Файл: Учебники составляются в соответствии с программой и для каждого класса составляется отдельный учебник.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
За последние десятилетия для начальной школы созданы различные комплекты учебников по математике, в основе которых лежат разные математические и методические идеи. Создание многочисленных учебников вызвано потребностью общества в подготовке подрастающего поколения, способного жить и работать в новых постоянно изменяющихся условиях. Современному государству нужны образованные граждане, занимающие активную жизненную позицию, умеющие ставить цели, находить различные пути их достижения, отстаивать свою точку зрения. В процессе подготовки такой личности именно начальная школа занимает особое место, т. к. в этот период целенаправленно формируется учебная деятельность, складывается отношение к учению и к миру в целом. Сейчас на первый план выдвигаются цели развития и воспитания личности. Для этого надо максимально использовать возможности всех предметов. Модернизация образования активизировала процесс пересмотра традиционных подходов к начальному обучению, в том числе математике. Однако инновации в образовании должны сочетаться с наиболее ценными традициями, прошедшими проверку временем.
Виды учебников и их краткое описание
Учебники составляются в соответствии с программой и для каждого класса составляется отдельный учебник.
-
Учебник включает теоретический материал (определения некоторых понятий, свойства, правила и т. д.), который располагается в определенной системе и является логическим стержнем всего курса. С ним связываются вопросы практического характера. Кроме того, учебник включает и систему упражнений, с помощью которых учащиеся должны усвоить как теоретические знания, так и приобрести умения и навыки, определяемые программой. Таким образом, учебник является одновременно и сборником упражнений. -
При раскрытии каждого вопроса предусматривается подготовительная работа, ознакомление с материалом и закрепление. На каждой из этих ступеней предусматривается система специальных упражнений, выполнение которых учащимися должно обеспечить осознанное и прочное усвоение теоретических знаний, выработку умений и навыков. Упражнения предлагаются в различных формах (часто в занимательных). Учителю при подготовке к уроку очень важно увидеть назначение каждого упражнения и правильно использовать их. -
В зависимости от содержания материала и подготовленности детей иллюстрации от класса к классу изменяются:
1 кл. – предметные картинки;
2 кл. – появляются таблицы и схемы;
3 и 4 кл. – преобладают схемы, таблицы, чертежи.
-
Материал учебника раскрывается по темам, которые определены программой. Темы разделены на небольшие, логически законченные части, каждая из которых предназначается для изучения на одном уроке. -
Для уроков закрепления знаний, умений и навыков в учебнике также предусмотрен материал, он дан в специальных разделах «Упражнения для закрепления». Материал из этих разделов может быть использован и для дифференцированных заданий. -
Оформление учебника изменяется от класса к классу, меняется размер шрифта.
Система изложения теоретического материала и вопросов практического характера определяются требованиями программы.
Учебник «Математика», 1 – 4 классы, авторы М. И. Моро, М. А. Бантова.
-
Структура учебника соответствует содержанию программы. -
Вопросы теории и практики связаны между собой. Прослеживается связь арифметического материала с другими вопросами курса (км, кг, доли, дроби). -
Система изложения материала: подготовительная работа, ознакомление, закрепление. -
Совмещение в одном пособии учебника и задачника. -
Поурочное построение учебника. Материал каждого урока отделяется кружком. -
Наличие дополнительных упражнений.
К учебникам для каждого класса издаются в помощь учителю методические пособия. Издается ряд дополнительных учебных пособий: тетради на печатной основе, дидактический материал для индивидуальной и дифференцированной работы, программа, литература для внеклассной работы, журнал и газета «Начальная школа».
Часто для изучения математических отношений и операций используют специально созданные пособия. Такие пособия являются более эффективными, чем сами предметы или ситуации, взятые из окружающей жизни.
Правильное использование наглядности на уроках математики способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщениям, которые затем применяются на практике.
В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений и навыков, для проверки их усвоения.
Важным условием эффективности использования наглядности является применение на уроке достаточного и необходимого количества наглядного материала. Необходимо иллюстрировать незнакомые детям предметы, встречающиеся в задаче. Однако нет необходимости в показе картинок известных детям предметов.
В процессе обучения важно своевременно переходить от предметных и образных наглядных пособий к условной (символической) наглядности (например, если вначале при ознакомлении с решением задач нового вида содержание задачи иллюстрируют действиями с предметами, то позднее достаточно записать задачу кратко). Роль символической наглядности возрастает с накоплением у детей математических знаний и развитием мышления учащихся; символическая наглядность становится основным средством наглядного обучения математике.
III.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учить лекцию, подготовиться к ЛПЗ.
IV. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Продолжите фразы:
На уроке я узнала …
Мне понравилось …
Мне было интересно…
Я испытывала трудности …
Анализ учебников математики по обучению младших школьников решению логических задач
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединён арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление обучающихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.
Проанализируем учебники по математике, авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова УМК «Школа России» на предмет наличия в них логических задач по плану:
-
включены ли логические задачи в учебники; -
какие виды логических задач решают ученики; -
какие приёмы решения использованы; -
какие виды заданий по логическим задачам предлагаются.
Начнём анализ с учебников за 1 класс.
В данных учебниках логические задачи включены в дополнительную часть, так называемые «задания повышенной трудности».
Дети решают логические задачи следующих видов: подбор и соотнесение объектов; разбиение объектов по группам в соответствии с выделенным признаком; задачи на установление временных, пространственных, функциональных отношений; задачи на переливание.
При решении подобных задач дети, чаще всего пользуются приёмом словесного рассуждения.
Приведём примеры типичных логических задач, представленных в учебнике математики за 1 класс.
1) Оля, Даша и Катя идут в цирк. У них билеты в разные ряды: второй, шестой и третий. Оля сидела ближе к арене, чем Даша, но дальше, чем Катя. Кто в каком ряду сидел? [24,с. 121]
2) Покажи, как можно с помощью 7 счётных палочек выложить 1 пятиугольник и 1 треугольник. [24, с. 122]
3) Есть два бидона: в один входит 7 л., а в другой-з л. Как с помощью этих бидонов отмерить 4 л. Воды? [25, с. 68]
4) Коля выше Пети, но ниже Васи. Кто из них самый высокий? Кто из них ниже всех? [25, с. 83]
Таким образом, мы видим, что в учебниках за первый класс присутствуют логические задачи разных видов, но все они решаются приёмом