Файл: Учебники составляются в соответствии с программой и для каждого класса составляется отдельный учебник.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За последние десятилетия для начальной школы созданы различные комплекты учебников по математике, в основе которых лежат разные математические и методические идеи. Создание многочисленных учебников вызвано потребностью общества в подготовке подрастающего поколения, способного жить и работать в новых постоянно изменяющихся условиях. Современному государству нужны образованные граждане, занимающие активную жизненную позицию, умеющие ставить цели, находить различные пути их достижения, отстаивать свою точку зрения. В процессе подготовки такой личности именно начальная школа занимает особое место, т. к. в этот период целенаправленно формируется учебная деятельность, складывается отношение к учению и к миру в целом. Сейчас на первый план выдвигаются цели развития и воспитания личности. Для этого надо максимально использовать возможности всех предметов. Модернизация образования активизировала процесс пересмотра традиционных подходов к начальному обучению, в том числе математике. Однако инновации в образовании должны сочетаться с наиболее ценными традициями, прошедшими проверку временем.





Виды учебников и их краткое описание

Учебники составляются в соответствии с программой и для каждого класса составляется отдельный учебник.

  1. Учебник включает теоретический материал (определения некоторых понятий, свойства, правила и т. д.), который располагается в определенной системе и является логическим стержнем всего курса. С ним связываются вопросы практического характера. Кроме того, учебник включает и систему упражнений, с помощью которых учащиеся должны усвоить как теоретические знания, так и приобрести умения и навыки, определяемые программой. Таким образом, учебник является одновременно и сборником упражнений.

  2. При раскрытии каждого вопроса предусматривается подготовительная работа, ознакомление с материалом и закрепление. На каждой из этих ступеней предусматривается система специальных упражнений, выполнение которых учащимися должно обеспечить осознанное и прочное усвоение теоретических знаний, выработку умений и навыков. Упражнения предлагаются в различных формах (часто в занимательных). Учителю при подготовке к уроку очень важно увидеть назначение каждого упражнения и правильно использовать их.

  3. В зависимости от содержания материала и подготовленности детей иллюстрации от класса к классу изменяются:


1 кл. – предметные картинки;

2 кл. – появляются таблицы и схемы;

3 и 4 кл. – преобладают схемы, таблицы, чертежи.

  1. Материал учебника раскрывается по темам, которые определены программой. Темы разделены на небольшие, логически законченные части, каждая из которых предназначается для изучения на одном уроке.

  2. Для уроков закрепления знаний, умений и навыков в учебнике также предусмотрен материал, он дан в специальных разделах «Упражнения для закрепления». Материал из этих разделов может быть использован и для дифференцированных заданий.

  3. Оформление учебника изменяется от класса к классу, меняется размер шрифта.

Система изложения теоретического материала и вопросов практического характера определяются требованиями программы.
Учебник «Математика», 1 – 4 классы, авторы М. И. Моро, М. А. Бантова.

  1. Структура учебника соответствует содержанию программы.

  2. Вопросы теории и практики связаны между собой. Прослеживается связь арифметического материала с другими вопросами курса (км, кг, доли, дроби).

  3. Система изложения материала: подготовительная работа, ознакомление, закрепление.

  4. Совмещение в одном пособии учебника и задачника.

  5. Поурочное построение учебника. Материал каждого урока отделяется кружком.

  6. Наличие дополнительных упражнений.

К учебникам для каждого класса издаются в помощь учителю методические пособия. Издается ряд дополнительных учебных пособий: тетради на печатной основе, дидактический материал для индивидуальной и дифференцированной работы, программа, литература для внеклассной работы, журнал и газета «Начальная школа».

Часто для изучения математических отношений и операций используют специально созданные пособия. Такие пособия являются более эффективными, чем сами предметы или ситуации, взятые из окружающей жизни.

Правильное использование наглядности на уроках математики способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщениям, которые затем применяются на практике.
В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений и навыков, для проверки их усвоения.



Важным условием эффективности использования наглядности является применение на уроке достаточного и необходимого количества наглядного материала. Необходимо иллюстрировать незнакомые детям предметы, встречающиеся в задаче. Однако нет необходимости в показе картинок известных детям предметов.

В процессе обучения важно своевременно переходить от предметных и образных наглядных пособий к условной (символической) наглядности (например, если вначале при ознакомлении с решением задач нового вида содержание задачи иллюстрируют действиями с предметами, то позднее достаточно записать задачу кратко). Роль символической наглядности возрастает с накоплением у детей математических знаний и развитием мышления учащихся; символическая наглядность становится основным средством наглядного обучения математике.

III.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учить лекцию, подготовиться к ЛПЗ.

IV. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Продолжите фразы:

На уроке я узнала …

Мне понравилось …

Мне было интересно…

Я испытывала трудности …

Анализ учебников математики по обучению младших школьников решению логических задач

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединён арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление обучающихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.

Проанализируем учебники по математике, авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова УМК «Школа России» на предмет наличия в них логических задач по плану:

  • включены ли логические задачи в учебники;

  • какие виды логических задач решают ученики;

  • какие приёмы решения использованы;

  • какие виды заданий по логическим задачам предлагаются.


Начнём анализ с учебников за 1 класс.

В данных учебниках логические задачи включены в дополнительную часть, так называемые «задания повышенной трудности».

Дети решают логические задачи следующих видов: подбор и соотнесение объектов; разбиение объектов по группам в соответствии с выделенным признаком; задачи на установление временных, пространственных, функциональных отношений; задачи на переливание.

При решении подобных задач дети, чаще всего пользуются приёмом словесного рассуждения.

Приведём примеры типичных логических задач, представленных в учебнике математики за 1 класс.

1) Оля, Даша и Катя идут в цирк. У них билеты в разные ряды: второй, шестой и третий. Оля сидела ближе к арене, чем Даша, но дальше, чем Катя. Кто в каком ряду сидел? [24,с. 121]

2) Покажи, как можно с помощью 7 счётных палочек выложить 1 пятиугольник и 1 треугольник. [24, с. 122]

3) Есть два бидона: в один входит 7 л., а в другой-з л. Как с помощью этих бидонов отмерить 4 л. Воды? [25, с. 68]

4) Коля выше Пети, но ниже Васи. Кто из них самый высокий? Кто из них ниже всех? [25, с. 83]

Таким образом, мы видим, что в учебниках за первый класс присутствуют логические задачи разных видов, но все они решаются приёмом