Файл: Методические рекомендации по суммативному оцениванию по предмету Основы права.pdf
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ 3А 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Охрана труда, права и обязанности членов семьи,
административная ответственность»
Тема
Как защищается законодательством труд несовершеннолетних?
Как защищаются права ребенка?
В каких случаях возникает административная ответственность?
Цели обучения
9.4.3.1 Анализировать правовые нормы в отношении труда несовершеннолетних
9.5.3.2 Анализировать права детей в обществе и семье, ссылаясь на правовые акты
9.6.2.2 Объяснять виды административной ответственности и порядок их применения, анализируя правовые ситуации
Критерий оценивания
Обучающийся
Определяет правовые нормы в отношении труда несовершеннолетних на основе анализа ситуации
Определяет права детей в семье, на основе решения ситуации
Определяет виды административной ответственности на примере ситуации
Уровень
мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1. Решите правовую ситуацию.
14-летние подростки Митин и Чепилев купили бутылку вина, и выпили ее в подъезде дома. Опьянев, они начали драться и нечаянно разбили стекло на лестничной площадке. При составлении протокола Митин и Чепилев указали, что вино купили в магазине № 7.
Продавец этого магазина Окулова, не отрицая факт продажи вина, заявила, что ребята выглядели старше своих лет, и она считала их совершеннолетними.
Административная комиссия оштрафовала родителей Митина и Чепилева на 1 МРП каждого. На продавца Окулову наложила предупреждение и штраф в размере 1 МРП.
Какое административное правонарушение допустили подростки____________________
___________________________________________________________________________
Какое административное правонарушение допустил продавец магазина _____________
___________________________________________________________________________
Законно ли решение, принятое административной комиссией? Обоснуйте свой ответ.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2.Решите ситуационныезадачи по защите труда несовершеннолетних а) 14-летний Мамаев обучается без отрыва от производства в 9-м выпускном классе общеобразовательной школы. Администрация не предоставила ему сокращенный рабочий день в связи с учебой, ссылаясь на то, что для него как несовершеннолетнего
13 уже установлен сокращенный рабочий день.
Права ли администрация? Найдите нарушения трудового законодательства в данном случае. Аргументируйте свой ответ.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________ b). В трудовой договор семнадцатилетнего Е. был внесен пункт, обязывающий его выходить на работу в выходные и праздничные дни, если администрация сочтет это необходимым.
Будет ли обладать юридической силой рассматриваемое условие трудового договора? В чем особенность привлечения несовершеннолетних к работе в выходные и праздничные дни? Аргументируйте свой ответ.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3.Рассмотритеправовую ситуацию. Используя статью 60 из Кодекса РК «О браке
(супружестве) и семье», выполните задания.
«Статья 60. Право ребенка жить и воспитываться в семье
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства...
В отдел социальной защиты одного из районов г. Кокшетау обратились жильцы дома, которые просили принять меры в отношении своих соседей, устраивающих дома постоянные скандалы. Супруги, имеющие троих детей (двое – несовершеннолетние), злоупотребляют алкоголем, являются безработными. Деньги, которые зарабатывает старшая 18-летняя дочь, отбирают родители. Дети испытывают физическое и психическое насилие со стороны отца.
1) Определите, какие права ребенка нарушают родители?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2) Назовите государственнй орган, который защищает права детей?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3) Укажите не менее 3 правовых документов, защищающих права ребенка
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
14
Критерий
оценивания
№
задания
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Определяет виды административной ответственности на примере ситуации
1 определяет вид административного правонарушения подростков;
1 определяет вид административного правонарушения продавца магазина;
1 определяет законность действий административной комиссии;
1 дает обоснование законности действия административной комиссии;
1
Определяет правовые нормы в отношении труда несовершеннолетних на основе анализа ситуации
2 определяет законность действий администрации;
1 анализирует нарушение
Трудового кодекса РК;
1 аргументирует ответ;
1 определяет соответствие условий трудового договора с ТК РК;
1 определяетвозраст привлечения несовершеннолетних к работе в выходныеи праздничные дни;
1 аргументирует ответ;
1
Определяет права детей в семье, на основе решения ситуации
3 определяет права ребенка;
1 определяет орган, занимающийся защитой прав ребенка;
1 называет
3 документа, защищающие права ребенка.
3
Всего
15
баллов
15
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Охрана труда, права и обязанности членов семьи, административная ответственность»
Ф.И.О. учащегося_______________________________________________________________________________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Определяет виды административной ответственности на примере ситуации
Затрудняется в объяснении административной ответственности на примере ситуации.
Допускает ошибки в определении административной ответственности подростков, продавца и административной комиссии на примере ситуации.
Определяет административную ответственность на примере ситуации.
