Файл: Содержание детской субкультуры Кунафина Анастасия Сергеевна.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.11.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание детской субкультуры
Выполнила: Кунафина Анастасия Сергеевна
Детская субкультура
  • Субкультура — это форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителем основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы и т.п.
  • Детская субкультура — особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенно­стей поведения, форм общения и деятельности самих детей, сво­его рода культура в культуре, живущая по специфическим и са­мобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.
Детская картина мира
Детская картина мира – это особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром. Сегодня мир детства рассматривается как автономная социокультурная реальность, обладающая своим собственным языком, структурой, функциями и традициями. Детская картина мира: Проблематизация
Вопросы ребенка относительно преобразований обычного в необычное и предполагают выход за предел обыденных причинно-следственных связей, например: «Что б сказал Шарик, если бы вдруг заговорил?» или «А если день и ночь вместе будут, то будет больше темно или больше светло?» Такие вопросы не имеют однозначных ответов, они заставляют работать воображение ребенка и взрослого, являются средством расширения их сознания. Детская картина мира: философствование
Философствование – это интеллектуальная рефлексия, присущая человеку. Детское философствование, стимулируемое педагогическим воздействием, становится эффективным механизмом развития мышления, нравственности и адаптации ребёнка. Детское философствование рассматривается как интеллектуальный показатель социализации ребёнка, сопряжённый с развитием критического мышления. В связи с агрессивной информационной политикой в обществе, способность противостоять внешнему влиянию и критически оценивать информацию и принимать взвешенные решения – это навыки, приобретаемые благодаря детскому философствованию.
Детская картина мира: Смеховой мир
Смеховой мир детства встроен в детскую субкультуру наряду с миром страшного, опасного, а также с миром божественного, мистического — в социокультурной регуляции жизни детского сообщества. Виды детского юмора:
  • розыгрыши и поддевки сверстников и взрослых;
  • пародии («У Лукоморья дуб спилили...»);
  • детская неприличная поэзия и садистские стишки. Смеховая активность ребенка это всякий раз подтверждение собственного существования через как бы выворачивание себя и окружающих «наизнанку».
Детская картина мира: словотворчество
Ребенок экспериментирует со словом для того, чтобы быть
услышанным взрослым, выделяя свою уникальную речь из речевого
потока старших и одновременно побуждая их к общению.
Часто дети придумывают «тайные языки», что говорит о стремлении к автономизации детской субкультуры.
Ребенок или взрослый, читая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному. Сказка помогает:
  • снижению уровня тревожности и агрессивности у детей;
  • развитию умения преодолевать трудности и страхи;
  • выявлению и поддержке творческих способностей;
  • формированию навыков конструктивного выражения эмоций;
  • развитию способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Сказка представляет возможность проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений, исследовать других людей и их реакции, по отношению к нему, к ребенку, постигать смысл происходящих вокруг него явлений. Наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картину мира, и в зависимости от этого ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом. Детский правовой кодекс


Детский правовой кодекс – компонент детской субкультуры, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками, в том числе:
  • использование обзывалок в процессе разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, жадина - говядина)
  • использование дразнилок - специфических способов воспитательных воздействий на сверстников и своеобразных форм словесной самозащиты (например, «первые – горелые, вторые - золотые»)
  • ритуальные компоненты детского общения (например, «сядем на кроватку – поделим шоколадку») .
Ведущее место занимают разнообразные виды иг­ровой деятельности и продуктивные виды деятельности, а также походы в особые (страшные) места (подвалы, черда­ки, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, мусорка, стройка); рас­сказывание страшных историй, детское гадание и т.д.;
  • «Интересные места» – это места, где можно беспрепятственно наблюдать чужую жизнь, отличную от жизни ребёнка.
  • «Злачные места» – места, где добывается запретное или совершается недолжное.
  • «Места уединения» - те места, где не потревожат, где ребёнку удобно и уютно.
  • «Места встреч» являются местом общего сбора детей, посиделок, разговоров компании приятелей.
  • «Места экзистенциально-философских и религиозных переживаний» - места, самостоятельно найденные ребёнком, куда он ходит один, чтобы пережить особые состояния души.
Детская мода
  • Детская группа – носитель детской субкультуры, она формируется в совместной деятельности детей и формируется на достаточно ранних ступенях социогенеза.
  • Возрастные субкультуры создают свои нормы и правила поведения, игровые традиции, создают свою моду в одежде, в играх, игрушках и предметах и т. Д
  • Эстетические представления детей составляет детская мода, плетение веночков и т.д. Отношение к моде у детей совершенно другое, чем у взрослых. Для них через моду важно показать всем свою уникальность, показать, что он обладает некими способностями как любимый сказочный персонаж или кумир из реального мира.
  • Детская мода – противоречивое понятие, так как мода – это свободный выбор человека, который не доступен ребёнку, в связи зависимостью от родителей. Но, также, процесс выбора и получение предпочитаемой одежды возможны благодаря взрослому.
Традиции детской субкультуры

Предметы собственных ценностей (детское собирательство, разнообразные коллекции, секреты, тайники), позволяют ребенку ощутить себя в мире.
В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования.
Собирательство: «сокровищницы» малышей включают у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, детальки, а у девочек: куколки, заколки, резинки, пузыречки.
Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.
В среднем дошкольном возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы.
Традиции детской субкультуры
В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования.
Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции». Коллекционирование как элемент детской субкультуры – «особый мир», в котором ребенок выражает свои интересы, эмоции, способности и предпочтения. Коллекция является отражением внутреннего мира человека. Детский фольклор
«Детский фольклор - одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой к коммуникативной деятельности», - М.В. Осорина. Детский фольклор - явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка.
Художественная форма детского фольклора специфична: для него характерна своя образная система, тяготение к ритмизированной речи и к игре.

Виды детского фольклора: считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки и т.д.
Спасибо за внимание!