель выделила, что наблюдается динамика развития творчества у детей 5-6 лет в сюжетно-тематическом рисовании детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании, связанная в основном с общим психическим развитием ребенка. У всех детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании развиты технические умения и навыки, которые должны соответствовать их возрасту.
На занятиях по изобразительной деятельности воспитатель использует различные методы: наглядные (показ иллюстраций, образца), словесные (беседы на какие-либо темы, по картине), но предпочтение педагог отдает наглядным методам и приемам. Дидактические пособия и наглядные материалы, используемые на занятиях, представляют собой набор картин по разным тематикам, образцы выполнения, как самого воспитателя, так и самих детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании.
Воспитатель рассказала, что в повседневной деятельности проводятся наблюдения каждый день на прогулке, дидактические игры в группе, беседы, чтение стихов, сказок, что расширяет представления детей 5-6 лет в сюжетно-творческом рисовании об окружающем мире. Также имеет место индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдаются затруднения в выполнении заданий.