Файл: М. А. Холодная Интеллектуальная одаренность на разных этапах возрастного развития.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М.А. Холодная
Интеллектуальная одаренность на разных этапах возрастного развития
В исследованиях интеллектуальной одаренности приходится сталкиваться с ключевым противоречием, которое имеет прямое отношение к пониманию природы одаренности вообще и интеллектуальной одаренности в частности: не всякий интеллектуально одаренный ребенок становится одаренным взрослым человеком и, в свою очередь, не всякий интеллектуально одаренный взрослый был в детстве одаренным ребенком. Иными словами, наблюдается эффект
инверсии развития одаренности: был одаренным – перестал быть одаренным, не был одаренным – стал одаренным [2].
Отметим при этом один существенный момент. При оценке проявлений одаренности ребенка
(младшего школьника, подростка, старшеклассника) во внимание принимается принцип презумпции одаренности: педагоги склонны признавать одаренным любого ребенка с отдельными признаками одаренности (прежде всего с высокими учебными достижениями либо высоким показателями когнитивных способностей); готовы работать с детьми, в которых они подозревают потенциальную одаренность; считают необходимым тратить специальные усилия для снятия психологических преград, мешающих проявиться скрытой одаренности ребенка, и т.д.
Напротив, по отношению ко взрослому человеку критерий оценки весьма жесткий: одаренным взрослым мы считаем человека, имеющего реальные сверхординарные достижения в той или иной конкретной области деятельности (в виде технических открытий, научных монографий, общезначимых произведений искусства, результативных социальных реформ, успешных менеджерских решений и т.п.).
Следует признать, что процесс превращения одаренного ребенка во взрослого человека достаточно часто складывается весьма драматично. По-видимому, можно говорить о регрессивном и прогрессивном вариантах «перехода» детской одаренности в качества взрослого человека.
При регрессивном переходе признаки детской одаренности либо полностью угасают, либо трансформируются в такие черты личности взрослого человека, которые исключают возможность сверхординарных достижений. Соответственно могут быть выделены четыре типа взрослых:
«обычные» (признаки детской одаренности угасли полностью), «способные» (человек прекрасно поет в компании, замечательно рисует на досуге, однако к его ведущей профессиональной деятельности эти способности не имеют отношения), «оригиналы» (неадекватная самореализация на фоне сохранения высокого уровня притязаний) и «деструктивные» (дезадаптивный тип жизнедеятельности вплоть до проявлений психопатологической симптоматики).
При прогрессивном переходе одаренность взрослого человека высту пает в трех основных формах: «компетентные» (лица с высокой успешностью выполнения определенных видов деятельности, отличающиеся большим объемом хорошо организованных предметных знаний и готовностью принимать эффективные решения в соответствующей предметной области),
«талантливые» (лица с экстраординарными достижениями в конкретном виде деятельности, которые находят свое воплощение в некоторых реальных, объективно новых, в той или иной мере общепризнанных материальных или идеальных продуктах) и «мудрые» (лица с высоким уровнем интеллектуальных возможностей, связанных с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей).
Психологические исследования зрелых форм интеллектуальной одаренности взрослых людей показывают, что в их основе лежат процессы накопления и обогащения индивидуального ментального опыта личности – когнитивного, понятийного, метакогнитивного, интенционального.
Так, у «компетентных» («экспертов») происходит трансформация и спецификация когнитивного и понятийного опыта, у «талантливых» –интенционального опыта, у «мудрых» – метакогнитивного опыта [2]. Особую роль в перестройке ментального опыта играют такие факторы, как целенаправленная и интенсивная практика в соответствующей области деятельности; уникальные по своему содержанию детские впечатления, фиксирующиеся в индивидуальном опыте в виде специфических умонастроений и верований; разнообразные формы общения с другими людьми (в первую очередь, со «значимыми другими», которые оказывают влияние на изменение мировосприятия одаренного человека); рост продуктивного самоотношения; фактор случайного события» и т.д.
Поэтому неудивительно, что интеллектуальную одаренность взрослого нельзя описать и предсказать на основе IQ (то есть уровня развития только лишь когнитивных способностей). В
частности, соотношение между IQ и реальной продуктивностью (прежде всего в области профессиональной деятельности) является криволинейным, то есть максимальные достижения соотносятся с уровнем IQ около 116–119 единиц, тогда как низкий и сверхвысокий интеллект могут быть препятствием для реальных достижений. Аналогично интеллектуальную одаренность взрослого человека невозможно описать в терминах своеобразия личностных черт.
