Файл: Программа по работе с одарёнными детьми учителя начальных классов Галкиной Валентины Владимировны.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во многом росту личностных достижений учащихся способствовала совместная работа с родителями. Дети адаптированы к разнообразным жизненным ситуациям, решению нестандартных жизненных и учебных задач (соответственно возвратным особенностям).
Опыт работы с одарёнными детьми рассматривался на методическом объединении школы, педагогическом совете школы и на заседании городской творческой группы «Одарённые дети». По итогам заседания творческой группы и с учётом рекомендаций в программу были внесены некоторые изменения.
В целом на основании достигнутых результатов можно сделать вывод о том, что работа с одаренными детьми в классе ведётся целенаправленно и достаточно эффективно. Рациональный подход к обучению, педагогическое сопровождение (логопедическая и психологическая службы школы), система воспитательной работы дают возможности для индивидуального и всестороннего развития личности.
Достижения учащихся в предметных и межпредметных видах деятельности и личностный рост каждого будут способствовать успешной адаптации учащихся в среднем звене общеобразовательной школы.
Приложение.
-
Портрет одаренного ребенка
-
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. -
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. -
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. -
Склонен к рискованным действиям. -
Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. -
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. -
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. -
Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других. -
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения. -
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
-
Диагностика.
Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
1-2 класс
Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников.
Метод проведения:
анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
-
математика и техника (1-й столбец листа ответов); -
гуманитарная сфера (2-й столбец); -
художественная деятельность (3-й столбец); -
физкультура и спорт (4-й столбец); -
коммуникативные интересы (5-й столбец); -
природа и естествознание (6-й столбец); -
труд по самообслуживанию (7-й столбец).
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию ___________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»
-
Решать логические задачи и задачи на сообразительность. -
Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести. -
Петь, музицировать. -
Заниматься физкультурой. -
Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры. -
Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе. -
Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу). -
Собирать технический конструктор. -
Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами. -
Самостоятельно рисовать. -
Играть в спортивные, подвижные игры. -
Руководить играми детей. -
Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми. -
Ходить в магазин за продуктами. -
Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др. -
Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных). -
Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы. -
Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам. -
Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми. -
Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.). -
Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др. -
Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др. -
Знакомиться с историей (посещать исторические музеи). -
Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества. -
Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи. -
Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение). -
Ухаживать за домашними растениями. -
Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.). -
считать самостоятельно, заниматься математикой в школе. -
Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями. -
Участвовать в постановке спектаклей. -
Заниматься спортом в секциях и кружках. -
Помогать другим людям. -
работать в саду, на огороде, выращивать растения. -
Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
3-4 класс
Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов).
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
-
интеллектуальная (1-й столбец листа ответов); -
творческая (2-й столбец); -
академическая (3-й столбец); -
художественно-изобразительная (4-й столбец); -
музыкальная (5-й столбец); -
литературная (6-й столбец); -
артистическая (7-й столбец); -
техническая (8-й столбец); -
лидерская (9-й столбец); -
спортивная (10-й столбец).
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию _____________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:
«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;
«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Вопросы:
-
Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями. -
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения. -
Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету». -
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. -
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям. -
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи. -
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других. -
Интересуется общением со сверстниками. -
Инициативен в общении со сверстниками. -
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений. -
Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации. -
Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею. -
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить. -
Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь. -
Чутко реагирует на характер и настроение музыки. -
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта. -
Интересуется актерской игрой. -
Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. -
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей. -
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. -
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас. -
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства). -
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают. -
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д. -
Хорошо поет. -
Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль. -
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. -
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки. -
Легко общается с детьми и взрослыми. -
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников. -
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. -
Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие. -
Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. -
Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке. -
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. -
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное. -
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт. -
Любит чертить чертежи и схемы механизмов. -
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное. -
Бегает быстрее всех в классе. -
Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия. -
Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме. -
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность. -
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых. -
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. -
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства. -
Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения. -
Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. -
Часто руководит играми и занятиями других детей. -
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений. -
Наблюдателен, любит анализировать события и явления. -
Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи. -
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два. -
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. -
Хорошо играет на каком-либо инструменте. -
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. -
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. -
Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом. -
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста. -
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. -
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова. -
Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов. -
Умеет делать выводы и обобщения. -
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем. -
В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение. -
Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. -
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. -
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей). -
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям. -
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.). -
Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов. -
Способен предложить большое количество самых разных идей и решений. -
В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.). -
Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре. -
Сочиняет собственные, оригинальные мелодии. -
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения. -
Любит игры-драматизации. -
Быстро и легко осваивает компьютер. -
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим. -
Физически выносливее сверстников.
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
Родительское исследование
-
У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет) -
Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет) -
Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет) -
Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет) -
Он очень любит рисовать (Да / нет) -
Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет) -
Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет) -
Мой ребенок занимается спортом (Да / нет) -
Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________________________________________________________ -
С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. ____________________________________________
Карта моих интересов
№ п/п | Вопросы | Ответ (да / нет) |
1 | Есть ли у тебя друзья? | |
2 | Нравится ли тебе проводить с ним свободное время? | |
3 | Тебе нравятся уроки математики? | |
4 | А русского языка? | |
5 | Чтение книг – твое любимое занятие? | |
6 | Нравится ли тебе получать хорошие отметки? | |
7 | Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам? | |
8 | С радостью ли ты ходишь в школу? | |
9 | Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения? | |
10 | Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву? | |
11 | Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний? | |
12 | Тебе нравится решать математические задачи? | |
13 | Стараешься ли ты находить разные способы решения задач? | |
14 | Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру? | |
15 | Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей? | |
16 | Ты хочешь узнавать новое о природе своего края? | |
17 | Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты? | |
18 | Ты подкармливаешь животных зимой? | |
19 | Ты с удовольствием работаешь на уроках труда? | |
20 | Ты любишь рисовать? | |
21 | Ты любишь узнавать новое о великих художниках? | |
22 | Ты посещаешь кружки? | |
23 | А спортивные секции? | |
24 | Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях? | |
25 | Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе? | |
26 | Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения? | |
27 | Любишь ли ты делать приятное своим друзьям? | |
28 | Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства? | |
29 | Есть ли у тебя домашние обязанности? | |
30 | С удовольствием ли ты выполняешь их? | |