Определяет законность действий администрации по отношению к несовершеннолетним работникам
Затрудняется в определении законности действий администрации по отношению к несовершеннолетним работникам.
Допускает ошибки в определении законности действии администрации, возраста работников в соответствии с
ТК РК.
Определяет законность действий администрации по отношению к несовершеннолетним работникам.
Определяет права детей в семье, на основе решения ситуации
Затрудняется в анализе прав детей в семье, на основе решения ситуации.
Допускает ошибки в анализе прав детей в семье, на основе решения ситуации.
Определяет права детей в семье, на основе решения ситуации.
16
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Правовое государство и гражданское общество,
защита прав потребителя, важность семьи в обществе»
Тема
В чем значение формирования гражданского общества?
Знаем ли мы свои права как потребители?
В чем социальная роль семьи?
Цели обучения
9.1.2.2 Определять роль и важность институтов гражданского общества
9.3.4.1 Предлагать пути защиты прав потребителей
9.5.4.1 Оценивать значимость семьи в обществе
Критерий оценивания
Обучающийся
Оценивает роль и важность институтов гражданского общества
Аргументирует пути защиты прав потребителей
Дает оценку значимости семьи в воспитании детей
Уровень мыслительных
навыков
Навыки высокого порядка
Время выполнения
20 минут
Задания
1.Прочитайте текст и выполните задание.
Развитие Казахстана как динамичного, современного государства с высокими стандартами качества жизни возможно только на основе активизации человеческого потенциала, предприимчивости граждан, дальнейшего становления гражданского общества.
Гражданское общество – общество, где главным действующим лицом и субъектом происходящих в нем процессов и отношений выступает человек со всей системой потребностей, интересов и ценностей. Политическим фундаментом гражданского общества служат правовое государство и демократия, которые необходимы для обеспечения всех прав и свобод личности, развития общества.
Объясните значимость институтов гражданского общества в становлении и развитии
Казахстана как правового государства. Подтвердите свой ответ двумя аргументами и одним примером.
_______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
2. Решите ситуацию
Покупательница приобрела холодильник, который сломался через 19 месяцев при гарантии 2 года. Она сдала холодильник в гарантийную мастерскую, где его из-за отсутствия запчастей ремонтировали 7 месяцев. Они потребовали оплату ремонта под предлогом, что гарантийный срок холодильника закончился. Покупательница согласилась с их требованием и оплатила ремонт холодильника.
Какую ошибку допустил потребитель?
___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Как в таком случае потребитель может защитить свои права?
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
17
Напишите не менее 3-х прав потребителя
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
3.Используя ПОПС-формулу напишите эссе на тему «Роль семьи в воспитании детей» (70-
80 слов)
Позиция «Я согласен/не согласен с…»
Обоснование «Потому что…» (не менее 2-х аргументов)
Примеры «Я могу доказать это на примере…» (не менее 2-х примеров)
Следствие (вывод) «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…»
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
18
Критерий
оценивания
Задание
№
Дескриптор
Балл
Обучающийся
Оценивает роль и важность институтов гражданского общества
1 объясните значимость институтов гражданского общества;
1 приводит первый аргумент;
1 приводит второй аргумент;
1 приводит один пример;
1
Аргументирует пути защиты прав потребителей
2 выявляет нарушение прав потребителя;
1 описывает пути защиты прав потребителя;
1 определяет 1 право потребителя;
1 определяет 2 право потребителя;
1 определяет 3 право потребителя;
1
Дает оценку значимости семьи в воспитании детей
3 определяет собственную позицию по заданной теме;
1 приводит не менее 2-х аргументов в поддержку своей позиции;
2 приводит не менее двух примеров, подтверждающих позицию;
2 делает обоснованный вывод по теме эссе.
1
Всего
15 балл
19
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Правовое государство и гражданское общество, защита прав потребителя, важность семьи в обществе»
Ф.И.О. учащегося_____________________________________________________________________________________________
Критерий оценивания
Уровень учебных достижений
Низкий
Средний
Высокий
Оценивает роль и важность институтов гражданского общества
Затрудняется в оценке роли и важности институтов гражданского общества.
Допускает ошибки при оценивании роли и важности институтов гражданского общества: 1/2/ аргумент/ пример.
Оценивает роль и важность институтов гражданского общества.
Аргументирует пути защиты прав потребителей
Затрудняется в аргументировании путей защиты прав потребителей.
Допускает ошибки при определении ошибок потребителей и путей защиты их прав: 1/2/3 аргумент.
Аргументирует пути защиты прав потребителей.
Дает оценку значимости семьи в воспитании детей
Затрудняется в оценке значимости семьи в воспитании детей.
Допускает ошибки в элементах
ПОПС-формулы: аргумент/пример/следствие.
Дает оценку значимости семьи в воспитании детей.