Что же отличает психический ресурс интеллектуальной одаренности на этапе взрослости? Одно из перспективных направлений исследований в этом направлении – анализ интеллектуальной одаренности как постепенно развивающейся компетентности, выступающей в качестве основы эффективной деятельности взрослого человека.
Согласно Дж. Равену, компетентность – это особая форма одаренности, которая включает следующие компоненты: предметные знания (знания в определенной предметной области); специфическую мотивацию (выраженность индивидуальных интересов, инициативу); способы мышления; индивидуальные ценности. По его мнению, в обществе не так уж велик спрос на
равенство как таковое, однако существует острая экономическая, социальная и психологическая потребность в равенстве в разнообразии. Именно такой потребности и отвечает понятие
«компетентность» [1].
Согласно Р. Стернбергу, компетентность – это одаренность в ее реальном выражении. Если одаренный индивидуум не приобретает различные формы компетентности, то он либо перестает быть одаренным, либо попадает в категорию «бывших одаренных». По его мнению, неверно говорить, что одаренные дети к возрасту взрослости «теряют свой дар», ибо на самом деле они не приобретают необходимой компетентности. Таким образом, в основе реальных достижений взрослого человека лежит совсем другой тип компетентности (поэтому успешное выполнение ребенком математических тестов не гарантирует, что он станет успешным математиком) [4].
Таким образом, интеллектуальная одаренность взрослого человека – это специфическое состояние индивидуальных ментальных ресурсов, которое обеспечивает принятие эффективных решений и инициацию эффективных действий в определенной предметной области. Во-первых, на первый план выходит содержательный аспект интеллектуальной деятельности (усвоение декларативных, процедурных, неявных знаний, а также способов экспликации и преобразования знаний). Соответственно ключевой аспект интеллектуальной одаренности на этапе взрослости – это концептуальные способности, а именно способность порождать некоторое объективно новое ментальное содержание и выражать его в адекватных знаковых либо материализованных формах.
Во-вторых, важную роль играет метакогнитивный опыт (механизмы непроизвольной и произвольной саморегуляции интеллектуальной деятельности). В-третьих, в ментальных ресурсах одаренного взрослого человека интегрируется его познавательный, эмоциональный, мотивационный и духовно-ценностный опыт. В-четвертых, становление интеллектуальной одаренности – медленный и постепенный процесс, связанный с особенностями эволюции индивидуального ментального опыта (включая проявления импринтинга, кристаллизации опыта под влиянием фактора случайных событий и т.п.).
Особый интерес представляет вопрос о специфике проявлений интеллектуальной одаренности у пожилых и старых людей. На этом возрастном этапе мы также сталкиваемся с противоречием: с одной стороны, наблюдается резко выраженное снижение уровня сформированности основных когнитивных функций (сенсо-моторики, внимания, оперативной памяти, пространственных способностей и т.д.), с другой, – остаются сохранными вербальные, в первую очередь, нарративные способности. Характерно, что именно в области исследования интеллектуальной деятельности пожилых людей появилось понятие «нарративный интеллект», который определяется как способность организовывать свой опыт в виде устных либо письменных историй (J. Bruner, W.
Randell и др.). Нарративный интеллект является основой мудрости, в том числе способности человека давать советы, наставлять и выступать в качестве носителя ценностных знаний.
Нарративная деятельность рассматривается как предпосылка интеллектуальной сохранности и высокого качества жизни в пожилом и старческом возрасте (про словам Дж. Брунера, «готовность рассказывать историю своей жизни равноценна желанию и возможности жить»).
Таким образом, развитие интеллектуальной одаренности в разных возрастах – детстве, взрослости, старости – имеет нелинейную динамику и характеризуется изменениями как в ее проявлениях (потенциальные возможности – реальные достижения – выдающиеся заслуги), так и
Что же отличает психический ресурс интеллектуальной одаренности на этапе взрослости? Одно из перспективных направлений исследований в этом направлении – анализ интеллектуальной одаренности как постепенно развивающейся компетентности, выступающей в качестве основы эффективной деятельности взрослого человека.
Согласно Дж. Равену, компетентность – это особая форма одаренности, которая включает следующие компоненты: предметные знания (знания в определенной предметной области); специфическую мотивацию (выраженность индивидуальных интересов, инициативу); способы мышления; индивидуальные ценности. По его мнению, в обществе не так уж велик спрос на
равенство как таковое, однако существует острая экономическая, социальная и психологическая потребность в равенстве в разнообразии. Именно такой потребности и отвечает понятие
«компетентность» [1].
Согласно Р. Стернбергу, компетентность – это одаренность в ее реальном выражении. Если одаренный индивидуум не приобретает различные формы компетентности, то он либо перестает быть одаренным, либо попадает в категорию «бывших одаренных». По его мнению, неверно говорить, что одаренные дети к возрасту взрослости «теряют свой дар», ибо на самом деле они не приобретают необходимой компетентности. Таким образом, в основе реальных достижений взрослого человека лежит совсем другой тип компетентности (поэтому успешное выполнение ребенком математических тестов не гарантирует, что он станет успешным математиком) [4].
Таким образом, интеллектуальная одаренность взрослого человека – это специфическое состояние индивидуальных ментальных ресурсов, которое обеспечивает принятие эффективных решений и инициацию эффективных действий в определенной предметной области. Во-первых, на первый план выходит содержательный аспект интеллектуальной деятельности (усвоение декларативных, процедурных, неявных знаний, а также способов экспликации и преобразования знаний). Соответственно ключевой аспект интеллектуальной одаренности на этапе взрослости – это концептуальные способности, а именно способность порождать некоторое объективно новое ментальное содержание и выражать его в адекватных знаковых либо материализованных формах.
Во-вторых, важную роль играет метакогнитивный опыт (механизмы непроизвольной и произвольной саморегуляции интеллектуальной деятельности). В-третьих, в ментальных ресурсах одаренного взрослого человека интегрируется его познавательный, эмоциональный, мотивационный и духовно-ценностный опыт. В-четвертых, становление интеллектуальной одаренности – медленный и постепенный процесс, связанный с особенностями эволюции индивидуального ментального опыта (включая проявления импринтинга, кристаллизации опыта под влиянием фактора случайных событий и т.п.).
Особый интерес представляет вопрос о специфике проявлений интеллектуальной одаренности у пожилых и старых людей. На этом возрастном этапе мы также сталкиваемся с противоречием: с одной стороны, наблюдается резко выраженное снижение уровня сформированности основных когнитивных функций (сенсо-моторики, внимания, оперативной памяти, пространственных способностей и т.д.), с другой, – остаются сохранными вербальные, в первую очередь, нарративные способности. Характерно, что именно в области исследования интеллектуальной деятельности пожилых людей появилось понятие «нарративный интеллект», который определяется как способность организовывать свой опыт в виде устных либо письменных историй (J. Bruner, W.
Randell и др.). Нарративный интеллект является основой мудрости, в том числе способности человека давать советы, наставлять и выступать в качестве носителя ценностных знаний.
Нарративная деятельность рассматривается как предпосылка интеллектуальной сохранности и высокого качества жизни в пожилом и старческом возрасте (про словам Дж. Брунера, «готовность рассказывать историю своей жизни равноценна желанию и возможности жить»).
Таким образом, развитие интеллектуальной одаренности в разных возрастах – детстве, взрослости, старости – имеет нелинейную динамику и характеризуется изменениями как в ее проявлениях (потенциальные возможности – реальные достижения – выдающиеся заслуги), так и
ее механизмах (когнитивные способности – концептуальные способности – нарративные способности).
Литература
1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр,
2002.
2. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.
3. Холодная М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития
// Психологический журнал. 2011.Т. 32. № 5. С. 69–78.
4. Sternberg R. Giftedness as developing expertise // International handbook of giftedness and talent / Ed. by K. Heller et al. Amsterdam: Elsevier science, 2000, рр. 55–66.
Литература
1. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр,
2002.
2. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.
3. Холодная М.А. Эволюция интеллектуальной одаренности от детства к взрослости: эффект инверсии развития
// Психологический журнал. 2011.Т. 32. № 5. С. 69–78.
4. Sternberg R. Giftedness as developing expertise // International handbook of giftedness and talent / Ed. by K. Heller et al. Amsterdam: Elsevier science, 2000, рр. 55–66.